Картотека опытов. Для подготовительной группы «Кто в доме-природе живет»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду является расширением и обогащением представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Колокольчик»
Картотека опытов.
Для подготовительной группы
«Кто в доме-природе живет»
Подготовила:
Воспитатель
Клемешова Марина Ивановна
2019-2020г.
Кто в доме-природе живет
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи:
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Опыт 1
«Определение возможности проживания в пустыне верблюдов, неделями обходящихся без воды»
Подышите на зеркало. Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги, выдыхаемый человеком, - так же, как и другими живыми существами, - содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Опыт 2
«Как кошка языком чистит себе шерстку»
Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. О смотрите пилку и палец. Потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
Опыт 3
«Как маскируются животные»
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Опыт 4
«Определение возрасти рыбы»
Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета увеличительное стекло.
Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках: рыб образуются по од ному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
Опыт 5
«Жизненный цикл мушек»
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых конце концов появляются мушки.
Опыт 6
«Как змея меняет кожу»
Наденьте на руку перчатку лучше кожаную или резиновую. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой.
Усилием пальцев руки, на которую надета перчатка, придержите ее так, чтобы снимаемая перчатка начала выворачиваться наизнанку. Перчатка оказалась снятой с руки и вывернутой наизнанку. Это напоминает то, как змея снимает кожу. Змее приходится сначала прорвать кожу на голове возле пасти. Для этого она трется головой обо что-нибудь твердое. Прорвав кожу змея находит камень или палку, цепляет за них край старой кожи и выползает из нее, оставив за собой вывернутую наизнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесной и протирается. Молодые змеи чаще меняют кожу.
Опыт 7
«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»
Возьмите два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках. Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет. Растение, находившееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.
Опыт 8
«Влияние силы тяжести на рост растений»
Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течение недели наблюдайте за положением листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель тянется вверх.
Опыт 9
«Выращивание растений из морковных верхушек»
Материал: песок, мелкая емкость, верхушки моркови.
Наполните емкость песком. Сильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.
Опыт 10
«Растение может обеспечить себя питанием»
Материал: большая широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага.
Опыт 11
«В розовом ростке спрятан целый дуб»
Принести в группу желуди. Оставить в тепле. Через некоторое время разломить желудь. Что видите? (желудь пророс) В розовом ростке спрятан целый дуб.
Опыт 12
«Желуди - семена дуба»
Желудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. Ставим в теплое место, к свету. Наблюдаем, когда появится росток с резными листьями. А из чего вырастает новое растение? Из семечка. Значит, желуди - семена дуба.
Опыт 13
«Корень -устойчивость дерева»
Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива.
Опыт 14
«Корень имеет тонкие волоски, по которым, впитывается вода в основной корень»
Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.
Опыт 15
«Ветер расселяет деревья по новым местам»
Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов в подготовительной группе
Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов для детей подготовительной группы. Опыты подобраны по разделам: живая и неживая природа и др....
Картотека опытов для подготовительной группы
Картотека опытов для подготовительной группы...
Картотека опытов в подготовительной группе
Картотека опытов в подготовительной группе...
Картотека опытов для подготовительной группы
Картотека опытов для подготовительной группы ...
Картотека опытов в подготовительной группе.
Картотека опытов.Подготовительная группа....
Картотека опытов в подготовительной группе.
Помочь детям лучше узнать окружающий мир. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми...
Картотека опытов в подготовительной группе
В подготовительной группе проведение опытов и экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром....