Психолого-физиологические механизмы развития у дошкольника
консультация по логопедии по теме

Васильева Светлана Петровна

В статье дается представление о развитии высших психических функций у ребенка в разные периоды жизни. Важность понимания родителями физиологического созревания и возникших в этот период психических новообразований у ребенка, поможет правильному отношению к ребенку со стороны родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      В период дошкольного детства (4—6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.
            Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.
           Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Младшие дошкольники быстро утомляются от однообразных движений, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому
в ходе занятий необходимо ограждать их от длительных, монотонных, непосильных нагрузок, так как это приводит к чрезмерному утомлению. Очень важно предусматривать в режиме чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
         В связи с относительной слабостью костно-мышечного аппарата, быстрой утомляемостью мышц дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
       Сердечно-сосудистая система детей хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Среднее артериальное давление у детей от 3 до 7 лет колеблется от 73 до 76 мм ртутного столба. Частота сердечных сокращений тем больше, чем меньше возраст ребенка. У 3—4-летних пульс равен 100—110 ударам в минуту, у 5—6-летних — 90—100.
        Нервная регуляция сердца несовершенна, сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы
.
       Развивающийся организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления пластических веществ, идущих на построение органов и тканей. При этом у ребенка процессы усвоения веществ будут быстрее, чем процессы их распада и сгорания. Чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей. В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост и отложение веществ, чем на работу мышц.
         В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются периоды ускоренного роста, отмечаются феномены так называемых скачков роста. В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В период развития организма человека такие скачки наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3—4-кратное увеличение массы тела за год, рост увеличивается преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5—6 лет (так называемый «полуростовой скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост увеличивается преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13—15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища), так и        в результате каждого периода ускоренного роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны настроиться на работу в условиях новой морфологической ситуации.
         При каждом скачке роста развитие организма имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Отсюда вытекает необходимость всегда соотносить состояние организма с конкретным этапом возрастного развития. Иными словами, этапность развития организма не абстракция, придуманная учеными для облегчения анализа, а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.
         В
возрасте 5—6 лет происходят очень глубокие перестроения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма. Эти перестроения касаются прежде всего наиболее глубоких, базисных характеристик, связанных с тканевой энергетикой. С точки зрения мышечной энергетики в этот период происходят становление и дальнейшее развитие механизмов, обеспечивающих функционирование аэробной энергетики.      Так, если у 6-летних детей емкость аэробного источника составляла 3000 Дж/кг, то в 7 лет уже 5500 Дж/кг, а в 8 лет — 15 000 Дж/кг. Относительно высоких значений достигает и уровень аэробной мощности, составляющий в 8-летнем возрасте примерно 3,5 Вт/кг (у взрослых — около 4 Вт/кг). Однако достигнутый уровень функциональных возможностей мышечной аэробики будет потерян уже в следующем периоде в связи с развитием и активацией в 9-летнем возрасте очередной фазы перестройки организма.
          В этом периоде ребенок активно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период называют игровым, так как игра, причем преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе. Однако и общий план строения тела, и структурные особенности многих органов и тканей как бы подчинены этой задаче, приспособлены к интенсивной двигательной активности, с которой обычно связаны коллективные игры. Так, скелетные мышцы детей этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных систем, малоутомляемых и хорошо приспособленных к длительным, но не слишком интенсивным нагрузкам. Относительно большой размер сердца, повышенная диффузионная способность легких, структура сосудистого русла — эти и многие другие морфологические и функциональные свойства детского организма в этом возрасте как бы предназначены для осуществления этапной целевой функции. В этом возрасте
все функции организма достигают своеобразного расцвета. Это относится к самым разным органам и системам организма, так что к возрасту 10—11 лет ребенок в норме представляет собой образец оптимальной организации структур и функций человеческого организма, которые работают с очень высокой эффективностью.

      Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками (Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов. — 5-е изд. — М., 2000. — С. 163).
              Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

      Социальная ситуация развития изменяет место ребенка
      изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека.

 Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
          
Игра. Она оказывает большое влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
           В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и примеры его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
              Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
           В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.
           Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В. С. Мухина, специфика рисования как особого вида деятельности заключается именно в изобразительной, знаковой деятельности.
        
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов; самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

      Мышление
           Мышление в дошкольном возрасте характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.
          Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.
           Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
        Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
       На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить собственное поведение.

      Речь 
        К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
        Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
      Интенсивно растет словарный запас ребенка.
      Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка.
      Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.
      Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
      — речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
      — появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
      — ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
      — ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
      — речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
      — речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

      Восприятие
        Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь: ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
        В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
      — восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
      — зрительное восприятие становится одним из ведущих;
      — воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
      — совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

      Внимание
          Внимание в дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок акцентирует свое внимание на предстоящей деятельности.

            В этом возрасте:

      — значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
      — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
      — внимание становится опосредованным;
      — внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
      — появляются элементы послепроизвольного внимания.

      Память
           Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
        
У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет его сферу познавательной деятельности. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
         В среднем дошкольном возрасте (между 4-м и 5-м годами) появляется новое психическое новообразование, в связи с чем, начинает формироваться произвольное запоминание, произвольная память
.
         Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
         Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

      Воображение
         Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.
        К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Действия воображения формируются как замысел в форме наглядной модели; как образ воображаемого объекта; как образ действия с объектом.

       Эмоциональность.

  Возникает эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
       Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, предвосхищение.
      Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
      Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

      Развитие мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
           Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль ограничителей. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды, более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка,запрет, хотя взрослые накладывают на это большие надежды.      Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).
               Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при
воображаемом-контроле.
         В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и
новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием; мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.
             В этот период начинает складываться
индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. 

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.
        Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, оценивает их как хороших или плохих.
          Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

      Развитие самосознания Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
          Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
        
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.
           О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.
        К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.
          Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания      

Усвоение норм у ребенка через собственное осознание предполагает:
      а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
      б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки;

      в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

          Кризис семи лет.      Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе периода.
          Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — М., 1968). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.
           Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.
        Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
        Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и изменениях социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
         Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
      — интеллектуальная готовность

      — личностная (в том числе мотивационная) готовность;
      — социально-психологическая готовность ребенка дошкольного возраста;
      — готовность эмоционально-волевой сферы.

      Литература:
      1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М., 1968.
      2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — С. 264.
      3. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М., 1997.
      4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — С. 336.

ИГРУШКИ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Н. А. Федосова, В. И. Романина

Набор кукол

      1. Разнообразные куклы с набором сезонной одежды и обуви
      2. Куклы для кукольного театра (русские народные сказки)
      3. Набор кукол в национальных костюмах

Набор игрушек-животных

      1. Домашние животные
      2. Дикие животные
      3. Зоопарк

Технические игрушки (механические)

      1. Автомобили грузовые
      2. Автомобили легковые
      3. Гараж
      4. Автомобили гоночные
      5. Автомобили специального назначения (пожарные, санитарные, милиция, автофургоны, с прицепом)
      6. Автобусы, троллейбусы
      7. Светофор со световым эффектом
      8. Лодки, катера
      9. Самолеты, вертолеты,
      10. Телефон
      11. Кассовый аппарат
      12. Весы

Игровые строительные наборы

      1. Настольные строительные материалы
      2. Геометрические фигуры
      3. Детское домино
      4. Детское лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»
      5. Лего по темам: «Игрушки», «Сюжеты из мультфильмов и сказок», «Времена года», «Растения и животные».
      6. Лего:
      Сборка машин № 4601, № 4603, № 4606;
      Слот и его друзья № 4171;
      Дом Тины № 4172;
      Отправляемся на поиски приключений № 4172;
      Гонки года № 4176.
      7. Строительные материалы по темам: «Машины», «Железная дорога».

Дидактические игрушки

      1. Пирамидки.
      2. Матрешки 4—5-местные (герои сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя»).

Книжки с наклейками

      1. Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.
      2. Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.
      3. Книжки-раскраски с наклейками.
      4. Книжки-раскраски.
      5. Книжки с выдвижными деталями.

Настольно-печатные игры

      1. Разрезные картинки типа «Логический квадрат», которые содержат парные пазлы
      2. Кубики с предметными и сюжетными картинками
      3. Мозаика
      4. Шашки, шахматы
      5. Пособия с пальчиковыми играми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-физиологические и социально-педагогические проблемы развития и адаптации обучающихся начальных классов.

Психолого-физиологические и социально-педагогические проблемы развития и адаптации обучающихся начальных классов....

Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...

Проектная деятельность как механизм развития дошкольника

Представляю материал для выступления на педагогических советах,совещаниях....

Консультация «Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников»

В п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - сквозные механизмы развития ребёнка...

Консультация для родителей по теме: «Психолого-физиологические особенности развития детей 6-7 лет»

Каждый год в жизни ребенка - это целый мир, в котором есть свои уникальные правила и нормы.  Психолого-физиологические особенности развития детей 6-7 лет выражаются в том, что длиться значимый пе...