Эффективность взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
статья по теме

В статье даются рекомендации, как повыситьпедагогическую компетентность родителей, какие способы и приёмы наиболее эффективны в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_vzaimodeystviya_pedagogov_dou_s_roditelyami.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Эффективность взаимодействия педагогов ДОУ с родителями

                                    Е.А. Королёва

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района  Республики Татарстан

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, сформировать правильное родительское поведение.

          Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

        Но иногда возникает непонимание между педагогами и родителями. Причин, препятствующих продуктивному взаимодействию педагогов с родителями, несколько:

  1. Низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей.
  2. Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом.
  3. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.
  4. Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.
  5. Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
  6. Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.

         Формирование эффективного поведения родителей является сложной   задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов.

         Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

        На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

       Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

      Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

         На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы   повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей; приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

      Для формирования эффективного родительского поведения необходимо пересмотреть принципы взаимодействия ДОУ и семьи. Е.П.Арноутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В.Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей. М.Д.Маханева определяет основные принципы при работе с семьей: единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания; системность и последовательность работы; индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей

       Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Установление доверительных  отношений  предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания. Должна быть личная заинтересованность родителей, которая поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой. Кроме того, только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.

     Формы работы с семьёй могут быть самыми разнообразными и зависеть от поставленных целей и желаемых результатов.

    Информационно-аналитические.         Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.        Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик".

     Досуговые.         Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми        Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

     Познавательные.         Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

     Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

     Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские        . Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

      Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

     Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

       Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

       Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

       Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

      Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙПринципы дошкольной практики,  ориентированной на семью  •Считать семью основным получателем услуг•Стимулировать, подде...

«Педагогический тренинг для родителей дошкольников, как средство эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

Цель тренинга:-создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;-настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.Количество участников: 6—12 человек....

«Эффективное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

В статье даются рекомендации педагогам ДОУ по  взаимодействию  с родителями воспитанников, предлагаются универсальные методы  и приемы эффективного и профессионального взаимодействия....

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Методическая разработка "Эффективное взаимодействие педагогов,социума и родителей в повышении профессиональной компетенции посредством их социального партнерства"

Повышение уровня  профессиональной квалификации педагогов дошкольного образования признавалось и признается в качестве приоритетного направления государственной образовательной политики. В послед...

Стратегия эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

Выступление "Стратегия эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей" было подготовлено в рамках городской дистанционной педагогической конференции "ПЕДАГОГИ и РОДИТЕЛИ - ДВА БЕ...

Эффективность взаимодействия педагога ДОУ с родителями воспитанников.

В данной работе обговорены эффективные  подходы взаимодействия воспитателя  ДОУ с родителями....