Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема «Знакомство с цифрой и числом 7»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема: «Знакомство с цифрой и числом 7»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема: «Знакомство с цифрой и числом 7»
г. Железногорск.
Конспект
ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 352 с.
Программные задачи:
- научиться соотносить запись числа 7 с количеством и порядком;
- совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 6;
- совершенствовать умение измерять предметы условной меркой;
- продолжать развивать представления о геометрических фигурах;
- продолжать организовывать разнообразную двигательную активность детей;
- продолжать воспитывать культуру речевого общения детей.
Методические приемы: игровая мотивация, демонстрация, показ презентации, инструкция, пояснения, указания, разъяснения, вопросы, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка, поощрение.
Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - познавательное развитие интегрируется с другими: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
- ИКТ-технология (презентация): показ слайдов.
- Мнемотехника (картинки для повторения цветов радуги)
- ТРИЗ-технология (игра «Да – нет»):
- Проблемно - игровые технологии: решение проблемы потери линейки путем измерения меркой, ответы на поставленные вопросы (А что, если…)
- Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.
Оборудование и материалы: проекционное оборудование, презентация «Цифра и число 7», на каждого ребенка - картон черного цвета «клумба», счетные палочки «цветы» от 1 до 10, набор треугольников «божьи коровки» от 1 до 10, тетрадь, карандаш, листик - раскраска с радугой; карточки, с записью чисел 1-10 , карточек с числом 7 столько же сколько и детей, полоска длиной 60 см, плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты (цвета ленты и полоски различны), мел, фишки – магнитики, «цветик-семицветик», магнитная доска.
Предварительная совместная деятельность: выработка счетных навыков, знакомство с цифрами 1-6, измерение предметов условной меркой, знакомство с геометрическими фигурами, изучение цветов спектра, чтение сказок «Цветик-семицветик».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, давайте встанем кругом и поприветствуем друг друга.
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Воспитатель: мне сегодня пришло сообщение от одного знакомого садовника. Знаете, кто такой садовник?
Дети: это человек, который выращивает цветы
Воспитатель: правильно. На своих клумбах он посадил цветы, но ему пришлось сейчас уехать и он просит проведать его сад. Отправимся на прогулку к саду?
Дети: да
Воспитатель: давайте скажем слова: один, два, три, в саду у садовника окажись.
Основная часть
Воспитатель включает презентацию. Слайд 2
В саду нас встречает веселый щенок. Обратите внимание, какой интересный щенок. Что вы видите в нем необычного?
Дети: он состоит из геометрических фигур
Воспитатель: молодцы. Назовите фигуры, какие вы видите в изображении щенка
Дети: квадрат, прямоугольник, круг, овал, трапеция, треугольник.
Воспитатель: назовите количество изображенных фигур (сколько квадратов, сколько овалов и т.д.)
Слайд 3
Посмотрите, в саду есть много разных домиков с различным цветом крыши, с точками внутри от 1 до 6. Щенок не знает, по какой дороге ему бежать, но он точно знает, что его домик тот, у которого шесть точек. Давайте поможем щенку добраться до своего дома. Сколько точек должно быть на домике щенка? (6.)
Дети пересчитывают точки в каждом домике.
Воспитатель: Какого цвета крыша на домике щенка?
Дети: желтого.
Воспитатель: давайте сядем за столы.
Дети садятся за столы по 2 человека. Перед каждым ребенком лежит картон черного цвета «клумба», счетные палочки «цветы» от 1 до 10, набор треугольников «божьи коровки» от 1 до 10.
Воспитатель: наш заботливый садовод подготовил все клумбы в саду и посадил семена цветов, поливал, удобрял их. И появились первые цветы.
На клумбах выросло 6 цветов, выложите их из счетных палочек.
Дети выполняют задание, выкладывают 6 палочек.
Сколько цветов на вашей клумбе? (6) Увидели божьи коровки, какие красивые цветы выросли в саду и опустились на них, каждая божья коровка села на свой цветок. Возьмите «божьих коровок» треугольники и посадите их на «цветы». Сколько бабочек прилетело на цветы. (6) Что можно сказать о цветах и бабочках? (Их поровну.) На нашей клумбе вырос еще один цветок. Добавьте еще одну палочку. Сколько же теперь будет цветов?
Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают при счете: 1, 2, 3,...,6,…
Воспитатель: Как получилось, что цветов стало 7?
Дети: Было 6, вырос еще один, и их стало 7.
Воспитатель: Получается, что один цветок остался без божьей коровки. Ему будет очень грустно. Что нужно сделать, чтобы цветов и божьих коровок стало поровну?
Дети: Надо добавить еще одну божью коровку.
Дети добавляют еще один треугольник над палочкой.
Воспитатель: Сколько теперь стало божьих коровок?
Дети пересчитывают треугольники. Их 7.
Воспитатель: Как получается число семь?
Дети: К 6 добавляется один и получается семь.
Воспитатель: для того чтобы получить 7, надо к 6 добавить 1. При счете после шести идет семь.
Воспитатель: надо обрадовать садовника и отправить ему сообщение, что на клумбах выросло семь цветов. Посмотрите на стол, на котором лежат карточки, с записью чисел 6,7,8,10 , карточек с числом 7 столько же сколько и детей. Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, на которой записано число цветов, выросших на клумбе, чтобы отправить сообщение садовнику.
Дети берут разные карточки.
Воспитатель: Смогли вы выбрать нужную карточку? Почему вы это не смогли сделать?
Дети: Потому что не знаем как записывается число семь.
Воспитатель показывает карточку с числом 7 и говорит, что число семь записывается с помощью цифры 7.
Слайд 4
Каждый ребенок берет карточку с цифрой 7, осматривает ее, обводит пальчиком и отдает воспитателю. Воспитатель «отправляет сообщение».
Слайд 5
Посмотрите, на что похожа цифра 7? (Клюшка, коса, костыль)
Воспитатель: В саду у садовода есть и особенные цветы. Вот один из них. (Прикрепляет на доску цветик-семицветик). Кто знает, как он называется?
Дети: Цветик-семицветик.
Воспитатель: Молодцы! Назовите, какого цвета лепестки у цветка.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, цвета у него, как у радуги. Помните, какая есть волшебная фраза, чтобы не ошибиться в рисовании цветов радуги?
Дети: каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Слайд 6 Воспитатель: все верно, посмотрите на картинку.
Наш цветик-семицветик непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить. (Дети поочередно отрывают лепестки и выполняют задания)
Задания:
- Расположить цифры по порядку
Для этого надо построиться друг за другом. Возьмите каждый себе карточку с цифрой. Воспитатель обращает внимание детей на карточки, лежащие на столе и объясняет задание: нужно выбрать себе карточку и встать друг за другом по порядку от 1 до 7.
- Расположить цифры в обратном порядке. Какая карточка будет на первом месте?
- Посчитай от 2 до 6.
- Назови соседей числа 3.
- Какое число стоит перед числом 7?
- Какое число стоит после числа 5?
- Посчитай от 6 до 1.
Воспитатель: молодцы. А теперь поиграем в игру «Да-нет». Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.
На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.
Загадывает цифру 1.
Дети задают вопросы:
Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.
Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.
Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.
Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.
Слайд 7.
Воспитатель: дети, пришла еще одно сообщение от садовника. Он просит измерить самый его высокий цветок. Воспитатель на магнитную доску помещает полоску длиной 60 см. Это цветок.
Но проблема в том, что у него потерялась линейка. Как мы можем помочь садовнику?
Дети: предлагают варианты
Воспитатель: У меня в руках плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты (цвета ленты и полоски различны).
Мы можем с вами условиться, что это наша мерка?
Дети соглашаются. Воспитатель просит двоих детей помочь ей измерить ленту. Один ребенок, под руководством воспитателя будет прикладывать мерку к ленте - отмечать на доске мелом, отмеренную часть ленты (отметки должны быть хорошо видны), а второй ребенок ставить фишку (на доске). В это время дети на своих местах проверяют и тоже ставят фишки.
Воспитатель: Мы приложили мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка? Отметь мелом.
Только после этого второй ребенок у доски ставит фишку, а дети, сидящие за столами, также откладывают фишку. К отмеченной на доске линии снова прикладывают мерку, а ребенок отмечает конец мерки.
Перед третьим измерением воспитатель секретно, шепотом договаривается с детьми, стоящими у доски, что первый ребенок проведет следующую линию не там, где мерка кончается, а посередине её. Что и делается. Второй ребенок берет фишку, но не ставит её, а делает вид, что хочет поставить. Большинство детей в группе обычно откладывают очередную фишку. Выясняется, соответствует ли отмеченный мелом на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, что нужно отмерить этот кусочек вновь. Стоящие у доски стирают «неправильную» линию и прикладывают мерку снова.
Воспитатель: а что, если бы мы поставили мерку в этом месте?
Дети: измерение было бы неправильным.
Далее отмеряется и отмечается четвертый кусочек ленты.
Перед пятым измерением воспитатель снова шепотом договаривается со стоящими рядом детьми, что отметить надо не в конце мерки, а подальше. Первый ребенок отмечает, а второй делает вид, что хочет поставить фишку. Воспитатель продолжает держать мерку на ленте и спрашивает: Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?
Дети: Нет
Воспитатель: Что нужно сделать?
Стоящие у доски стирают линию и проводят её снова там, где закончилась мерка. Все ставят фишку. Мерка прикладывается в шестой раз. Откладывается последняя фишка.
Воспитатель: Сколько раз уложилась наша мерка?
Дети считают и говорят: «Шесть раз»
Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили. Ну, а теперь можно и отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, а куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
«По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
- Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.) Газон засох.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять за работу.
Воспитатель: Ребята, геометрическая фигура забыла свое имя, напомним фигуре, как ее зовут? Три вершины, Три угла, Три сторонки - Кто же я? (треугольник) Ребята, давайте вспомним предметы, похожие на треугольник.
Дети: пирамидка, гора, елка, крыша у дома.
Слайд 8
Воспитатель: Молодцы. А давайте теперь назовем цвет самого маленького, затем среднего по размеру и в конце самого большого треугольника.
Дети: самый маленький – фиолетовый, дальше желтый, затем – зеленый и самый большой – красный.
Воспитатель: Все верно, справились.
А теперь откройте тетради и выполним упражнение Занятие 3. Посмотрите, есть символы, которые обозначают цвета, форму и размер. Например, зеленый цвет обозначает символ – лягушка, большой размер – высокий многоэтажный дом, а квадрат – настольные часы. Нужно дорисовать недостающие знаки. Большой зеленый квадрат – нужно записать символы – высотный дом Y, зеленый – зеленый цвет, квадрат – значок квадрата и т.д. по образцу.
Воспитатель: Молодцы, закройте тетради и положите их на край стола.
Слайд 9
Посмотрите, какие красивые цветы растут в саду.
А нам с вами пора возвращаться домой. А чтобы нам добраться обратно в детский сад, нужно произнести волшебные слова:
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом)
Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Заключительная часть.
Воспитатель: Где мы побывали сегодня? Кого мы встретили? Кому сегодня помогли и чем? А что больше всего понравилось? Какие задания были для вас трудными?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна вами. Вы молодцы! Если бы вы не умели считать до семи и не знали, как записывается число семь, то божья коровка осталась бы без цветка, садовник не узнал бы, сколько цветов на его клумбах. А напоследок я хочу всем раздать картинки с радугой. Вам надо будет вспомнить, как располагаются цвета у радуги, и раскрасить ее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
.
.
.
Цвета радуги
.
. .
.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-378338-1600232650.jpg)
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Цифра 9"
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Цифра 9"Цель: познакомить с образованием числа "девять" и цифрой "9". Совершенствовать счётный навыки....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу "Игралочка" программы "Мир открытий", тема "Повторение (число и цифра 0, 9, 10)"
Занятие-путешествие на осеннюю дачу, на тему "Повторение чисел и цифр 0, 9, 10". В занятии ставятся коррекционные задачи для детей с нарушенем зрения (косоглазие, амблиопия)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759774-1456149123.jpg)
Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»
Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079247-1541607695.jpg)
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."
ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1049057-1550308299.jpg)
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ» НА ТЕМУ:"ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ 8"
Конспект НОД по ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-1197229-1576333814.jpg)
Конспект фронтального занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Число и цифра 3".
Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии.Решение математических задач, примеров, выкладывание грибочков, монет, лепка цифры 3....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Количество и счет. Число и цифра 10.
Материал предназначен для воспитателей старшей группы...