МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА
статья (младшая группа) по теме
В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3—4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
А теперь поговорим о малыше. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают и ахают, причитают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка.
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду — самое тяжелое.
Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?»
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время каждый воспитатель может рассказать массу случаев из жизни, когда даже пятилетние дети после нескольких дней пребывания в саду плачут и цепляются за мамину юбку. Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, и родители, заглянув через пять минут в окно детского сада, видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками.
В более старших группах полезно поручать «старожилам» своего рода шефство над вновь пришедшими. «Старички» наслаждаются своей ответственностью, а «новички» чувствуют себя принятыми группой. В этот непростой для ребенка период адаптации родители должны быть готовы в любой момент прийти ему на помощь Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния. Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, — главный фактор на пути атеросклероза. Уже в десятилетнем возрасте фиксируются значительные изменения сосудистой стенки — это все последствия стрессовых состояний.
1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип — система выработанных условных рефлексов). В период адаптации эта система меняется. А ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты — изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении — облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения
адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.
I этап — подготовительный.
Его следует начинать за 1—2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания новеньким, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого, и т. д. То же будет происходить и при укладывании спать. Воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т. д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап — в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
II этап — основной.
Главная задача данного этапа — создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав
обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Эта встреча для него не последняя. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама помогает ребенку освоиться, поддерживает его интерес к окружающему. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому мама может на некоторое время выйти из группы, а если ребенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения в том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.
III этап — заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2—3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь — сон.
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
1. Воспитатели просят разрешения побывать у ребенка
дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими чле
нами семьи, с самим ребенком, узнают следующую инфор
мацию:
- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;
- как называют ребенка дома;
- чем больше всего любит заниматься ребенок;
- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.
2. Во время визита воспитателя к ребенку домой родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.
Для того чтобы ребенок еще до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как в уже знакомое место, воспитатели готовят фотоальбом о жизни дошкольного учреждения.
3. Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорит: «Наконец-то ты пришел!Мы так давно тебя ждем».
Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2—3 месяцев.
Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы вгруппу.
Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и, главное, их красивое оформление. Если уребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.
На период адаптации необходим щадящий режим:детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.
В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки, тихое
звучание музыки.
Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.
Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медикопедагогических советах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста...
Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...
Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»
Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...
Психолого-физиологические механизмы развития у дошкольника
В статье дается представление о развитии высших психических функций у ребенка в разные периоды жизни. Важность понимания родителями физиологического созревания и возникших в этот период психических но...
Статья "Онтогенез формирования акустического гнозиса или механизм развития экспрессивной речи"
Почему мы наблюдаем ситуацию, что дети поздно начинают говорить? С чем связано большое количество детей, у которых нарушено звукопроизношение? Моя статья в кратце расскажет о механизме развития ...
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...
«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...