"Речь ребёнка на шестом году жизни"
статья (старшая группа) на тему

Солдаткниа Надежда Михайловна

Косультация для родителей.

Как развиватся речь ребёнка на шестом году жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_rebyonka_na_6_godu_zhizni.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Речь ребёнка на 6м году                     жизни»

       К 5 годом развитие речи ребенка достигает достаточно высокой степени совершенства: усвоены все звуки родного языка, даже «трудные» сонорные [л], [р], шипящие [ш], [ж], звуковая сторона речи близка к норме. Отдельные сложности могут возникать при дифференциации оппозиционных фонем [с] - [ш], [з] - [ж], [л] - [р]. Развивается фонематический слух и интонационная выразительность речи. Совершенствуется произношение мно госложных слов и слов со стечением нескольких согласных. Иначе говоря, ребенок в основном не допускает пропус ков, замен и перестановки слогов. От дельные ошибки в словах сложной слого вой структуры скорее носят характер свое образной речевой игры со взрослым. На пример, многократное произнесение сло ва «вагоновожатый» как «вагоноводитель»/«трамваеводитель» или слова «бе гемот» как «бебемот»/«бармаглот» не свидетельствует о невозможности пра вильно произнести эти слова, о стремле нии упростить сложное слово. Ребенок переделывает слово на свой лад, чтобы оно звучало, по его разумению, забавнее или правильнее.

       В разговорной речи дети 5-6 лет чаще используют простые предложения, рас пространенные однородными членами, причастными или деепричастными оборотами (умывшись росой, не говоря ни слова) синонимы и антонимы для усиления образности и выразительности речи. Он стремится говорить как взрослый, поэтому в определенных ситуациях его разговорная речь может оказаться даже слегка перегруженной сложными оборотами, вводными словами, союзными словами и подчинительными союзами: «Бабушка пошла  на улицу, вероятно, она зайдет в магазин. Она давно туда собиралась, потому что у  меня день рождения. Мне надо купить подарок.. Вот!».

В этом возрасте бурно развивается связная речь. Дети свободно пересказывают знакомые тексты, могут составить рассказ по картинке, обращая внимание на детали изображения, а не только на главных персонажей и их действия. Интересны для ребенка 6-го года жизни и задания по восстановлению последовательности действий по серии из трех-четырех сюжетных картинок. Он с удовольствием расставляет картинки по порядку, рассказывая, что, по его мнению, произошло с героями. Часто его высказывания начинаются со слов «чтобы», «потому что», «поэтому», что нехарактерно для норм взрослой речи. Так ребенок стремится упростить высказывание, сделать его более , доступным для собеседника, не забывая при этом обосновывать свои рассуждения. Приведем пример рассказа по сюжетной картинке.

• «Вот парк. Здесь гуляют дети. Эта; девочка катается на качелях. А маленький мальчик играет в песочнице. У него в руках лопатка. Чтобы сделать куличик, стучит лопаткой по ведерку» (Алиса, 5. 2 месяца).

Ребенок в возрасте 5-6 лет не испытывает затруднений при увеличении объёма простых предложений в связи с усложнением их грамматического оформления: он называет субъект, его действие, объект или группу объектов, на которые направлено действие, указывает на обстоятельства действия, признаки субъектов и объектов. Появляются в предложениях и однородные» члены, как главные, так и второстепенные. Увеличение объемов простого и сложного предложений происходит практически одновременно, однако сложные предложения ребенок чаще использует в разговорной речи, а не в пересказах, особенно без опоры на картинку. Сравните:

  1. «Вот дом, который построил Ниф-ниф. Он соломенный, потому что поросёнок не хотел долго его строить» (Ваня, 5лет 8 месяцев; показывает на  картинку в книге).
  2. «Ниф-Ниф построил дом из соломы» Оля, 5 лет 9 месяцев; пересказывает сказку по памяти).

Для усиления эффекта от своего высказывания ребенок может сознательно нарушить принятый порядок слов.

  1. «Взаправду это было!» (Андрей, 5 лет месяца).
  2. «Посмотри, какая речка солнечная! Солнышко в ней светит!» (Демид, 5 лет месяцев).

     Психологи и логопеды часто оценивают увеличение количества слов в предложении как показатель адекватного интеллектуального развития. Считается, что ребенок 5 лет пользуется предложениями, состоящими из 12-15 слов (Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьёва). Однако такой формальный подход может привести к ошибкам: так, чрезвычайно эмоциональная и выразительная формулировка собственных мыслей в коротких репликах не свидетельствует о низком уровне развития мышления у ребенка. На наш взгляд, здесь следует четко разграничивать две различные языковые стратегии, которые ребенок 6-го года жизни может по выбору использовать при построении собственного высказывания. Одна стратегия базируется на так называемом памятийном механизме, когда ребенок активизирует в своем словаре готовый набор словесных оборотов, выстраивает их, согласно своей логике, в определённой последовательности. Другая стратегия базируется на механизмах преобразования смысла и содержания чужих высказываний в свою речевую продукцию (Т.В. Базжина, О.Е. Громова, 3, 2004, 2006). В этом случае исходное текстовое содержание свертывается путем переработки в более лаконичные речевые формулировки.

Обе стратегии имеют разные педагоги ческие основания: по памяти, практичес ки наизусть учат рассказывать знакомые сказки малышей 2-3 лет; рассуждать, де лать самостоятельные выводы, придумы вать концовки незавершенных сюжетных линий учат старших дошкольников. Дети 6-го года жизни, по нашему мнению, ока зываются на перепутье: с одной стороны, они способны без затруднения переска зать или составить самостоятельный рас сказ на заданную тему, а с другой - они уже ощутили, что такое речевое творчест во, и им хочется укрепить свои лингвис тические способности на этом интерес ном пути.

Оценивая полноту высказываний ре бенка 5-6 лет, надо обязательно учиты вать, какие начальные условия были зада ны или его собеседником, или самой ситу ацией общения (знакомая тема для беседы или новая история; домашняя обстановка или незнакомое помещение; хорошо зна комый собеседник или человек, которого ребенок видит в своей жизни впервые). Не менее важны и те целевые установки, ко торые ребенок получил до начала обследо вания речи («Говори много, рассказывай как можно больше! Говори правильно! Го вори кратко! Не фантазируй, не болтай лишнего! Внимательно слушай, о чем тебя спрашивают!»). Нередко расхождение в определении цели общения с ребенком со стороны родителей («Надо узнать, почему ты плохо говоришь!») и специалиста, ло гопеда («Надо проверить, как говорит ре бенок!») может привести к невозможности такого общения, а также к речевому и по веденческому негативизму, который ребе нок проявляет к обследованию.

Представляется важным при оценке ре чевой компетенции ребенка учитывать его опыт в придумывании новых слов. Как мы уже писали, детские неологизмы являются позитивным фактором в развитии речи до школьника.

Т.Н. Ушакова систематизировала мате риалы детского словотворчества в специ альных таблицах. Приведем примеры об разования не существующих в русском языке имен существительных из речи де тей 6-го года жизни (подробнее см.: Уша кова Т.Н. Речь: истоки и принципы разви тия. М.: Речь 5е, 2004).

  1. Образование сложносокращенных существительных - желлионы (железные +
    миллионы).
  1. Образование существительных путем отсечения суффикса/суффиксов – сказ («Я сказал, а ты на мой сказ ничего не гово ри!»).
  2. Образование существительных с по мощью суффиксов -ств, -ость, -ени, -от
    и пр.: шоферство, негодяйство, умностъ («Коты первые по умности»), стрижение, сухота («Вы знаете, что бегемоты могутумереть от сухоты»).
  3. Образование существительных жен ского рода - богачовка, дирижерка.
  4. Образование единственного числа существительных, употребляющихся только во множественном числе,  - брызга (от «брызги»).
  5. Образование падежных форм существительного - любови (вместо «любви»),
    Медведев (вместо «медведей»).
  6. Образование существительных-анто нимов: плохец (ср.: молодец), умностъ (ср.: глупость).
  7. Обозначение частиц целого - поро шинки (частицы порошка).
  1. У тебя весь порошок на щетке остался.
  2. Взгляни, ни одной порошинки нет.

9.Образование существительных, обо значающих или деятеля, или предмет, пред
назначенный для действия, -
щемителъ (то, что может прищемить в ловушке).

10.        Образование существительных от глаголов,  прилагательных,  существи
тельных суффиксальным способом:
спорунъя (та, что спорит), служивица (та, что служит), спешилки (часы, которые спе шат), зелизна (от зеленый, по аналогии с «желтизной»), хоботаны (воображаемые звери с хоботами), волколовка (капкан для волков).

Дети 6-го года жизни творчески отно сятся и к придумыванию гла голов, которые, по их мнению, лучше пере дают характер действия, выполняемого объектом: черепашитъ (двигаться, как че репаха), ветритъ (делать ветер), изгорбил ся (сделался горбатым), динъкнутъ (сде лать «динь» - «телефон один раз диньк-нул»).

Ребенок, открывая для себя богатства родного языка, пытается непонятные слова адаптировать к знакомому содержанию. Чутко внимая незнакомому звуковому ряду, он стремится вычленить из него моменты известных слов и выражений, по-своему преобразуя чужие высказывания! Ребенок уже пытается действовать, исходя из своего предыдущего речевого опыта, и это очень важное новообразование в его: речевой деятельности.

Домашние занятия по развитию речи

Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза. Необходимо закреплятъ навыки синтезирования слов трех—пяти звуков, выделения звука в слове и определения его местонахождения, учить ребенка убирать, добавлять, заменяя звук, слог в слове:

  1. Баранка - баран, бусы - усы.
  2. Дочка - удочка, пуск - отпуск.
  3. Рак - мак, калина - малина и т.д.
    Для закрепления этих навыков можно
     использовать разнообразные игры со словами, шарады и т.п.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи ребенка. Следует продолжать совершенствовать предметный и предикативный словарь ребенка, особое внимание уделять употреблению имен прилагательных и наречий, характеризующих качества, свойства предметов, отношения людей, их эмоциональное состояние.

Надо учить ребенка понимать и употреблять сложные слова, состоящие из; двух корней: рыбу ловит рыболов, пешком ходит пешеход, пыль сосет пылесос, лес рубит лесоруб; совершенствовать словарь антонимов и синонимов; закреплять: навыки словоизменения, согласования слов в предложении. Особое внимание необходимо уделять согласованию прилагательных и числительных с существительными единственного и множественного числа (зеленая трава, зеленый чай, зеленое полотенце; одно яблоко, два ябло ка, пять яблок).

Следует знакомить ребенка с различными способами словообразования: приставочным (шить, зашить, перешить), суф фиксальным (рисую - рисовать, записать - записывать); учить образовывать при лагательные от наречий (темно - тем ный), существительных (снег - снежный, дерево - деревянный), сравнительную сте пень прилагательных (теплый - теплее, короткий - короче), прилагательные с лас кательным значением (сладкий - сладенький), однокоренные слова (сад, садовник, садовый).

Особое внимание нужно уделять совер шенствованию грамматической стороны речи: закреплять навыки употребления предлогов, упражнять в составлении про стых распространенных, сложносочинен ных и сложноподчиненных предложений, а также деепричастных оборотов.

Очень важно развивать связную речь. Чтобы стать успешным в школе, ребенок должен уметь связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о собы тиях своей жизни, пересказывать тексты.

Необходимо по тренировать ребенка в составлении  рассказов об игрушках, о домашних и ди ких животных . Вначале можно дать образец рассказа-описания, затем предло жить составить его сначала с опорой на во просы, а затем самостоятельно; при этом хорошо использовать отгадывание и со ставление загадок. Отгадывание загадок закрепляет умение выделять существен ные признаки предметов, развивает на блюдательность, внимание, логическое мышление.

Составление рассказа по серии сюжетных картин помогает установить последовательность событий, овладеть навыками монологической речи. На 6-м году жизни необходимо совершенство вать этот вид рассказывания: вначале рассматривать картинки, определять по следовательность событий, выкладывать картинки в нужном порядке, составлять рассказ по картинкам, устанавливая при чинно-следственные связи, а не просто описывая их. Если рассказ получится не полным или несвязным, можно помочь малышу, задавая ему вопросы, однако по сле этого он должен рассказать сюжет са мостоятельно.

Можно использовать дополнительные виды работы: придумывание названия рас сказа, реплик и диалогов персонажей, до полнение сюжета рассказом о предыдущих или последующих событий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

"Развитие речи ребёнка 4-го года жизни"

На  четвертом  году  дети  обычно  свободно  вступают  в  контакт  не  только  с  близкими,...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Консультация предназначена для родителей детей предшкольного возраста....

Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни

Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...

Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».

Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование  успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей  шестого года жизни.Объект исследовани...