Тревожный ребенок
методическая разработка по теме
Тревожный ребенок – это ребенок, который:
- боится всего;
- очень раним;
- мнителен;
- повышенно чувствителен;
- ко всему относится слишком серьезно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnye_deti.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Актуальность проблемы.
Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество таких обращений существенно увеличилось. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные экспериментальные исследования. Изменилось, если так можно выразиться, и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, т.е. наиболее тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению.
Также настораживает то, что возрастает значение неблагополучия в общении со сверстниками и наличие чувства собственной неполноценности в старшем дошкольном возрасте. Ранее значение этих характеристик в возникновении тревожности рассматривалась по отношению преимущественно к подростковому возрасту, и традиционно связывалось с доминированием потребности в общении и развитием самосознания.
2. Признаки тревожности.
Тревожный ребенок – это ребенок, который:
- боится всего;
- очень раним;
- мнителен;
- повышенно чувствителен;
- ко всему относится слишком серьезно.
3. Способы преодоления тревожности.
- Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
- Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте ребенка.
- Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотивов, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы поведения.
- Снимать излишки тревожности в учебных ситуациях (ситуациях успеха/неуспеха).
4. Методические рекомендации по работе с тревожными детьми.
Использование специальных оценок.
Работая с тревожными детьми, следует учитывать их слабое специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату.
Такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно/неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от другого.
Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые дети с высокой тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, педагога в его глазах.
По отношению к тревожным детям используют специальные оценки:
- Максимально развертывается критерий той или иной оценки, замечания, похвалы (т.е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные).
- Повышенное внимание поддержанию в группе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен поучиться.
- Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире – к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребенком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями и навыками. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сориентировать внимание на самой деятельности.
- Шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного к другому.
Прием «Я не могу – Я могу – Я сумею».
Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, взрослый просит его представить другого ребенка, который знает намного меньше, чем он, и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить) и изобразить этого ребенка.
Затем просит представить и изобразить ребенка, который сумеет справиться с заданием. При этом, дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинутся еще дальше.
5. Советы родителям тревожных детей.
Если Вы у своего ребенка в группе отмечаете повышенную тревожность, то можете дать рекомендации родителям. Приведенные ниже рекомендации помогут разрешить им эту проблему.
- Избегайте крайностей: нельзя разрешать все, но и запрещать все тоже нельзя. Четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
- Своим поведением покажите ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в тоже время объясните ребенку, что бывают моменты, когда нужно уделить внимание другим детям, другой работе.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению.
Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия...
Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?
Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...
Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....