Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема «Знакомство с цифрой и числом 7»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

 

Тема: «Знакомство с цифрой и числом 7» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

Тема: «Знакомство с цифрой и числом 7» 

г. Железногорск.

Конспект

ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 352 с.

Программные задачи: 

  • научиться соотносить запись числа 7 с количеством и порядком;
  • совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 6;
  • совершенствовать умение измерять предметы условной меркой;
  • продолжать развивать представления о геометрических фигурах;
  • продолжать организовывать разнообразную двигательную активность детей;
  • продолжать воспитывать культуру речевого общения детей.

Методические приемы: игровая мотивация, демонстрация, показ презентации, инструкция, пояснения, указания, разъяснения, вопросы, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка, поощрение.

Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - познавательное развитие интегрируется с другими: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие.  

 Использование современных образовательных технологий:

  • ИКТ-технология (презентация): показ слайдов.
  • Мнемотехника (картинки для повторения цветов радуги)
  • ТРИЗ-технология (игра «Да – нет»):
  • Проблемно - игровые технологии: решение проблемы потери линейки путем измерения меркой, ответы на поставленные вопросы (А что, если…)
  • Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.

   Оборудование и материалы: проекционное оборудование, презентация «Цифра и число 7», на каждого ребенка - картон черного цвета «клумба», счетные палочки  «цветы» от 1 до 10, набор треугольников «божьи коровки» от 1 до 10, тетрадь, карандаш, листик - раскраска с радугой; карточки, с записью чисел 1-10 , карточек с числом 7 столько же сколько и детей, полоска длиной 60 см, плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты (цвета ленты и полоски различны), мел, фишки – магнитики,  «цветик-семицветик»,  магнитная доска.

Предварительная совместная деятельность: выработка счетных навыков, знакомство с цифрами 1-6, измерение предметов условной меркой, знакомство с геометрическими фигурами, изучение цветов спектра, чтение сказок  «Цветик-семицветик».  

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, давайте встанем кругом и  поприветствуем друг друга.

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Воспитатель: мне сегодня пришло сообщение от одного знакомого садовника. Знаете, кто такой садовник?

Дети: это человек, который выращивает цветы

Воспитатель: правильно. На своих клумбах он посадил цветы, но ему пришлось сейчас уехать и он просит проведать его сад. Отправимся на прогулку к саду?

Дети: да

Воспитатель: давайте скажем слова: один, два, три, в саду у садовника окажись.

Основная часть

Воспитатель включает презентацию. Слайд 2

В саду нас встречает веселый щенок. Обратите внимание, какой интересный щенок. Что вы видите в нем необычного?

Дети: он состоит из геометрических фигур

Воспитатель: молодцы.         Назовите фигуры, какие вы видите в изображении щенка

Дети: квадрат, прямоугольник, круг, овал, трапеция, треугольник.

Воспитатель: назовите количество изображенных фигур (сколько квадратов, сколько овалов и т.д.)

Слайд 3

Посмотрите, в саду есть много разных домиков  с различным цветом крыши, с точками внутри от 1 до 6. Щенок не знает, по какой дороге ему бежать, но он точно знает, что его домик  тот, у которого шесть точек. Давайте поможем щенку добраться до своего дома. Сколько точек должно быть на домике щенка? (6.)

Дети пересчитывают точки в каждом домике.

Воспитатель: Какого цвета крыша на домике щенка?

Дети: желтого.

Воспитатель: давайте сядем за столы.

Дети садятся за столы по 2 человека. Перед каждым ребенком лежит картон черного цвета «клумба», счетные палочки  «цветы» от 1 до 10, набор треугольников «божьи коровки» от 1 до 10.

Воспитатель:  наш заботливый садовод подготовил все клумбы в саду и посадил семена цветов, поливал, удобрял их. И появились первые цветы.

На клумбах выросло 6 цветов, выложите их из счетных палочек.

Дети выполняют задание, выкладывают 6 палочек.  

 Сколько цветов на вашей клумбе? (6) Увидели божьи коровки, какие красивые цветы выросли в саду и опустились на них, каждая божья коровка села на свой цветок. Возьмите «божьих коровок» треугольники и посадите их на «цветы». Сколько бабочек прилетело на цветы. (6) Что можно сказать о цветах и бабочках? (Их поровну.) На нашей клумбе вырос еще один цветок. Добавьте еще одну палочку. Сколько же теперь будет цветов?

Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают при счете: 1, 2, 3,...,6,…

Воспитатель: Как получилось, что цветов стало 7?

Дети: Было 6, вырос еще один, и их стало 7.

Воспитатель: Получается, что один цветок остался без божьей коровки. Ему будет очень грустно. Что нужно сделать, чтобы цветов и божьих коровок стало поровну?

Дети: Надо добавить еще одну божью коровку.

Дети добавляют еще один треугольник над палочкой.

Воспитатель: Сколько теперь стало божьих коровок?

Дети пересчитывают треугольники. Их 7.

Воспитатель: Как получается число семь?

Дети: К 6 добавляется один и получается семь.

Воспитатель: для того чтобы получить 7, надо к 6 добавить 1. При счете после шести идет семь.

Воспитатель: надо обрадовать садовника и отправить ему сообщение, что на клумбах выросло семь цветов.  Посмотрите на стол, на котором лежат карточки, с записью чисел 6,7,8,10 , карточек с числом 7 столько же сколько и детей. Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, на которой записано число цветов, выросших на клумбе, чтобы отправить сообщение садовнику.

Дети берут разные карточки.

Воспитатель: Смогли вы выбрать нужную карточку? Почему вы это не смогли сделать?

Дети: Потому что не знаем как записывается число семь.

Воспитатель показывает карточку с числом 7 и говорит, что число семь записывается с помощью цифры 7.

Слайд 4

Каждый ребенок берет карточку с цифрой 7, осматривает ее, обводит пальчиком и отдает воспитателю. Воспитатель «отправляет сообщение».

Слайд 5

Посмотрите, на что похожа цифра 7? (Клюшка, коса, костыль)

Воспитатель: В саду у садовода есть и особенные цветы. Вот один из них.     (Прикрепляет на доску цветик-семицветик). Кто знает, как он называется?  

Дети: Цветик-семицветик. 

Воспитатель: Молодцы! Назовите,  какого цвета лепестки у цветка. 

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Правильно, посмотрите, цвета у него, как у радуги. Помните, какая есть волшебная фраза, чтобы не ошибиться в рисовании цветов радуги?

Дети: каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Слайд 6 Воспитатель: все верно, посмотрите на картинку.

Наш цветик-семицветик непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить. (Дети поочередно отрывают лепестки и выполняют задания)

Задания:

- Расположить цифры по порядку

        Для этого надо построиться друг за другом. Возьмите каждый себе карточку с цифрой. Воспитатель обращает внимание детей на карточки, лежащие на столе и объясняет задание: нужно выбрать себе карточку и встать друг за другом по порядку от 1 до 7.

- Расположить цифры в обратном порядке. Какая карточка будет на первом месте?

- Посчитай от 2 до 6.

- Назови соседей числа 3.

- Какое число стоит перед числом 7?

- Какое число стоит после числа 5?

- Посчитай от 6 до 1.

Воспитатель: молодцы. А теперь поиграем в игру «Да-нет». Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Загадывает цифру 1.

Дети задают вопросы:

Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.

Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.

Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.

Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.

Слайд 7.

Воспитатель: дети, пришла еще одно сообщение от садовника. Он просит измерить самый его высокий цветок. Воспитатель на магнитную доску помещает полоску длиной 60 см. Это цветок.

Но проблема в том, что у него потерялась линейка.  Как мы можем помочь садовнику?

Дети: предлагают варианты

Воспитатель: У меня в руках плотная полоска картона длиной 10 см, а ширина её совпадает с шириной ленты (цвета ленты и полоски различны).

Мы можем с вами условиться, что это наша мерка?

Дети соглашаются. Воспитатель просит двоих детей помочь ей измерить ленту. Один ребенок, под руководством воспитателя будет прикладывать мерку к ленте - отмечать на доске мелом, отмеренную часть ленты (отметки должны быть хорошо видны), а второй ребенок ставить фишку (на доске). В это время дети на своих местах проверяют и тоже ставят фишки.

 Воспитатель: Мы  приложили мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка? Отметь мелом.

Только после этого второй ребенок у доски ставит фишку, а дети, сидящие за столами, также откладывают фишку. К отмеченной на доске линии снова прикладывают мерку, а ребенок отмечает конец мерки.

Перед третьим измерением воспитатель секретно, шепотом договаривается с детьми, стоящими у доски, что первый ребенок проведет следующую линию не там, где мерка кончается, а посередине её. Что и делается. Второй ребенок берет фишку, но не ставит её, а делает вид, что хочет поставить. Большинство детей в группе обычно откладывают очередную фишку. Выясняется, соответствует ли отмеченный мелом на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, что нужно отмерить этот кусочек вновь. Стоящие у доски стирают «неправильную» линию и прикладывают мерку снова.

 Воспитатель: а что, если бы мы поставили мерку в этом месте?

Дети: измерение было бы неправильным.

Далее отмеряется и отмечается четвертый кусочек ленты.

Перед пятым измерением воспитатель снова шепотом договаривается со стоящими рядом детьми, что отметить надо не в конце мерки, а подальше. Первый ребенок отмечает, а второй делает вид, что хочет поставить фишку. Воспитатель продолжает держать мерку на ленте и спрашивает: Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?

Дети: Нет

Воспитатель: Что нужно сделать?

Стоящие у доски стирают линию и проводят её снова там, где закончилась мерка. Все ставят фишку. Мерка прикладывается в шестой раз. Откладывается последняя фишка.

Воспитатель: Сколько раз уложилась наша мерка?

Дети считают и говорят: «Шесть раз»

Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили.  Ну, а теперь можно и  отдохнуть. 

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

 Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке, а куда ему спешить? («Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)                

 «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)                      

- Ох!  (Один хлопок.)

И ушел.  (Ритмичные хлопки по столу.) Газон засох.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять за работу.

Воспитатель: Ребята, геометрическая фигура забыла свое имя, напомним фигуре, как ее зовут? Три вершины, Три угла, Три сторонки - Кто же я? (треугольник) Ребята, давайте вспомним предметы, похожие на треугольник.

Дети: пирамидка, гора, елка, крыша у дома.

Слайд 8

Воспитатель: Молодцы. А давайте теперь назовем цвет самого маленького, затем среднего по размеру и в конце самого большого треугольника.

Дети: самый маленький – фиолетовый, дальше желтый, затем – зеленый и самый большой – красный.

Воспитатель: Все верно, справились.

А теперь откройте тетради и выполним упражнение Занятие 3. Посмотрите, есть символы, которые обозначают цвета, форму и размер. Например, зеленый цвет обозначает символ – лягушка, большой размер – высокий многоэтажный дом, а квадрат – настольные часы. Нужно дорисовать недостающие знаки. Большой зеленый квадрат – нужно записать символы – высотный дом Y, зеленый – зеленый цвет, квадрат – значок квадрата и т.д. по образцу.

 Воспитатель: Молодцы, закройте тетради и положите их на край стола.

Слайд 9

 Посмотрите, какие красивые цветы растут в саду.

А нам с вами пора возвращаться домой.  А чтобы нам добраться обратно в детский сад, нужно произнести волшебные слова:

Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)

И кораблик подгоняет (Дуем)

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом)

Начался вдруг сильный шторм, прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые  движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем)

Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз. (Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)

Заключительная часть.

Воспитатель: Где мы побывали сегодня? Кого мы встретили? Кому сегодня помогли и чем? А что больше всего понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна  вами. Вы молодцы! Если бы вы не умели считать до семи и не знали, как записывается число семь, то божья коровка осталась бы без цветка, садовник не узнал бы, сколько цветов на его клумбах. А напоследок я хочу всем раздать картинки с радугой. Вам надо будет вспомнить, как располагаются цвета у радуги,  и раскрасить ее.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифра и ч исло 7 МДК 03.04 Теория и методика математического развития Студентка: Тимошина Е.И. ДОЗ 18 Преподаватель: Маслова Н.М.

Слайд 2

.

Слайд 3

.

Слайд 4

.

Слайд 5

.

Слайд 6

Цвета радуги

Слайд 7

.

Слайд 8

. .

Слайд 9

.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Цифра 9"

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Цифра 9"Цель: познакомить с образованием числа "девять" и цифрой "9". Совершенствовать счётный навыки....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу "Игралочка" программы "Мир открытий", тема "Повторение (число и цифра 0, 9, 10)"

Занятие-путешествие на осеннюю дачу, на тему "Повторение чисел и цифр 0, 9, 10". В занятии ставятся коррекционные задачи для детей с нарушенем зрения (косоглазие, амблиопия)....

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»

Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."

ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...

Конспект фронтального занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Число и цифра 3".

Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии.Решение математических задач, примеров, выкладывание грибочков, монет, лепка цифры 3....