Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"
статья по теме
Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и других проблем опорно-двигательного аппарата. Данный материал основан на научных фактах и содержит полезные рекомендации, которые помогут раширить валеологичекую компетентность и педагогов, и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_sayt_microsoft_office_word.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
(Выступление на родительских собраниях во 2 младшей – подготовительной группах,
Подготовила и провела: старший воспитатель Жих Я.В.)
Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.
При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.
Развитие костной системы:
Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет дошкольников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.
Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (заменяя хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.
До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.
Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.
Осанка:
Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:
- Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу.
- Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
- Изгибы позвоночника умеренно выражены.
- Плечи умеренно развернуты и слегка опущены.
- Лопатки симметричны и не выдаются.
- Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
- Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый.
При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.
Причины формирования неправильной осанки:
- Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
- Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
- Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
- Дефицит витамина D и кальция в организме.
Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.
Для формирования правильной осанки полезно:
- Занятия плаванием.
- Ношение предметов на голове.
- Стойка у стены спиной.
- Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
- Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
- Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы, как можно меньше статических поз).
- Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.
Для формирования правильной осанки вредно:
- Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
- Катание на самокате.
- Поднимание тяжестей согнувшись.
- Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
- Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
- Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
- Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
- Длительное нахождение в неподвижной позе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.
Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».
Статья содержит информацию об условиях использования подвижных игр для детей,имеющих ограничения в основных видах движения по медицинским показаниям.Предложены варианты преобразования подвижных ...
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...