Играем в Математику.
статья по теме
Советы родителям, как учить детей, играя, математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
играем в математику | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ
(изучение математики дошкольниками).
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, что волнует многих из Вас: как и чему обучать ребёнка до школы.
До начала школьных занятий ребёнок дошкольного возраста должен познакомиться с некоторыми математическими понятиями. Это понятия, без которых ему сложно ориентироваться в повседневной жизни – время, пространство, количество и счёт. Объясняя эти понятия ребёнку, постарайтесь, чтобы он научился самостоятельно искать ответы на вопросы. А чтобы заинтересовать его, используйте игру. Не забывайте, что ребёнок в игре познаёт мир в обычной повседневной жизни, общаясь со взрослыми, другими детьми.
Помните также о том, что нужно постоянно подбадривать ребёнка и поощрять его успехи, даже самые маленькие.
Последовательность в изучении математических понятий желательна такая: сначала нужно научить ребёнка находить сходство и различие предметов по величине, форме, цвету и т.д., а затем его можно знакомить с количеством и счётом.
Измеряя предметы, передвигая их в пространстве, ребёнок обращает внимание на то, что предметы могут исчезать и появляться, не изменяясь (игра «Прятки»). Постепенно ребёнок начинает понимать значение слов «больше», «меньше», «много», «мало», «один», может выбрать такой же предмет (один) или несколько таких же.
Для развития счёта можно предлагать детям такие задания:
- Прохлопать столько раз, сколько чашек на столе.
- Показать столько цветочков, сколько пальчиков на одной руке.
- Взять конфет из вазы на … больше (меньше), чем ложек на столе.
- Написана цифра «5». Взять столько же карандашей.
- Алёнушка пригласила в гости те игрушки, которые стоят слева, а Иванушка – те, что стоят справа. Сколько всего гостей? Чьих гостей больше? Чьих меньше? На сколько?
- Птички разлетелись по своим гнёздышкам. Было 8, одна улетела. Стало…. (Здесь используется счёт в обратном порядке. Если этот приём счёта плохо усвоен, будут проблемы с вычитанием.)
Можно не только знакомить ребёнка с устными действиями, но и показать, как выглядят цифры и числа на бумаге. Не забывайте, что цифра – это 0, 1, 2, 3, …9, а число – всё, что обозначает количество.
Играя в математику, родители должны чётко представлять, какого результата они хотят добиться. Итак, будущий первоклассник должен:
- уметь свободно считать, называть числа в прямом и обратном порядке;
- знать, как можно получить число разными способами (1 да 3, 2 да 2, 3 да 1 будет 4);
- усвоить, какое число стоит перед (меньше на 1) и после (больше на 1) данного числа;
- знать, что каждое число больше всех тех, которые стоят перед ним, и меньше всех чисел, которые следуют за ним;
- научиться ориентироваться в пространстве.
Если вы хотите, чтобы Ваш дошкольник освоил решение примеров, наглядно покажите ему, что если он складывает, то результат увеличивается, если вычитает – уменьшается.
Старайтесь реже употреблять слова «плюс» или «минус». Говорите «да», «и ещё», «добавь», «прибавь», «увеличь», «уменьши» – когда ребёнок столкнётся с текстовыми задачами в школе, ему будет легче ориентироваться в выборе действия.
Составляйте примеры, работая с кубиками. Кубики могут наглядно знакомить детей с составом чисел, если раздвигать их вправо и влево.
Играя с ребёнком, задавайте ему вопросы и учите задавать вопросы его самого. Например:
- Сколько гуляет детей?
- Сколько из них девочек?
- Сколько мальчиков?
- Сколько останется, если девочки уйдут?
- Кого больше, девочек или мальчиков?
Большими Вашими помощниками в изучении математики станут детские книги с элементами заданий. Это могут быть и просто сборники заданий, и книги, задания в которых связаны художественным текстом. Работать по таким книгам дети должны под руководством взрослых.
Приобретите красочные кубики с цифрами, счётные палочки – этот яркий и красочный наглядный материал поможет ребёнку быстрее усвоить счёт. Играя с ребёнком в математику, считать можно всё – машины на улицах, деревья, дома, этажи, окна, ступеньки… Лишь бы ребёнок был готов к этому увлекательному процессу и занимался с интересом и желанием.
Математика между делом
«Математика ум в порядок приводит», — говорил Михаил Васильевич Ломоносов. Согласитесь, каждому человеку, независимо от профессии, пригодятся такого рода знания
Мы предлагаем вниманию родителей развивающие вопросы, задания, игры, которые помогут малышу открыть некоторые законы окружающего мира, запомнить ряд принятых понятий, получить практические знания, а главное — научить ребенка мыслить.
Эти «игры» должны проходить между делом. Нельзя принуждать ребенка, объявляя о занятиях. Польза будет только тогда, когда у малыша возникнет интерес к такого рода времяпрепровождению.
Начинать заниматься можно уже с 3-х лет, главное, чтобы ребенку это нравилось и он справляется с вашими заданиями.
А главное — обязательно хвалите малыша, когда у него все получилось!
Много. Мало. Нисколько
Вначале познакомьте малыша с этими понятиями, используя окружающие предметы. Например, бабушка испекла много блинов, целую стопку, а после завтрака их осталось на тарелке совсем мало или не осталось нисколько. На одной полке много книг, а на другой их мало. Смотрите вместе с малышом в окно и говорите: «Как много домов, а вот деревьев совсем мало». Гуляя с ребенком вечером, вы его спрашиваете, много ли звезд на небе. Много снежинок, цветов, игрушек...
Ребенок разбросал игрушки. Как много у него игрушек! Просите малыша убрать их в ящик. Он выполняет вашу просьбу, но убирает не все? Осталось мало. Отдыхает, затем убирает все. Ничего не осталось.
Разные по величине предметы
Знакомьте малыша с окружающими предметами: большой, маленький мяч; большое, маленькое дерево; большая, маленькая машина. Предлагайте крохе выбрать из двух одинаковых предметов большой или маленький.
Например: принести большую куклу, маленький мяч, маленький стульчик. Или поставить на стол для мамы большую тарелку, а для дочки маленькую.
Пусть ребенок из двух палочек выберет более длинную, из двух деревьев более высокое.
Совместите палочки по длине и попросите малыша показать, насколько одна палочка длиннее другой. Объясните сами, если ребенок не смог ответить, а потом проверьте, понял ли он.
Аналогичное задание по сравнению ленточек, шнурочков, поясов.
Одинаковые по величине предметы
Знакомьте ребенка с одинаковыми по величине предметами: конфеты в фантиках, фломастеры, листы бумаги в тетрадках.
Предлагайте ребенку самому придумать примеры одинаковых по величине предметов.
В общем, играйте, фантазируйте! Лучшие учителя для малыша — мама и папа!
Думайте сами, решайте сами
Зачем ребенку развивающие игры
В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три раза в неделю по полчаса) в практику работы с детьми детского сада показала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который "через день по столовой ложке" можно достичь желаемых результатов. Развивающие игры не могут заменить "этих грязных железок" и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье.
Как играть с ребёнком в развивающие игры
Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать Игра это не только развитие, но и общение нас с детьми. Дети особенно тянуться к людям, которых они любят. Для них счастье, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее. Применительно к дошкольникам (в возрасте от трёх до шести-семи лет) следует говорить о развивающих занятиях, поскольку определяющим видом деятельности детей этой возрастной группы является не учение, а игра. Поэтому смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие (в соответствии с нижерассмотренными сферами).
Двигательная сфера - Развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.
Мотивационная сфера - Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.
Познавательная сфера - Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
Волевая сфера - Развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.
Эмоциональная сфера - Развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания.
Личностная и социальная сферы
Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.
Развивающими играми желательно заниматься каждый день по 15-20 минут.
Рекомендации по проведению игр:
- Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже "над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).
· Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: "Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас". Необходимость обще6й положительной оценки вызвана тем, что в 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова "Ты сделал это плохо" дети воспринимают как "ты плохой" и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.
· Не спешите подсказывать. Старайтесь чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.
· Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить "Почему ты так считаешь?"
· Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: "Мне уже надоело играть". Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.
- Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.
- Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.
Младший дошкольный возраст - это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.
Детская математика в семейной кулинарии
Мы надеемся, наши рекомендации пригодятся Вам в приятном, интересном и познавательном времяпрепровождении с Вашим ребенком.
Обыкновенные рецепты из кулинарной книги могут стать своеобразным дидактическим средством уже в дошкольном образовании.
Математика, спрятанная в кулинарию, житейские ситуации, обеспечивает развитие ребенка более эффективно, чем скучное решение арифметических задач, примеров и др.
Естественны ситуации, когда ребенок помогает маме на кухне и узнает, что любое блюдо готовится из определенного количества компонентов, что существенное значение имеет их величина и последовательность действий.
Даже заварка чая представляется несложной формулой: нужно измерить, сколько же чайных ложек чая плюс одну. Дошкольник самостоятельно может отмерить необходимое количество стаканов крупы, молока и др. каши, разделить яблоко на части, отсчитать ягоды для украшения пирога и т.д.
Кроме того, нужно подготовить оборудование, наиболее рационально проделать все действия. Уместны напоминания ребенку: подготовь все для приготовления задуманного блюда, подумай, как удобней расположить необходимое, с чего начнешь, что сделаешь затем и т.д. При наличии современной техники (миксер, измельчитель продуктов, мясорубка…) вполне возможно привлекать детей к ее использованию: ребенок старшего дошкольного возраста может разбирать и собирать мясорубку, расшифровывать символы-обозначения по управлению техникой, по обеспечению безопасности. Особенно привлекательна эта деятельность для мальчиков: старшие действуют по схеме, по операционной карте, малыши нажимают клавиши пуска.
Таким образом, ребенок незаметно осваивает свойства отношения, числа и цифры, сохранение количества и величины, простейшие алгоритмы.
Базисные понятия математики «величина – отношение – число» на практическом уровне входят в жизнь дошкольника.
Наряду с этим создание блюда по рецепту вместе с ребенком – это не только последовательность действий, измерение величин, но и творческий процесс взаимодействия взрослого и ребенка.
«Сиреневое» молоко захочет выпить даже самый заядлый противник молочных продуктов. Разноцветный арбуз, пестрый салат, полосатый картофель не только вкусно, полезно, но и интересно есть. Придумывание новых названий блюд, отгадывание названия блюда по «зашифрованному» рецепту, отбор блюд к празднику, приготовление любимых блюд бабушки, сестренки, украшение блюда – все это далеко не полный перечень своеобразной творческой «воспитательно-кулинарной» работы.
Таким образом, включение «кулинарных» заданий в предматематическую подготовку дошкольника обогащает содержание педагогического процесса в ДОУ и содержание общения в семье. Вашим помощником может стать картотека рецептов для мамы, папы, дочки и сына
ИГРАЕМ С МАМОЙ НА КУХНЕ.
Знаете ли вы, что, готовя семейный обед, вы можете одновременно давать „уроки” раннего развития своему малышу?
Игра „Веселый зоопарк” научит ребенка классифицировать предметы по форме и быть внимательным. Вам понадобится пакетик детского печенья с одноименным названием „Зоопарк”, чистая клеенка, пластмассовые миски, щипцы для сахара. Зоопарк — это поверхность стола, покрытая клеенкой. Ваш малыш— директор зоопарка. Ему необходимо вновь прибывших из далеких стран животных разместить по вольерам, клеткам, террариумам и другим жилищам в зоопарке(то есть по пластмассовым мисочкам).
Важно, чтобы звери не ссорились, а в зоопарке царил мир и порядок. Поэтому животных одного вида надо объединить и поселить в один дом, а животных или птиц другого вида — в другой. (Обезьяны будут хорошо чувствовать себя только вместе с такими же обезьянами, а бегемот будет рад, если его поселят рядом с другом-бегемотом). Поскольку расселение животных — дело серьезное и очень ответственное, то выполнять его ваш малыш будет с помощью важного „переносного крана” — щипцов для сахара. После расселения всех животных директор зоопарка может оставить своих питомцев ненадолго и пообедать. В это время некоторые непослушные питомцы зоопарка с маминой помощью перебегают из своих жилищ в чужие. После обеда директору придется поискать шалунов и восстановить порядок!
„Вкусная математика”. Эта незатейливая игра формирует навыки счета, развивает внимание, память и воображение. Перед тем как приступить к нарезке овощей для супа, дайте малышу внимательно посмотреть на них. Пусть он оценит и попробует отгадать — сколько кусочков может получиться из каждого овоща. Чтобы определить, правильно ли угадал малыш, подсчитывайте с ним вместе каждый отрезанный кусочек. А потом можно попросить кроху найти среди нарезанных кусочков самый большой, самый маленький, самый толстый, самый тонкий, самый длинный, самый короткий.
Затем предложите малышу составить небольшие композиции из овощных ломтиков. Это может быть сказочный домик с морковным окном и свекольной трубой или картофельный кораблик с луковым парусом. Такие „съедобные” игры подойдут детям с 3 лет.
Макаронные аппликации. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности - бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий... Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить - получится необычно и стильно.
Бусы для любимой бабушки. Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по математике в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Математики».
Продолжать учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Упражнять в счете в пределах 10. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел. Закрепить умение срав...
Интерактивная игра по математике: «Путешествие в страну математики»
НОД по математике....
Консультации для родителей "Математика - это интерсно", "Дидактические игры по математике"
Консультвции для родителей...
Квест-игра по математике в подготовительной группе по теме: “В поисках тайны Королевы Математики»
Цель: Обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу. 1. Образовательные задачи:- учить составлять и решать простые арифметические задачи, выделять в задаче условие, вопрос, решен...
Конспект итогового занятия (квест-игры) по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Путешествие в город Математики»
Pакрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года посредством квест –игры...
Конспект по элементарной математике (ФЭМП) подготовительной к школе группе Тема: «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»
Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера.Задачи:• Закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера...
Конспект НОД по математике (квест-игра «Мистем Математик приглашает в гости»)
Данный материал будет полезен педагогам подготовительных групп в проведении итогового занятия по математике в конце учебного года, а также его могут использовать родители для занятий с детьми....
Комментарии
Понравилось
Картинки