Ранний возраст. Методическое объединение для воспитателей Пушкинского района СПб.
методическая разработка по теме
В помощь воспитателям групп раннего возраста:
1. Особенности периода раннего детства (материалы для презентации)
2. Правила общения с ребенком для взрослых (памятка)
3. Организация режимных моментов с детьми группы раннего возраста (таблица)
4. Тест для родителей "Я и мой ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
MO_rann.vozrast.doc | 52 КБ |
pravila_Obshcheniya_s_rebenkom.doc | 30.5 КБ |
rezhim_v_rannem_detstve.doc | 53 КБ |
ya_i_moy_rebenok-_test_dlya_roditeley.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Достижения периода раннего детства
Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.
Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.
Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.
В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.
В организме ребенка происходят серьёзные изменения:
- Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
- Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
- Повышается работоспособность нервной системы;
- Прогрессирует физическое развитие:
- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;
- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;
- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.
Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.
Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)
Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»
Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:
- Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
- упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
- строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
- своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
- бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
- обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
- деспотизм по отношению к близким людям.
Период с 2 до 3 лет отличается от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.
- Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.
- Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.
- Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.
- Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.
- Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.
- Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.
Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.
Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах
Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.
Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:
- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;
- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:
- Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
- Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
- Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
- Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
- Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
- Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
- Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:
- Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
- Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
- В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
- Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
- Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
- Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
- Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.
Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:
- Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
- Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
- Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
- Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
- Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
- Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.
Предварительный просмотр:
МО для воспитателей групп раннего возраста в ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб.
Приложение
ВСЕМ ВЗРОСЛЫМ –
УЧАСТНИКАМ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ*
Общаясь с детьми, всегда помните о следующих несложных правилах:
- говорить и работать с ребенком только на уровне его глаз;
- взаимодействовать не только со своим ребенком, но и, при необходимости, с другими;
- не игнорировать попытки ребенка завязать с Вами деятельность, общение;
- как можно больше разговаривать с ребенком, оречевлять все свои взаимодействия с ним и собственные действия. При общении всегда делать паузу для его ответа, даже если он еще не говорит – это правило диалога.
- стимулировать самостоятельность ребенка;
- обязательно хвалить малыша (поцелуем, поглаживанием, словом) за малейшие достижение, проявление самостоятельности.
Будьте к малышу доброжелательны, искренни с ним. Помните, он нам (взрослым) верит. Ведь до-верие к миру дадим ему мы.
* * *
Вот 30 замечательных способов сказать малышу «Очень хорошо!»:
- Прекрасно!
- Мне нравится, как ты это сделал.
- Это у тебя получилось лучше всего!
- Я просто обожаю это!
- Здорово придумал!
- Умница!
- Ты сделал это!
- Молодец, у тебя все получается!
- Об этом обязательно нужно сказать папе!
- Все лучше и лучше!
- Удивительно!
- Ура! Браво!
- Здорово! Молодец!
- Так чудно, пальчики оближешь!
- Хорошо! А как тебе это?
- Очень неплохо!
- Ты делаешь все так аккуратно!
- Это просто замечательно!
- Ах! Превосходно!
- Похлопаем нашей Маняше!
- Именно так!
- Восхитительно!
- Правильно!
- Это выглядит здорово!
- Это что-то особенное!
- Ух ты, вы только посмотрите!
- Я так рада!
- Отлично!
- Мне это нравится, потому что…
- Ну, просто изумительно!
____________________
* - Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сб.статей и документов. Сост.: Р.А. Горб, И.М. Исаченкова – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Предварительный просмотр:
МО для воспитателей групп раннего возраста 21.04.2011 в ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб.
Приложение
Ежедневное взаимодействие ребенка раннего возраста с взрослым (для детей, посещающих ДОУ)
№ п/п | Время в течение дня | Взаимодействие ребенка раннего возраста со взрослым в семье | Взаимодействие ребенка раннего возраста со взрослым в ДОУ |
1 | 7.00-8.00 | Пробуждение, утренний приём воды, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие), приучение к опрятности (высаживание на горшок), гимнастика, культурно-гигиенические процедуры (чистка зубов, умывание, расчесывание) и содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, процедур, действий малыша, их положительная оценка, позитивная установка на предстоящие события и встречи), одевание | |
2 | 8.00-8.20 | Дорога в детский сад, личностно-ориентированное общение | |
3 | 8.20-8.30 | Взаимоприветствие воспитателя и ребенка, родителей и педагога, утренний фильтр | |
Утренний хоровод или малоподвижная игра, приучение к опрятности, мытьё рук, положительно-эмоциональное общение с постепенным переходом детей к завтраку | |||
4 | 8.30-9.20 | Завтрак (называние блюд, посуды, закрепление навыков культуры еды: использование ложки, салфетки), по окончании еды постепенный переход детей к свободной игровой деятельности | |
5 | 9.00-9.30 | Общение воспитателя с детьми в процессе свободной игровой деятельности (расширение сюжета игры, закрепление игровых действий, знакомство с новыми игрушками, развитие умений играть совместно), индивидуальная работа по приобщению к опрятности | |
6 | 9.30-10.00 | Совместная организованная деятельность с детьми по плану – по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорная, двигательная активность, наблюдение, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение художественной литературы и рассматривание картинок, театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой) | |
7 | 10.00-10.30 | Постепенная подготовка к прогулке: соблюдение питьевого режима. Приучение к опрятности, одевание, положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного одевания с называнием предметов одежды: цвета, действий), положительная оценка проявления самостоятельности, постепенный выход на прогулку | |
8 | 10.30-11.30 | Прогулка: наблюдение, игры хороводные и малоподвижные, игры с песком/снегом (в зависимости от времени года), с игрушками; игры для развития движения разной степени активности, индивидуальная работа по развитию движений, личностно-ориентированное взаимодействие, постепенный уход с прогулки | |
9 | 11.30-12.00 | Возвращение с прогулки, положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного разевание с называнием предметов одежды: цвета, действий), положительная оценка проявлений самостоятельности, питьевой режим, приучение к опрятности, мытье рук, подготовка к обеду. | |
10 | 12.00-12.30 | Обед с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, салфетки), по окончании еды выполнение элементарных трудовых поручений | |
11 | 12.30-13.00 | Постепенный переход ко сну, закрепление навыков раздевания, раскладывание одежды, индивидуальное положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания с называнием предметов одежды: цвета, действий), приучение к опрятности, укладывание в постель, пение колыбельной песни | |
12 | 13.00-15.00 | Сон | |
13 | 15.00-15.30 | Постепенной пробуждение, бодрящая гимнастика, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие), приучение к опрятности, культурно-гигиенические процедуры (умывание, расчесывание), содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, процедур, действий ребенка, положительная их оценка, позитивная установка на предстоящие события и игры), одевание | |
14 | 15.30-16.00 | Полдник с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды: использование ложки, салфетки, выполнение элементарных трудовых поручений | |
15 | 16.00-16.30 | Совместная организованная деятельность по плану – по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорная, двигательная активность, наблюдение, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение художественной литературы и рассматривание картинок, театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой) | |
16 | 16.30-18.30 | Свободная и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа и личностно-ориентированное общение. Приветствие родителям и прощание с воспитателем. Уход домой. | |
Дорога из детского сада, личностно-ориентированное общение | |||
17 | 18.30-19.00 | Приход домой, раздевание, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт), закрепление навыков последовательного раздевания с называнием предметов одежды: цвета, действий, телесный контакт, приучение к опрятности, подготовка к ужину | |
18 | 19.00-19.30 | Ужин, сервировка стола совместно с ребенком, с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, салфетки), положительно-эмоциональное общение с ребенком (беседа о жизни малыша в течение дня) | |
19 | 19.30-20.30 | Приобщение ребенка к выполнению простейших трудовых поручений, свободная и самостоятельная деятельность, игры (по выбору детей и родителей): сенсорные, наблюдения, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение рассматривание картинок, пение, слушание музыки; приучение к опрятности, чистка зубов, водные процедуры | |
20 | 20.30-21.00 | Чтение, просмотр телепередачи «Спокойной ночи, малыши» или рассказывание сказки на ночь, подготовка ко сну, сон |
Составитель таблицы Ольга Веннецкая (Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М., Обруч, 2010)
Предварительный просмотр:
Я И МОЙ РЕБЕНОК
/тест для родителей/
N п/п | Можете ли Вы… | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
А | Б | В | ||
1. | …в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | |||
2. | …посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | |||
3. | …признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | |||
4. | …извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | |||
5. | …сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас? | |||
6. | …поставить себя на место ребенка? | |||
7. | …проверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея? | |||
8. | …рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | |||
9. | … всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | |||
10. | …пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? | |||
11. | …выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? | |||
12. | …не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | |||
13. | …устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
ОТВЕТ «А» оценивается в 3 очка,
ОТВЕТ «Б» - в 2 очка,
ОТВЕТ «В» - в 1 очко.
Если Вы набрали:
30-39 очков: ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и надеетесь на хорошие результаты.
16-30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков: у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"
Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...
Доклад на тему "Воспитание любви и бережного отношения к природе" (на районном методическом объединении для воспитателей детских садов)
Полезный материал для воспитателей средних групп по экологическому воспитанию...
Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа
Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего ...
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....
Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...
Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста №3 от 22.05.2023 года
РМО проходило в форме деловой игры "Все чувства хороши. Здесь ты можешь всё"....
Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Инновационные технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста" №1 от 30.11.2023 года
РМО проходило в форме практико-ориентированного семинара....
Комментарии
Спасибо большое. Мне очень
Надеюсь, что пригодится!
О раннем возрасте