А у вас дома живет Почемучка?
статья (средняя группа) на тему
К 4-5 годам недавние малыши вступают в новый период развития - эру "почемучек". Ребенка интересует всё! В этой статье вы найдете ответы на вопросы, которые интересуют родителей: почему дитя задает вопросы, зачем; как правильно отвечать на вопросы ребенка; где найти информацию; а также игры и упражнения для развития словаря ребенка и активизации его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_u_vas_doma_zhivet_pochemuchka_sayt.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
А у вас дома живет «ПОЧЕМУЧКА»?
Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)
Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны. И начинается! Что тикает в часах? Почему идет дождь? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Куда солнышко ночью прячется?
Все эти вопросы – доступный способ получения информации, а главный источник – родные и близкие люди: мама, папа, бабушки, дедушки и т.д. Часто ребенок задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Не стоит сердиться на него за это, ведь таким образом малыш пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остаётся прежним. А то вдруг сегодня это дерево называется береза, а завтра — как-то иначе? Ребенок открывает для себя закон постоянства. И самое лучшее, что может сделать любящий родитель, - это старательно отвечать на все вопросы «Почемучки». Ведь именно в этом возрасте закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.
Отвечая на вопросы ребенка, старайтесь следовать этим нехитрым советам:
- Всегда отвечайте малышу кратко и образно, простыми словами и фразами, понятными малышу.
- Позволяйте ребенку самому искать ответы: «Какой интересный вопрос! А ты сам что думаешь?» Но не бросайте малютку на сложном пути размышлений. Подталкивайте его в нужном направлении, задавая ему вопросы.
- Никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они Вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.
- Старайтесь ответить на интересующий ребенка вопрос сразу. Даже если вы очень заняты, не отмахивайтесь от своего «почемучки», пообещайте, что ответите на его вопрос чуть позже, но обязательно выполните свое обещание!
- Бывает так, что сразу очень сложно сразу найти ответ на вопрос ребенка. Не бойтесь признаться в этом малышу, но обязательно поищите ответ вместе.
Вам в помощь есть множество дополнительных средств получения информации:
- Подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами.
- Можно использовать познавательные компьютерные игры (Однако не забывайте следить за количеством времени, проведенным у компьютера)
- Передачи по телевизору могут оказать вам неоценимую помощь (каналы Карусель, Discovery и др., серия м/ф «Фиксики»)
- Наглядные пособия и практические навыки тоже пригодятся. Легче показать, чем рассказать, какой листок бумаги падает быстрее – скомканный или ровный. Как и решить вопрос, кто рычит внутри машины, просто открыв капот и пояснив, что этот сложный агрегат дает машинке энергию, благодаря чему она движется. При грамотном подходе весь мир станет учебным материалом.
- И конечно, поддержите любознательность ребенка, играя с ним.
Вот несколько примеров несложных игр и упражнений для развития и поддержания исследовательского интереса вашего малыша
«Почемучка»
В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Ребенку предлагается задавать вопросы взрослым обо всем, о чем он хочет узнать. Если взрослый не может ответить, то ребенок выиграл.
После того, как ребенок спросил все, что мог, полезно попросить его составить небольшой рассказ по этой картинке.
«Какое что бывает»
Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота".
На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: "А что шире ручеек или река?"
Такую игру можно проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?").
Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях - ведь он может еще не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.
«Что нового?»
Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов – полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д.
«Цепочка вопросов»
Вы начинаете задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начав, например, с вопроса: «Почему растут растения? (их поливает дождь, и они растут). Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать.
«Кто летает»
Выбирается ведущий. Он спрашивает: " Ворона летает ? ", " Самолет летает ? ", "Дом летает ? ". Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе " да " можно подниматься на одну ступеньку вверх. Можно просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее).
«Продолжи фразу»
Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.
Суть: вы начинаете предложение, ребенок ее заканчивает. Скажем, так:
Зимой идет снег, а летом….. и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает вам мячик.
Яблоки растут на дереве, а морковка……
Слон большой, а таракан……..
Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..
«Продолжи слово»
Похожая игра. Вы говорите первый слог, концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пускай теперь он придумывает начало, а вы - конец. Хорошая возможность пополнить словарный запас.
«Профессии»
Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый".
«Кто больше знает…»
Просто посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, круглого? Скажите: " Я знаю круглое колесо, а ты? Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите " круглые " слова: мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним. Это будет способствовать повышению его самооценки, даст ребенку ощущение значительности.
Итак, кто больше знает…Холодного? Теплого? Зеленого? Поющего?
Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы родителям. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым вы сможете показать малышу, что вы его любите, слушаете и считаете его вопросы важными. Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательные опыты для дошкольников "Кто в доме природе живет?"
Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...
Сүзле уен “Бу өйдә кем яши?” Игра “Кто живет в этом доме?”
Сүзле уен “Бу өйдә кем яши?” Игра “Кто живет в этом доме?” ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Кто живет у нас дома?».
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...
Календарно-тематическое планирование на тему недели : Домашние питомцы «Кто живет у меня дома»
Тема недели : Домашние питомцы «Кто живет у меня дома» 03.10.2016 -07.10.2016...
Конспект НОД с детьми средней группы на тему: «Из чего строят дома? Кто где живет?»
Цель: расширить представления детей о строительных профессиях, последовательности строительства домов....
Картотека опытов. Для подготовительной группы «Кто в доме-природе живет»
Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду является расширением и обогащением представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание....
Сценарий театрализованного представления по сказке Н.Сладкова «Кто живет в моем дому?» для тростевого театра.
Сценарий театрализованного представления педагогов для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с экологической авторской сказкой Н. Сладкова, животными, которые живу...