Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".
статья (младшая группа) по теме

 

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общения детей с умственной отсталостью должна быть игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

«Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ».

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя.

Необходимость успешной социализации  и развития коммуникативной компетентности у детей с умственной отсталостью  обусловило выбор темы  данной работы «Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ».

Выделим коммуникативные умения, необходимые для более успешной социализации умственно отсталых детей:

- умение принимать информацию: внимание к сообщениям взрослого и товарищей и стабильность процесса принятия информации;

- умение передавать информацию: умение выразить мысль, намерение, просьбу и полнота сообщения;

- умение взаимодействовать с партнером в процессе совместной деятельности: совместное планирование предстоящей деятельности, ориентация на партнера и отсутствие конфликтных ситуаций. 

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.

Основной формой для развития основ общения детей с умственной отсталостью должна быть игра.

При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности,  позволяет полноценно взаимодействовать, а также развивать умение общаться.

Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

1."Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение и  повторяют.

2."Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

Игры, в которых используются разные движения пальцев, занимают совершенно особое место среди детских игр. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Пальцевые игры оказывают также заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения.

Театрализованная игра – один из подходов приучения детей к искусству речевой коммуникации.

  1. Сначала необходимо выразительно прочитать произведение,
  2.  затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
  3. учить  детей имитационным движениям, учу подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).
  4. Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаем детям попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”)
  5. работа над этюдами, которую проводить надо постоянно, особенно в период постановки спектакля.

Речевые игры доступны в лексическом отношении, включают малые формы русского фольклора и стихи русских и современных поэтов. Речевые игры подобраны таким образом, чтобы они были  по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных и речевых заданий должно происходить постепенно.

Систематическое проведение речевых игр с элементами куклотерапии. Обучая детей приемам кукловождения настольных кукол, начинаю эту работу со знакомства детей с разными куклами-игрушками – резиновыми, мягкими. Особую радость доставляет ребенку игра с куклой, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер, голос, походка.

Групповая музыкотерапия – способ эмоционального воздействия на ребёнка.Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку.  Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе. При этом важно отметить, что наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Игры для детей с глубокой умственной отсталостью

Игровые упражнения по тактильной, коммуникативной, зрительно-слуховой и двигательно-моторной стимуляции....

Открытый урок по коммуникативной стимуляции для детей с глубокой умственной отсталостью "Одуванчик"

Занятие посвещенное ознакомлению детей с первыми признаками весны....

Урок для детей с глубокой умственной отсталостью "Уточка, Петрушка"

Занятия посвещенные ознакомлению детей с игрушками....

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...