Психологические проблемы детей младшего дошкольного возраста
статья по теме

Радионова Елена Ивановна

Консультация для родителей: как помочь ребенку в период адаптации, разрешить проблемы упрямства, медлительности, жадности, искоренить патологические привычки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_problemy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические проблемы

детей младшего дошкольного возраста

(консультация для родителей).

Первые годы жизни – это интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока.

 Повышена и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни естественно привязаны к матери. Такая привязанность необходимая фаза в нормальном психическом развитии ребёнка, в формировании его личности. На основе привязанности формируется чувство любви - это своеобразный эталон в отношениях с людьми.

1.Одна из первых в этом возрасте психологических проблем – это проблема адаптации к детскому саду. Адаптация как приспособление организма к новым социальным условиям включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизических и личностных особенностей ребёнка. Вопросы адаптации начинают решаться задолго до поступления ребёнка в дошкольное учреждение, т. к. необходимо выработать у него определённые умения и навыки, элементарные правила личной гигиены, правила самообслуживания.

2.В психологическую проблему выделяется плач ребёнка. В дошкольном возрасте плач подчёркивает особую эмоциональную чувствительность. Это язык ребёнка и от того, как взрослый его поймёт, во многом зависит взаимоотношение с ним. Обратите внимание, как плачет ребёнок:

-плачет демонстративно громко, « на публику», требует вмешательства и утешения;

-ищет уединения, не называет причину плача;

-плач переходит в истерику.

Эти типы поведения помогают лучше понять характер малыша и оказать помощь. Различаются понятия плач и плаксивость. 

Плаксивость – это постоянное нытьё ребёнка. В психологическом плане плаксивость – симптом внутренней неудовлетворённости, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими. Важно выяснить, чем же вызвана плаксивость, постараться исправить ситуацию, дать понять малышу, что вы понимаете его чувства. Если же, несмотря на меры, плаксивость сохраняется, то она, возможно, является признаком болезненного состояния или неблагополучия в семье.

Плачущий ребёнок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Не следует, и обрывать плач, просто спокойно разберитесь с его причиной, без наказания.

3. Упрямство. В самом общем виде под ним понимают непослушание, стремление ребёнка всё делать по-своему, желание настоять на своём. Пик упрямства приходится на 2,5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Чаще упрямство возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.

 Что же делать, когда у  ребёнка обнаруживаются черты упрямства? Неприятные процедуры превращать в игру, не позволять малышу с помощью истерики добиваться своего, не наказывать, не уговаривать, переключать эмоциональное состояние ребёнка на другие предметы, не вступать с ним в спор.

 Можно дать право выбора: ты сегодня где будешь играть с куклой? Ты сама пойдёшь или за руку? Ты доиграешь или сейчас пойдём гулять? Не добиваться беспрекословного подчинения детей. Вносить юмор в любую ситуацию, внимательно слушать малыша, проявлять заинтересованность его делами. Уважать ребёнка как личность.

4.Жадность. Она проявляется почти у каждого ребёнка, в определённой ситуации, с определёнными людьми.

В возрасте 2-4 лет у детей происходит становление собственного «Я» и жадность следует рассматривать, как стремление отстоять свои границы. Каковы будут ваши действия?

Ни в коем случае не называть ребёнка   жадиной.  Всегда поощряйте его желание поделиться, вовлекайте его в обсуждение подарков для других людей, устраивайте эстафету подарков, хвалите его за любое проявление щедрости, никогда не делитесь игрушками за него.

5.Медлительность. Она связана с врождённой способностью нервной системы – слабой подвижностью нервных процессов. 

В данном случае коррекционную работу нужно начинать с 3-4 лет. Давать медлительным детям посильные задания, постепенно усложняя их и сокращая время выполнения. Постоянно подбадривать, но не торопить. Учить ребёнка абстрактным понятиям « быстрее – медленнее». Заниматься зарядкой под музыку, чередуя быстрые и медленные мелодии. Развивать крупную и мелкую моторику, предлагать игры наперегонки.

6.Плохие привычки или патологические привычки: сосание пальца, грызение ногтей, царапанье. 

Как возникают плохие привычки? Исследования показывают, что дети из семей, где царит напряжённая обстановка, чаще подвержены плохим привычкам. Обычно дети грызут ногти, когда нервничают или возбуждены. Сосут палец, когда ищут положительных эмоций или успокоения. Рекомендации: проводить беседы- игры о плохих привычках; выяснить причину беспокойства, снимать её; уделять внимание гигиене, отвлекать ребёнка жестами, действиями; отказаться от понуканий и одёргиваний, потому что ребёнок это непроизвольно. Необходимо убирать саму причину.

Разобраться в психологических проблемах детей – это значит подобрать ключ к ребёнку, к его созидательной и творческой активности. Представьте себя на месте ребёнка, вспомните себя в детстве, чаще играйте и общайтесь с детьми «лицом к лицу» и тогда все психологические проблемы не будут выступать так остро и напряжённо.    

Педагог – психолог Радионова Е.И.

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Г. Биробиджан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

Изо-терапия как средство обеспечения социально психологического благополучия детей младшего дошкольного возраста.

Терапия искусством помогает максимально реализовать творческие способности ребёнка, позволяет   познать своё предназначение. Благодаря творчеству, ребенок  легче воспринимает болезненны...

Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут прив...

Психологические проблемы детей младшего дошкольного возраста (консультация для родителей).

Первые годы жизни – это интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока....

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

особенности разсития музыкальных способностей детей в младшем дошкольном возрасте...

Рекомендации для родителей: "Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста"

Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.   В ранн...