«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».
статья по физкультуре на тему
Статья содержит информацию об условиях использования подвижных игр для детей,имеющих ограничения в основных видах движения по медицинским показаниям.Предложены варианты преобразования подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование подвижных игр в коррекции нарушений опорно- двигательного аппарата у старших дошкольников».
Важной частью общей системы воспитания и лечения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) является физическое воспитание, которое требует особых подходов в работе с детьми. Важно осуществлять дифференцированный подход в коррекционно-педагогическом процессе с учетом характера заболеваний детей.
Дошкольные образовательные учреждения посещают дети с различной патологией ОДА (заболевания тазобедренного сустава, нарушение осанки, деформация нижних конечностей, патология стоп, аномалия развития верхних и нижних конечностей), большинство из них имеют сочетанные диагнозы.
Учитывая, что игра - ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, который отвечает потребности организма в жизнерадостных движениях, мы определили возможность использования программных подвижных игр для осуществления коррекции нарушений ОДА при соблюдении следующих условий:
- замена основных видов движений на коррекционные, учитывая показания по основному заболеванию ребенка. В работе с детьми чаще приходится сталкиваться с ограничениями в прыжках и беге, так как в этих упражнениях большая часть нагрузки направлена на тазобедренные суставы. Соответственно, замена упражнений происходит при сохранении схемы движения и направленности на группы мышц (бег - на спортивную ходьбу, прыжки - на ходьбу в приседе). Так в играх «Воробьи-вороны», «Ловишки»- бег заменяется на ползание на высоких и средних четвереньках, спортивную ходьбу; в играх «Лягушки», «Зайцы и волк» прыжки заменяются на ходьбу в приседе, прыжки с опорой на руки;
- изменение правил игры, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к выполнению движений. Так в подвижных играх с бегом, предлагаем детям использовать спортивную ходьбу и делаем акцент на умение уворачиваться от «ловишки». Дети, имеющие варусную деформацию стоп (косолапость) получают специальное задание. Например, в подвижной игре «Футбол»- ведение мяча только внутренним сводом стопы. При необходимости увеличения подвижности позвоночника (при нарушении осанки), используется вариант игры «Ловишки» - «Висячие ловишки», когда нельзя «осаливать» ребенка, находящегося в положении виса на гимнастической стенке.
В процессе работы мы выяснили, что наиболее эффективны и вариативны игры малой и средней подвижности. Они позволяют использовать статические позы коррекции. Включаясь в сюжет игры, дети не утомляются в процессе выполнения коррекционных упражнений (некомфортных для них). Коррекционное положение заранее оговаривается в правилах игры и позволяет исподволь контролировать движения
Игра.и.п. / диагноз, коррекционное и.п. | Варусная деформация. | Вальгусная деформация. | Дисплазия, вывихи т/б с. |
Исходное положение – стоя. -«Бездомный заяц»; «День и ночь»; «Ловишки»; «Догони Буратино» и т.д. | И. п.–«Балерина» (отведение переднего отдела стопы) | И. п.– «Турок» (ноги скрестно) | И. п. – «Лягушка» (полуприсед с разведением коленей) |
Исходное положение – сидя. -«Огуречик»; «Кот и мыши»; «Самолеты» и т. д. | И. п. – сидя между пяток. | И. п. – сидя по турецки. | И. п. – сидя по турецки. |
Для примера рассмотрим игру «Кот и мыши». В обычном варианте дети сидят в «норке» в произвольном положении. А в измененном варианте игры, дети забежав в «норку», должны принять позу коррекции (волшебную позу, которая защитит от «кота»). Следует уточнить, что при плоскостопии принимают положение «по - турецки», при варусной деформации (косолапости)- «лягушка» (сед между пяток). Та же схема применяется в малоподвижных играх, когда детям рекомендуем принять коррекционное исходное положение. Например, в малоподвижной игре «Мяч по кругу», дети стоят в исходном положении «Балерина» (с отведением переднего отдела стопы) или «Турок» (ноги скрестно).
Исходное положение – стоя. - «Море волнуется»; - «Магазин игрушек»; - «Съедобное-несъедобное»; - «Запрещенное движение»; - «Летает - не летает» и т. д. | Варусная деформация И.п.-«Балерина» (отведение переднего отдела стопы) | Вальгусная деформация. И.п.-«Турок» (ноги скрестно). | Дисплазия, вывихи т/б суставов И.п.–«Лягушка» (полуприсед с разведением коленей). |
Исходное положение – сидя. - «Мяч по кругу»; - «Колобок и лиса» | И. п. – сидя между пяток. | И. п. – сидя по турецки. | И.п.- сидя по турецки. |
При проведении эстафет рассматриваем два варианта преобразования:
1 - изменение техники выполнения ОВД (пример-лазание по г/скамейке, подтягиваясь двумя руками - изменение положения ног: отведение переднего отдела стопы при косолапости, скрещенные ноги при плоско- вальгусных стопах).
ОВД | варусная деформация | вальгусная деформация | дисплазия |
•Лазание: по г/скамейке; | с отведением переднего отдела стопы. | со скрещенными ногами. | колени развести, стопы вместе. |
• Равновесие: - ходьба по шнуру; ходьба в приседе; - ходьба с мячом между ногами. | пятки на шнур, носки развести. с отведением переднего отдела стопы. мяч между коленями | ходьба на внешнем своде стопы (шнур между стоп). перенося вес тела с одной ноги на другую. мяч между стоп; | пятки на шнур, носки развести. Перенося вес тела с одной ноги на другую. Мяч между коленями. |
• Бег. | постановка ноги на всю стопу. | на носках. | на носках. |
• Прыжки. | приземление на всю стопу. | Стандартная схема движения. | Стандартная схема движения. |
•Координация ведение мяча ногой (футбол) | внутренним сводом стопы. | внутренним сводом стопы | Внутренним сводом стопы. |
2 - включение коррекционных упражнений (при нарушении осанки - ходьба с переносом предметов на голове, ползание по - пластунски; при деформации стопы - поднимание мелких предметов пальцами стопы; ходьба на пятках с отведением переднего отдела стопы; ходьба с мячом между стоп и т.д.).
Разучивание игр происходит по обычной схеме: обучение- повторение- закрепление. Особое внимание обращаем на выполнение правила, в котором заложено строгое выполнение разученного ранее коррекционного упражнения. Адаптированные подвижные игры используем на физкультурных занятиях в зале, часть игр разработана к применению в условиях улицы, и предложена к использованию воспитателям на прогулке.
Таким образом, используя подвижные игры в коррекционной работе, мы заинтересовываем ребенка выполнением коррекционных упражнений не по принуждению, а самостоятельно и осознанно, что необходимо для выздоровления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с элементами гидрокинезотерапии.
Гидрокинезотерапия – это вид процедур лечебной физкультуры (ЛФК), проводимой в водной среде с погружением в неё всего тела....
Игры и упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Вопросы здоровья детей всегда находятся в центре внимания воспитателя....
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами фитбол-гимнастики
Материал для педагогов ДОУ...
Доклад на педагогическом совете «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ».
Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша....
Коррекция нарушения опорно- двигательного аппарата разной этиологии посредством скандинавской ходьбы
В настоящее время становится все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которое возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Си...
Коррекция нарушений опорно - двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол - гимнастики.
Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики....
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...