Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
статья на тему
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_13-14.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением опорно – двигательного аппарата
в деятельности социального педагога
Одним из источников активности развивающейся личности ребенка дошкольника выступает эмоциональная сфера. Она играет важную роль в жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как помогает воспринимать окружающий мир и адаптировать в нем. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей воспитанников в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями и оставляющих неизгладимый след в их душе. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.
Изучение особенностей аффективной сферы детей имеет сегодня не только теоретическое, но и конкретное практическое значение. Как известно, аффективная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, П.В. Симонов, К.В. Вилюнас, Е. Изард и др.).
Аффект, по словам Л.С. Выготского, участвует «...в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», поэтому проблемы в аффективной сфере не могут не повлиять на характер психического развития.
В данном контексте эмоциональная сфера выводится в ранг базовых основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире. При этом нарушения эмоциональной сферы как третичный дефект у данной категории детей становится все более разнообразным и трудным для осуществления коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, JI.A. Дружинина, В.А. Кручинин, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и другие).
Педагоги, обучающие и воспитывающие дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, достаточно часто сталкиваются с такими проявлениями как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, боязливость, пониженное настроение, эмоциональные срывы, аффективная возбудимость, агрессивность в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Это обуславливает трудности в усвоении социальных норм и повышает риск дезадаптации на следующем этапе развития.
Вместе с тем, введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования определяет деятельность социального педагога, направленную на формирование личностных качеств, коррекцию недостатков в психическом развитии дошкольников, что обеспечивает социальную успешность детей.
Таким образом, возникает противоречие между пониманием значимости развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата и недостаточной разработанностью условий ее развития в образовательно-воспитательной деятельности социального педагога в ДСКВ.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: какие условия необходимо реализовывать в деятельности социального педагога для развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Все это определило актуальность выбора темы исследования «Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога».
Цель: определить и экспериментально проверить условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательно – воспитательной деятельности социального педагога.
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата будет эффективно, если:
- образовательно – воспитательная деятельность выстраивается с учетом структуры дефекта и ведущего вида деятельности дошкольников;
- развитие эмоциональной сферы носит системный, последовательный характер работы с привлечением воспитателей ДСКВ и родителей дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ ДСКВ № 3 «Солнышко» Анжеро –Судженского городского округа с дошкольниками средней, старшей и подготовительной группы.
В процессе констатирующего эксперимента проводилось изучение анамнеза развития, определение структуры дефекта каждого дошкольника исследуемой группы.
В результате исследования экспериментальной группы нами было выявлено три уровня развития эмоциональной сферы детей.
I группа (норма развития) - 12 %. Дошкольники с нарушение опорно-двигательного аппарата не имеют отклонений в эмоциональной сфере, воспитываются в благополучных семьях, также им оказывалась своевременная психолого – медико – педагогическая помощь.
II группа – 46 %. У детей прослеживается эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, трудности в понимании эмоциональных состояний, бедность эмоциональных проявлений.
III группа – 42 % . У детей с отклонениями в эмоциональном развитии.
Дошкольники не понимают эмоциональных состояний, у них прослеживается бедность эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи; дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками.
Нарушения опорно-двигательного аппарата осложнены задержкой психического развития и семейным неблагополучием.
Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:
- конституциональные причины (тип темперамента, степень тяжести двигательного дефекта, наличие нарушений в сенсорной и интеллектуальной сфере);
- особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением (семейное воспитание, опыт общения со сверстниками и своевременность оказания ПМП воспитанникам и их родителям).
В целом данные констатирующего эксперимента показывают, что у всех детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия.
Все это указывает на необходимость проведения образовательно – воспитательной работы, дающей возможность обогащения эмоциональной сферы, улучшения понимания дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата своих эмоциональных состояний и состояний других людей и формирование умений адекватно выражать эмоциональные реакции.
На основе выявленных особенностей эмоционального развития мы подобрали курс психогимнастик, этюдов, игр, упражнений и авторских занятий, направленных на развитие эмоционально – личностной сферы, данный материал был систематизирован и оформлен в программе по социально-личностному развитию «Я-ТЫ-МЫ».
В ходе формирующего эксперимента использовались групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками, индивидуальные консультации и тренинговые занятия с родителями.
Формирующий эксперимент проводился в течение двух лет.
Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что выделенные условия являются эффективными.
I группа (норма) - увеличилась на 15 % и составила 27 %.
II группа - 61 %.
III группа уменьшилась на 30 % и составила 12 %.
У дошкольников III группы прослеживается незначительная или неустойчивая положительная динамика, в связи с наличием у дошкольников осложненного дефекта, семейного неблагополучия и действием депривационного механизма на ранних этапах развития. Данной группе дошкольников требуется более длительное и комплексное оказание ПМП помощи.
Данные исследовательской работы свидетельствуют об актуальности выбранной темы и эффективности условий развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.
Практическая значимость нашего исследования заключается в апробации эффективных условий и составлении программы развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.
ЛИТЕРАТУРА
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Стёпина ; под. ред. Н.А. Светлова. - М. : Айрис - пресс, 2006. – 160 с.
- Ковалец, К.В. Азбука эмоций [Текст] : методическое пособие для
работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и
эмоциональной сфере / К.В. Ковалец ; под. ред. Н.С.Сурьянинова. - М.: Владос, 2004. – 136 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное
пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева ; под. ред. Т.Л.Козлова.
- Ярославль : Академия развития, 1997. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Статья затрагивает вопрос выбора наиболее эффективных методов и приемов речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ
В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.
Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга, обр...
Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию группы компенсирующей направленности для детей с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата) «Моя семья»
Цель: формировать у детей эмоционально-двигательные реакции - правильное представление о семье.Задачи:1. Образовательные: Формировать у ребенка представление о себе и о своей семье, формиров...