Педагогический проект «Волшебные палочки»
проект по математике

Курцева Светлана Федоровна

Чтобы успешно обучаться в начальной школе, анализировать учебные тексты, решать задачи, составлять рассказы, детям необходимо иметь хорошо развитое логическое мышление, которое можно развивать различными методами, одним из которых является дидактическая игра со счетными палочками. Актуальность проекта «Волшебные палочки» заключается в том, что с помощью такого не хитрого изобретения дети развивают логическое мышление, внимание, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, конструктивные навыки, координацию движений, усидчивость и самостоятельность. С помощью счетных палочек дети изучают и закрепляют знания о цвете, счете, геометрических фигурах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palochki.docx187.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Педагогический проект «Волшебные палочки»

Образовательная область: познавательная.

Тема: Логическое мышление младших дошкольников посредством дидактической игры со счётными палочками.

Руководитель проекта: воспитатель, Курцева Светлана Фёдоровна.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Вид проекта: игровой, обучающий.

По количеству участников: индивидуальный, подгрупповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта.

  Чтобы успешно обучаться в начальной школе, анализировать учебные тексты, решать задачи, составлять рассказы, детям необходимо иметь хорошо развитое логическое мышление, которое можно развивать различными методами, одним из которых является дидактическая игра со счетными палочками.

Актуальность проекта «Волшебные палочки» заключается в том, что с помощью такого не хитрого изобретения дети развивают логическое мышление, внимание, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, конструктивные навыки, координацию движений, усидчивость и самостоятельность. С помощью счетных палочек дети изучают и закрепляют знания о цвете, счете, геометрических фигурах.

  Мой проект является актуальным, так как счётные палочки – это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза. Особенность данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

  Логическое мышление развивается постепенно, поэтому начинать работу надо с младшего возраста.

Проблема проекта: недостаточное развитие логического мышления.

Цель проекта: развитие логического мышления посредством дидактических игр со счётными палочками.

Задачи проекта:

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

- уточнять знания о цвете и геометрических фигурах, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Основные методы и приемы: наглядные: картинки-образцы; словесные: упражнения и задачи со счётным материалом.

Формы работы с детьми: игровая, обучающая, развивающая.

Формы работы с родителями: консультации, беседы.

Используемый материал: счётные палочки.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- усовершенствованное развитие логического мышления, умственных способностей, внимания, речи, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Реализация проекта осуществляется поэтапно:

1 этап. Организационно-подготовительный:

 Цель первого этапа работы: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Задачи данного этапа:

  1. Изучение методической литературы, изучение проблемы.
  2. Разработка модели взрослых и детей. 

2 этап. Основной – практический.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью счётного материала.

Задачи данного этапа:

  1. Разработать систему по формированию операций логического мышления посредством дидактической игры со счётными палочками.
  2. Подобрать и разработать схемы, картинки для игр и упражнений со счётными палочками.
  3. Собрать картотеку игр и упражнений со счётным материалом для совместной деятельности.
  4. Пополнить копилку стихов, загадок.
  5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития логического мышления с помощью счётных палочек: консультации, беседы.

3 этап. Заключительный.

Оформление презентации, её представление.

План мероприятий по реализации поэтапного проекта:

1 этап.

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л. А. Венгер, Л. Ф. Тихомировой, Б. И. Никитина, Л. Я. Береславского, З. А. Михайловой, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Жан Пиаже, Т.А. Сидорчук, Шалаева Г.П

При решении поставленных задач основывалась на систему дидактических принципов Б.П. Никитина, Л.А. Венгера, интегрирующих современные научные взгляды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова об организации развивающего обучения, и обеспечивающих решение задач интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Прислушалась к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что игры и занятия со счётным материалом помогают развивать у детей:

  • логическое мышление;
  • интеллект;
  • внимание;
  • воображение и творческое мышление;
  • активность;
  • интерес к исследованиям и познанию;
  • сосредоточенность;
  • волю к победе.

Решение поставленных задач осуществлялось в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, игровой деятельности, совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей, а также в процессе организации взаимодействия с семьей.

2 этап.

Всем знакомые счетные палочки, можно использовать не только, для того чтобы научиться считать. Недорогая многофункциональная развивающая игрушка, может принести большую пользу в обучении и развитии ребенка.

Вовлечь ребёнка в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать!

Для того чтобы современного ребёнка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Первое, что нужно сделать, знакомя со счётными палочками, сказать, что они «волшебные». И на примере показать, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они.

Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать ребёнку понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, сосчитать, из скольких элементов состоит домик. Таким образом, на занятиях счётные палочки станут прекрасной дидактической игрой.

При индивидуальных занятиях предлагаю ребёнку изобразить по образцу различные предметы, начиная с самых простых: дорожку (узкую, широкую, длинную, короткую), квадрат, треугольник, снежинку, лучи солнышка, лесенку, после того, как малыш освоил правила игры (ровно складывать палочки, состыковывая их кончики) предлагаю изобразить более сложные предметы. Дети получают огромное удовольствие от процесса складывания и от полученного результата.

Во время этого можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете в следующих занятиях:

· выложить кораблик , ёлочку, домик, ракету и т.п.
· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.


Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике. (Приложение к проекту 1)

Ребёнка 3-4 лет интересуют рисование, конструирование, в основе которых всё чаще лежит детская фантазия. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые сочетаю с:

  • Логикой. Выложите из счётных палочек цепочку в определённой последовательности цветов и попросите ребёнка продолжить или повторить её.
  • Лепкой. Используем счётные палочки для изготовления, например, цветка, ёжика. Палочка будет стеблем или иголками для ежа.
  • Геометрией. Изучаем и закрепляем с помощью счётных палочек знания о геометрических фигурах, их сторонах. Выкладываем фигуры по контуру, образцу, по памяти. Находим сходства и различия в фигурах. Превращаем одну фигуру в другую.
  • Рисованием. Из счётных палочек можно выкладывать разнообразные рисунки. По схеме, или рисуем на бумаге узор, состоящий из прямых линий, просим ребёнка выложить такой из палочек. Усложняем и выкладываем рисунок по памяти. А можно предложить ребёнку пофантазировать и придумать свою картинку.
  • Конструированием. Из счётных палочек и шариков из пластилина (нужны для соединения палочек между собой) строим всевозможные объёмные фигуры.
  • Симметрией. Задание заключается в том, чтобы симметрично достроить вторую половину картинки, соблюдая цвета и пропорции.

Разрабатывая проект и учитывая возрастную категорию детей, я собрала картотеку игр, схем и упражнений со счётным материалом (Приложение к проекту 2) и разделила их на несколько групп: 

1. Дидактические игры с выкладыванием из счётных палочек изображений геометрических фигур

  - по образцу;

  - по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры, например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек, сравнить по величине полученные квадраты;

- по указанию величины фигуры, например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки.

2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов

  - по образцу;

  - по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек;

  - по замыслу.

3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур).

4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов:

- переставить 3 палочки, чтобы рыбка плыла в другую сторону.

5.Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания)

6. Дидактические игры с элементами моделирования геометрических конструкций, предметов, явлений и животных.

Дидактическая игра «Моё любимое животное»

Цель: Закрепить с детьми названия домашних и диких животных, закрепить умение моделировать животных с помощью счётных палочек.

Развивать концентрацию внимания, фантазию, логическое мышление, творческий потенциал.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Материалы: Счётные палочки, мордочки животных.

 Воспитатель предлагает узнать животных по описанию.

- Быстрая, полосатая, живёт в жарких странах. (Зебра).

- Самый высокий, с пятнами, с длинными ногами. (Жираф).

- Серый, с большими ушами, сильный, с длинным хоботом. (Слон).

- Сильный, с большой гривой, свирепый, царь зверей. (Лев).

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Далее воспитатель предлагает детям сконструировать своё любимое животное с помощью счётных палочек и мордочек животных.

Затем подводиться итог, можно спросить детей каких диких животных он знает, а каких домашних?

D:\Users\Desktop\Новая папка\eqrmYaUPW5w.jpg

 Взаимодействие с родителями:

  • Консультации: «Роль счётных палочек в развитии логического мышления детей», «Использование счётных палочек играя дома с детьми»
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку: как играть со счётными палочками, чем можно заменить играя дома, на улице.

3 этап.

  Оформление презентации проекта «Волшебные палочки», и её представление (презентационные слайды). (Приложение к проекту 3)

   

МДОАУ «Детский сад №10»

Курцева Светлана Фёдоровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Волшебные палочки".

Формирование психических процессов посредством упражнений с малочками у детей с ЗПР.Развитие потребностей в новых знаниях о возможностях использования палочек , как предмета для игр и упражнений....

Проект "Волшебные палочки"

Материал содержит работу с детьми ОВЗ....

Педагогический проект "Разноцветные палочки"

Актуальность проекта:     С давних пор счетные палочки становятся настоящими «выручалочками» для детей, постигающих основы математики. Они – один из немногих дидактических материа...

Проект «Волшебные палочки Кюизенера»

Проект "Волшебные палочки Кюизенера"это познавательно - творческий проект. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективно...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Краткосрочный проект "Волшебные палочки"

Краткосрочный проект "Волшебные палочки"...

Проект "Волшебные палочки" (младшая группа)

Использование игр с цветными палочками  Кюизенера  способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, кроме того реализуется один из важнейших принципов дидактики- нагля...