«Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников»
консультация по теме

Сухорукова Наталья Алексеевна

 

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие

дошкольников»

  Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.

  В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Развитие интеллекта ребенка включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

  Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

  Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

  Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).       Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

1.  с игрушками и предметами;

2.  настольно-печатные;

3.  словесные.

   Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

   В качестве помощи могут служить картотеки с разного рода дидактическими играми для дошкольников, которые можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно. Дидактических игр великое множество, ознакомиться с ними вы можете, перейдя по следующим ссылкам:

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-shkolnyj-portfel

http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/didakticheskie_igry.html

http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-s-doshkollnikami/411-didakticheskie-igri-dlya-doshkolnikov.html

http://detsadmickeymouse.ru/load/igry_s_doshkolnikami/didakticheskie_igry_dlja_doshkolnikov/71

http://loqinova.blogspot.ru/2012/06/blog-post.html

http://pedagoginfo.blogspot.com/2011/07/didakticheskie-igry-dlja-doshkolnikov.html

http://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov

http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov

http://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/didakticheskie-igry-na-razvitie-vnimaniya.html

 Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников

В данной работе изложена роль различных  игр, направленных на развитие памяти, воображения, внимания у детей дошкольного возраста.  Развивающая игра - эффективное средство формирования таких...

Консультация для родителей: "Влияние массажа рук на интеллектуальное развитие дошкольника"

Массаж для развития пальцев рук.Игры, упражнения для подготовки руки дошкольника....

Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.

Зачетная работа по теме: Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста....

Презентация "Влияние дидактических игр на интеллектуальный опыт детей"

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для интеллектуального развития в это время. Поэтому во...

«Влияние дидактических игр на интеллектуальный опыт детей 5-7 лет»

В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальн...

Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению...

Консультация для воспитателей на тему «Влияние дидактических игр на интеллектуальный опыт детей 5-7 лет»

Консультация для воспитателей на тему«Влияние дидактических игр на интеллектуальный опыт детей 5-7 лет»...