Музыка и математика
занимательные факты (подготовительная группа) по теме
Музыка и математика
В античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. При помощи музыкального инструмента- монохорда ( предшественника современного рояля)- древнегреческие теоретики делали математические исчисления. А в учении Пифагора математика представлена как эстетика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_matematika.docx | 15.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и математика
В античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. При помощи музыкального инструмента- монохорда ( предшественника современного рояля)- древнегреческие теоретики делали математические исчисления. А в учении Пифагора математика представлена как эстетика.
В различные эпохи философы подчеркивали скрытую взаимосвязь, существующую между музыкой и математикой. Исследователи Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц находили разнообразные « точки соприкосновения » математического знания и музыкального творчества (ритм, вариации – перестановки; симметрия - отражение, пропорции, последовательности; параллели- аналогии, противоположности, упорядочение, повторение, структура).
Математический компонент представляет собой основы знания соответствующей науки, а музыкально-художественный, как образец художественного творчества, можно считать произведением, родственным прикладному искусству.
В учении Пифагора о гармонии сфер число и звук также оказываются неразрывно связанными. Гармония – одно из понятий, имеющих математическое выражение ( знаменитое «золотое сечение» ) и вместе с тем применимое к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. В математике, как и музыке, есть постоянные и переменные величины. Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и недлящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение . А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть «выразительное, символическое конструирование числа в сознании. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».
Что же может сочетаться при музыкально-математическом содержании? Это положение на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц (геометрических фигур, счета, задач и т.д.), временных и пространственных отношений -нотная грамотность (ноты как знаки и их расположение на нотном стане, понятия выше, ниже и т.д.), содержание общих категорий (ритм, симметрия и др.)
*Свойства художественного восприятия мира:
- художественная образность;
- гармония, полифония;
- символичность музыкальной грамоты;
- эмоциональное «разгорание»;
- насыщение переживаний и ассоциаций;
- становящийся и забывающийся звук;
- звукоразличение.
*Свойства математической деятельности:
- абстрактное соотношение элементов фигур;
- логика рассуждений;
- символичность математических терминов;
- оптимальность работы мыслительных операций;
- переход к абстрактному мышлению;
- преобразования;
- сравнение фигур , объектов, величин.
Примерные задания:
- на демонстрацию аналогичности гармонии с логичностью :
а) сравните ряды:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
б) сравните ритм, такт, тембр с преобразованиями математических выражнений;
в) подберите музыкальное сопровождение для точки, прямоугольника, треугольника, окружности;
- эмоциональное сопровождение строгих математических соотношений, рассуждений, построений.
Например, при изучении числа 2 необходимо, прослушав музыку, ответить, что это- песня или танец? Определить, что под эту музыку ровно и мерно, как тикают часы, бьется пульс, стучит сердце. Затем можно прибавить к шагам хлопки и прохлопывать каждый шаг. Затем попробовать записать шаги и музыку с помощью палочек ( шаг левой ногой- палочка, шаг правой- еще одна). Посмотреть, сколько палочек удалось записать.
Задания на соотношение отрезков времени в музыке, танце, поэзии( ритма) наиболее полно представлены в программе по воспитанию и образованию детей 6-7 лет в детском саду «Радуга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики.
Мастер-класс: Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики....
Интеграция музыки и математики
Успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе.
Интегрированное занятия для воспитателей и музыкальных руководителей по развитию музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание....
Музыка и математика
интеграция образовательных областей познание, речевое и художественно-эстетическое развитие...
Консультация для музыкальных руководителей "Музыка в математике"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, фор...
Публикация в газету детского сада "Музыка и математика"
На музыкальных занятиях у детей развиваются не только музыкальные и творческие способности, но и формируются элементарные математические представления. В работе по музыкально-сенсорному развитию испол...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Музыка и математика» с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе
Цель: Развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей детей через сюжетное обыгрывание....