Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
статья на тему

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_13-14.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Условия развития эмоциональной сферы дошкольников

с нарушением опорно – двигательного аппарата

в деятельности социального педагога

   Одним из источников активности развивающейся личности ребенка дошкольника выступает эмоциональная сфера.  Она играет важную роль в жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как помогает воспринимать окружающий мир и адаптировать в нем. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей воспитанников в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями и оставляющих неизгладимый след в их душе. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

Изучение особенностей аффективной сферы детей имеет сегодня не только теоретическое, но и конкретное практическое значение. Как известно, аффективная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, П.В. Симонов, К.В. Вилюнас, Е. Изард и др.).

Аффект, по словам Л.С. Выготского, участвует «...в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», поэтому проблемы в аффективной сфере не могут не повлиять на характер психического развития.

В данном контексте эмоциональная сфера выводится в ранг базовых основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире. При этом нарушения эмоциональной сферы как третичный дефект у данной категории детей становится все более разнообразным и трудным  для осуществления коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, JI.A. Дружинина, В.А. Кручинин, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и другие).

Педагоги, обучающие и воспитывающие дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, достаточно часто сталкиваются с такими проявлениями как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, боязливость, пониженное настроение, эмоциональные срывы,  аффективная возбудимость, агрессивность в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям.  Это обуславливает трудности в усвоении социальных норм и повышает риск дезадаптации на следующем этапе развития.

Вместе с тем, введение Федерального  государственного  образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования  определяет деятельность социального педагога, направленную на формирование личностных качеств,  коррекцию недостатков в психическом развитии дошкольников, что  обеспечивает социальную успешность детей.

Таким образом, возникает противоречие между пониманием значимости развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата и недостаточной разработанностью  условий ее развития в образовательно-воспитательной деятельности социального педагога в ДСКВ.

 Выявленное противоречие позволило определить  проблему исследования: какие условия необходимо реализовывать в деятельности социального педагога для развития эмоциональной сферы дошкольников  с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Все это определило актуальность выбора темы исследования  «Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога».

 Цель: определить  и экспериментально проверить   условия  развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательно – воспитательной  деятельности социального педагога.

Гипотеза: развитие  эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата будет эффективно, если:

  • образовательно – воспитательная деятельность выстраивается с учетом структуры дефекта и ведущего вида деятельности дошкольников;
  • развитие эмоциональной сферы носит системный, последовательный характер работы с привлечением воспитателей ДСКВ и  родителей дошкольников.

Исследование проводилось в   МДОУ ДСКВ № 3 «Солнышко» Анжеро –Судженского городского округа с дошкольниками   средней, старшей и подготовительной группы.

В процессе констатирующего эксперимента проводилось изучение анамнеза развития, определение структуры дефекта каждого дошкольника исследуемой группы.

В результате исследования  экспериментальной  группы  нами было выявлено три уровня развития  эмоциональной сферы детей.

I  группа (норма развития)  - 12 %. Дошкольники с нарушение опорно-двигательного аппарата не имеют отклонений в эмоциональной сфере, воспитываются в благополучных семьях,  также им оказывалась своевременная психолого – медико – педагогическая помощь.

II группа – 46 %. У детей прослеживается эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, трудности в понимании эмоциональных состояний, бедность эмоциональных проявлений.

III группа – 42 % . У детей с отклонениями в эмоциональном развитии.

Дошкольники не понимают эмоциональных состояний, у них прослеживается бедность эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи; дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками.  

Нарушения опорно-двигательного аппарата осложнены задержкой психического развития и семейным  неблагополучием.

    Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:

  • конституциональные причины (тип темперамента, степень тяжести двигательного дефекта, наличие нарушений в сенсорной и интеллектуальной сфере);
  • особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением (семейное  воспитание, опыт общения со сверстниками и своевременность оказания ПМП воспитанникам и их родителям).

В целом данные констатирующего эксперимента показывают, что у всех детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия.

Все это указывает на необходимость проведения образовательно – воспитательной  работы, дающей возможность обогащения эмоциональной сферы, улучшения понимания дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата своих эмоциональных состояний и состояний других людей и формирование умений адекватно выражать эмоциональные реакции.

        На основе выявленных особенностей эмоционального развития мы подобрали курс психогимнастик, этюдов, игр, упражнений и авторских занятий, направленных на развитие эмоционально – личностной сферы, данный материал был систематизирован и оформлен в программе по социально-личностному развитию «Я-ТЫ-МЫ».  

В ходе формирующего эксперимента использовались групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками, индивидуальные консультации и  тренинговые занятия  с родителями.

Формирующий эксперимент проводился в течение двух лет.

Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что выделенные условия  являются эффективными.

I группа  (норма)  - увеличилась  на  15 %  и составила  27 %.

II группа - 61 %.

III группа уменьшилась на 30 %  и составила 12 %.

У дошкольников  III группы прослеживается незначительная или неустойчивая  положительная динамика, в связи с наличием у дошкольников осложненного дефекта, семейного неблагополучия  и  действием депривационного  механизма на ранних этапах развития. Данной группе дошкольников требуется  более длительное и комплексное  оказание  ПМП помощи.

Данные исследовательской работы свидетельствуют об актуальности выбранной темы и эффективности условий развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.      

Практическая значимость  нашего исследования заключается в  апробации эффективных условий и составлении программы развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.

                                         

                                         ЛИТЕРАТУРА    

  1. Данилина, Т.А.  В  мире  детских  эмоций   [Текст] :  пособие  для  практических  работников  ДОУ  /  Т.А.Данилина,  В.Я.Зедгенидзе,  Н.М. Стёпина ; под. ред.  Н.А. Светлова.  -   М. : Айрис - пресс,  2006.  – 160 с.
  2. Ковалец,  К.В.  Азбука  эмоций [Текст] : методическое  пособие  для

работы  с  детьми,  имеющими  отклонения  в  психофизическом  развитии  и  

эмоциональной  сфере / К.В. Ковалец ;  под. ред. Н.С.Сурьянинова. - М.: Владос,   2004. – 136 с.

  1. Кряжева, Н.Л. Развитие  эмоционального  мира  детей [Текст] : популярное  

пособие  для  родителей  и  педагогов / Н.Л.Кряжева ;  под. ред. Т.Л.Козлова.

- Ярославль : Академия  развития,   1997. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Статья затрагивает вопрос выбора наиболее эффективных методов и приемов  речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.

Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга,  обр...

Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию группы компенсирующей направленности для детей с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата) «Моя семья»

Цель: формировать у детей эмоционально-двигательные реакции - правильное представление о семье.Задачи:1. Образовательные: Формировать у ребенка представление о себе и о своей семье, формиров...