Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
план-конспект занятия по математике
Тема: «Медвежонок Винни-Пух и его друзья»
возрастная группа: старшая группа «Почемучки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_remp_medvezhonok_i_ego_druzya.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Медвежонок Винни-Пух и его друзья»
возрастная группа: старшая группа «Почемучки»
Интеграция областей по ФГОС:
«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цели ООД:
Способствовать познанию числовых отношений; освоению представлений о свойствах геометрических фигур; развитию умения пользоваться знаками – символами.
Образовательные задачи:
2.Способствовать развитию у детей представлений о числе и его количественном составе на основе счета и сравнения в пределах первого пятка.
2. Закрепить прямой, обратный и порядковый счет в пределах 5.
3.Систематизировать знания детей о свойствах геометрических фигур.
4.Упражнять детей в классификации геометрических фигур по четырем признакам: форме, размеру, цвету и толщине.
Развивающие задачи:
1.Обеспечить развитие умения распознавать условные обозначения.
2. Создать условия для развития у детей ориентировки в двумерном пространстве, т.е. на плоскости.
3. Продолжить работу по закреплению у детей умения определять последовательность дней недели.
3.Способствовать развитию сенсорных и конструктивных способностей.
4.Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи:
1.Пробудить интерес к игровому сюжету через художественное слово и сюрпризный момент.
2.Способствовать формированию правильной осанки, вызвать желание заботится о своем здоровье.
3.Вызвать желание помочь мультипликационному персонажу, способствовать развитию умения согласовывать свои действия, порадоваться вместе с детьми общим успехам.
Методические приемы:
художественное слово, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, гимнастика для глаз, пояснение, указание, объяснение.
Материал и оборудование:
воздушный шарик, письмо от Винни-Пуха, Зверята-Цифрята, математическое поле, фишки, Математические корзинки, электронная цифра «Эники-Беники», логические блоки З. Дьенеша, карточки – символы, математические полоски в два ряда (раздаточный материал по количеству детей).
Предварительная работа:
знакомство с персонажами и сказками Фиолетового леса, обыгрывание игровых ситуаций, работа с логическими блоками З.Дьенеша, развивающими играми В. В. Воскобовича, карточками – символами.
Активизация словаря: предлоги и наречия: вперед, назад, слева, справа, между; существительное: диагональ, прилагательные: предыдущий, последующий.
Обогащение словаря: существительное: ассорти.
Используемые современные технологии:
– технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича;
– логические блоки З. Дьенеша;
Музыкальное сопровождение:
Песенка из мультфильма «Винни-Пух и его друзья ».
Форма проведения: игра – занятие.
Участники: дети 5-6 лет, воспитатель, помощник воспитателя.
Ход организованной образовательной деятельности
(Дети стоят в кругу)
Психологическая разминка:
Доброе утро, лесам и полям!
Доброе утро, скажем друзьям!
Доброе утро, родной детский сад!
Подарить всем улыбку – каждый здесь рад!
(Звучит песенка Винни-Пуха).
Воспитатель: Дети, к нам кто-то спешит!
(В группу залетает воздушный шарик с письмом).
Воспитатель: Странно… Никого нет, только воздушный шарик! Да еще с письмом! Интересно, от кого оно? Вы не догадываетесь? (Дети отвечают: от Винни-Пуха, воспитатель вскрывает конверт).
«Здравствуйте, дети группы «Почемучки»!
Я – Винни-Пух, всегда смешной!
Толстый, добрый, озорной!
Знаю, любите вы мишку,
Симпатягу-шалунишку!
А еще я знаю, что вы любите мультфильмы. Верно?
Совсем скоро, после воскресенья, в первый день недели наступит Международный День анимации! Конечно, я хочу в этот день повеселиться с друзьями: Кроликом, Пятачком и осликом Иа, но не успею до них добраться. Они живут вон на той опушке леса. Да и гостинцев у меня нет! Ох, одному мне с этим не справиться! Вы же помните, как в прошлый раз так неловко с хвостиком Иа получилось… Неужели я и мои друзья останемся без праздника? Ребята, вы поможете? Ваш друг Винни-Пух».
Воспитатель: Дети, Винни-Пуха надо выручать! Согласны? (дети отвечают).
Вот и отлично! Мы и подарки с гостинцами сделаем, и короткую дорогу в Фиолетовом лесу покажем! Но сначала нужно определить, в какой день состоится праздник? В письме написано: праздник после воскресенья, в первый день недели. И какой же это день? (Ответы детей).
Правильно, понедельник! Если сегодня четвертый день недели, а это – четверг, то до понедельника еще есть три дня: пятница, суббота и воскресенье. Значит, у нас есть время выполнить просьбу мишки!
Чтобы отправиться в Фиолетовый лес, мы возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «КОХЛЕ – ОХЛЕ – ЖЕЛЕ – ЗЕЛЕ – ГЕЛЕ – СЕЛЕ – ФИ».
Мы непросто в лес пришли,
Мы открыли в сказку двери.
В Фиолетовом лесу
Ждут нас сказочные звери!
Здесь нам помогут Зверята-Цифрята из Цифроцирка. Где же они? Цифрята пошалили и разбежались по чудесной полянке. Предлагаю мальчикам найти их и выстроить в ряд на коврографе. Кто будет командовать построением?
Дети: Нолик Магнолик.
Воспитатель: Командуй, Директор Цифроцирка!
Ну-ка, цифры, встаньте в ряд,
Я – командир, вы – мой отряд!
Воспитатель: Девочки, проверяем работу мальчиков и называем Зверят (девочки отвечают: Нолик Магнолик, Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Пес Пятерка).
Воспитатель: На какую цифру похож Ежик?
Какую цифру обозначает Магнолик? А сколько это – ноль?
Кто стоит после Зайки Двойки? А кто перед Псом Пятеркой?
А кто между Псом и Мышкой? Какую цифру она обозначает? (Ответы детей).
Дети, мы выстроили Зверят-Цифрят в ряд слева направо от 0 до 5.
Теперь предлагаю всем пройти на свои места. (Дети садятся за столы).
Воспитатель:
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко,
Смотрим влево, смотрим вправо так легко.
Ножки вместе, спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
Воспитатель: Чтобы не заблудиться в лесу и выбрать верную дорогу, нам нужно построить безопасный маршрут, выполнив задания на математическом поле.
Игра «Математический диктант»
Воспитатель: А сейчас подготовим пальчики к дальнейшей работе.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики!
(Дети попеременно сжимают и разжимают кулачки)
С вами мы подружимся, маленькие пальчики!
(Дети попеременно сгибают и разгибают пальцы в замке)
1, 2, 3, 4, 5 – любим мы их посчитать!
(Дети последовательно соединяют парные пальцы подушечками)
5, 4, 3, 2, 1 – снова ровно мы сидим!
Игра «Математические корзинки»
Воспитатель: Пока Зверята играли, все корзинками растеряли! Надо их найти и выложить от самой маленькой до самой большой в один ряд слева направо.
(Воспитатель приглашает к коврографу одного ребенка, остальные дети работают за столами).
– Почему у Нолика Магнолика нет корзинки?
– Чья корзинка первая в ряду?
– А какая по счету корзинка Зайки?
– Чьи корзинки по счету следующие?
Давайте посчитаем корзинки по порядку: первая корзинка, вторая корзинка, третья корзинка, четвертая корзинка, пятая корзинка. Для порядкового счета важно именно его направление! Если я начну считать обратно справа налево, чья корзинка станет первой? (ответы детей).
Воспитатель: Зверята-Цифрята так наловчились собирать грибы, что могут угадать свою корзинку даже с закрытыми глазами! А вы сможете?
Игра «Чудесный мешочек»
1, 2, 3 – чья корзинка? Расскажи!
(Ребенок на ощупь считает выемки для грибов в корзинке и определяет, кому она принадлежит).
Пришла пора тихой охоты – будем собирать грибы!
Игра «Собери грибы в корзинку»
(Воспитатель сопровождает объяснение показом на коврографе).
– Сколько грибов можно положить в корзину Ежика?
Теперь Зайке положу грибы: 1 и еще 1. Сколько всего грибов в корзинке у Зайки??
– На сколько грибов у Зайки больше, чем у Ежика? А на сколько грибов у Ежика меньше, чем у Зайки? (Ответы детей)
Теперь наполняю грибами корзинку Мышке: 1, 1, и еще 1. Всего у Мышки… 3 гриба!
– На сколько грибов у Мышки больше, чем у Зайки? На сколько грибов у Зайки меньше, чем у Мышки? Что нужно сделать, чтобы грибов у них стало поровну? (Ответы детей).
Продолжаю собирать грибы. Крыске положу в корзинку: 1, 1, 1 и еще 1.
– Сколько всего грибов у Крыски? На сколько грибов у Крыски больше, чем у Мышки? На сколько грибов у Мышки меньше, чем у Крыски? (Ответы детей).
Теперь Псу грибочки: 1, 1, 1, 1 и еще 1.
– Сколько всего грибов у Пса Пятерки? На сколько грибов у него больше, чем у Крыски Четверки? А на сколько грибов у Крыски меньше, чем у Пса? Что нужно сделать, чтобы у Крыски Четверки стало столько же грибов, сколько у Пса Пятерки? (Ответы детей).
Делаем вывод: каждое последующее число больше предыдущего на 1.
Каждое предыдущее число меньше последующего тоже на 1.
Предлагаю и вам заполнить корзинки Цифрят (Дети работают за столами).
Воспитатель: Молодцы! Фиолетовый лес предлагает сложить корзинки на чудесную полянку, а Нолик Магнолик командует:
На разминку становись!
Физкультурная пауза:
Топай, Мишка!
Хлопай, Мишка!
Приседай же, шалунишка!
Руки вверх, вперед и вниз,
Потянись! Теперь садись!
(Дети садятся на свои места).
Воспитатель:
Спинка ровная у вас?
Дети:
Да, осанка – высший класс!
Воспитатель: Чтобы Винни-Пуху и его друзьям было весело, мы можем предложить игру-конструктор «Эники-Беники» и научить выкладывать электронные портреты Цифрят.
Давайте вспомним считалку конструктора:
«ЭНИКИ – БЕНИКИ – ЕЛИ – ВАРЕННИКИ – ОЧЕНЬ – ГОЛОДНЫЕ – ВЕНИКИ»
(Дети строят электронные цифры от 0 до 5, закрепляя считалки этих цифр).
Воспитатель: А сейчас в прятки поиграют наши глазки.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»:
Солнышко с тучками в прятки играло!
(дети закрывают глаза)
Солнышко тучки-летучки считало!
(дети открывают глаза)
Серые тучки (глаза влево),
Черные тучки (глаза вправо),
Легких – две штучки (глаза вверх),
Тяжелых – три штучки (глаза вниз)!
Тучки попрятались, тучек не стало…
(дети закрывают глаза),
И вдруг в небе солнце опять засияло!
(дети открывают глаза)
Воспитатель: Какой же День рождения без угощений! Тем более, Винни-Пух так любит сладкое! Предлагаю вам собрать разные конфеты, использую Блоки Дьенеша, карточки – символы и коробочки в два ряда. Согласны?
Работа с логическими блоками З.Дьенеша
Давайте вспомним, по каким признакам мы отличаем блоки? (Ответы детей).
Внимание! Вот карточки - символы для конфет в верхнем ряду.
(Дети называют признаки и собирают верхний ряд конфет).
Это карточки-символы для конфет в нижнем ряду.
(Дети называют признаки и собирают нижний ряд конфет).
Воспитатель: (Индивидуальная работа).
– Сколько конфет ты выложил в верхнем ряду?
– Какие конфеты ты выложил в верхнем ряду?
– Сколько конфет ты выложил в верхнем ряду?
– Какие конфеты ты выложил в верхнем ряду?
– Сколько всего конфет в коробке?
– Посмотрите внимательно и скажите, какой геометрической формы конфет нет в коробке?
Воспитатель: Молодцы, дети! Мы выбрали самые вкусные конфеты, такому угощению будет рад и Винни-Пух, и все его друзья! А сейчас пройдите к Фиолетовом лесу, возьмите по листочку и встаньте в круг.
Рефлексия:
Давайте, дети, вспомним:
– Чем мы сегодня занимались?
– Кому помогали?
– Какие математические действия выполняли?
– В какие игры играли?
– Что вам больше понравилось?
– В чем были затруднения?
Воспитатель: Наш Фиолетовый лес предлагает вам оценить свою работу с помощью листочков. Те из вас, кто ни разу не ошибся, был старателен, внимателен, не отвлекался сам, и не мешал другим – украшают листочками Фиолетовое дерево, а те, у кого были затруднения или замечания – украшают Оранжевое дерево.
Посмотрите, как похорошел осенний Фиолетовый лес! Его жители и я вместе с ними радуемся вашим успехам. Вы - большие молодцы! Думаю, мы еще не раз вернемся сюда, чтобы поиграть и научиться чему-то новому.
А сейчас нам пора собраться в круг, произнести волшебные слова и вернуться в детский сад! «КОХЛЕ – ОХЛЕ – ЖЕЛЕ – ЗЕЛЕ – ГЕЛЕ – СЕЛЕ – ФИ».
Делу время – потехе час! Дети, вы свободны.
Психологическая разминка:
Доброе утро, лесам и полям!
Доброе утро, скажем друзьям!
Доброе утро, родной детский сад!
Подарить всем улыбку – каждый здесь рад!
Цифрята
Воспитатель: На какую цифру похож Ежик?
Какую цифру обозначает Магнолик? А сколько это – ноль?
Кто стоит после Зайки Двойки? А кто перед Псом Пятеркой?
А кто между Псом и Мышкой? Какую цифру она обозначает?
Дети, мы выстроили Зверят-Цифрят
в ряд слева направо от 0 до 5.
Осанка
Игра «Математический диктант»
Воспитатель: А сейчас подготовим пальчики к дальнейшей работе.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики!
С вами мы подружимся, маленькие пальчики!
1, 2, 3, 4, 5 – любим мы их посчитать!
5, 4, 3, 2, 1 – снова ровно мы сидим!
Игра «Математические корзинки»
Воспитатель: Пока Зверята играли, все корзинками растеряли! Надо их найти и выложить от самой маленькой до самой большой в один ряд слева направо.
(Воспитатель приглашает к коврографу одного ребенка, остальные дети работают за столами).
– Почему у Нолика Магнолика нет корзинки?
– Чья корзинка первая в ряду?
– А какая по счету корзинка Зайки?
– Чьи корзинки по счету следующие?
Давайте посчитаем корзинки по порядку: первая корзинка, вторая корзинка, третья корзинка, четвертая корзинка, пятая корзинка. Для порядкового счета важно именно его направление! Если я начну считать обратно справа налево, чья корзинка станет первой? (ответы детей).
Воспитатель: Зверята-Цифрята так наловчились собирать грибы, что могут угадать свою корзинку даже с закрытыми глазами! А вы сможете?
Игра «Чудесный мешочек»
1, 2, 3 – чья корзинка? Расскажи!
(Ребенок на ощупь считает выемки для грибов в корзинке и определяет, кому она принадлежит).
Пришла пора тихой охоты – будем собирать грибы!
(Воспитатель сопровождает объяснение показом на коврографе).
– Сколько грибов можно положить в корзину Ежика?
Теперь Зайке положу грибы: 1 и еще 1. Сколько всего грибов в корзинке у Зайки??
– На сколько грибов у Зайки больше, чем у Ежика? А на сколько грибов у Ежика меньше, чем у Зайки? (Ответы детей)
Теперь наполняю грибами корзинку Мышке: 1, 1, и еще 1. Всего у Мышки… 3 гриба!
– На сколько грибов у Мышки больше, чем у Зайки? На сколько грибов у Зайки меньше, чем у Мышки? Что нужно сделать, чтобы грибов у них стало поровну? (Ответы детей).
Продолжаю собирать грибы. Крыске положу в корзинку: 1, 1, 1 и еще 1.
– Сколько всего грибов у Крыски? На сколько грибов у Крыски больше, чем у Мышки? На сколько грибов у Мышки меньше, чем у Крыски? (Ответы детей).
Теперь Псу грибочки: 1, 1, 1, 1 и еще 1.
– Сколько всего грибов у Пса Пятерки? На сколько грибов у него больше, чем у Крыски Четверки? А на сколько грибов у Крыски меньше, чем у Пса? Что нужно сделать, чтобы у Крыски Четверки стало столько же грибов, сколько у Пса Пятерки? (Ответы детей).
В каждой последующей корзинке грибов больше предыдущего на 1.
Каждое предыдущее число меньше последующего тоже на 1.
Предлагаю и вам заполнить корзинки Цифрят (Дети работают за столами).
Воспитатель: Молодцы! Фиолетовый лес предлагает сложить корзинки на чудесную полянку, а Нолик Магнолик командует:
На разминку становись!
Физкультурная пауза:
Топай, Мишка!
Хлопай, Мишка!
Приседай же, шалунишка!
Руки вверх, вперед и вниз,
Потянись! Теперь садись!
Топай, Мишка!
Хлопай, Мишка!
Приседай же, шалунишка!
Руки вверх, вперед и вниз,
Потянись! Теперь садись!
Солнышко с тучками в прятки играло!
Солнышко тучки-летучки считало!
Серые тучки (глаза влево),
Черные тучки (глаза вправо),
Легких – две штучки (глаза вверх),
Тяжелых – три штучки (глаза вниз)!
Тучки попрятались, тучек не стало…
И вдруг в небе солнце опять засияло!
Самоанализ ООД
Я, Яруллина Миляуша Мухамадулловна, провела ООД в старшей группе «Почемучки», из области «Познавательное развитие», раздела ФЭМП по теме: «Винни-Пух и его друзья».
В начале ООД организовала детей психологическим упражнением, затем заинтересовала сюрпризным моментом. Для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности использовала проблемную ситуацию, в ходе обсуждения которой дети решили помочь Винни-Пуху.
Структура ООД соответствовала поставленным задачам, все части занятия были взаимосвязаны и логически последовательны.
В качестве демонстрационного и раздаточного материалов использовала игры из развивающей технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича и логические блоки З.Дьенеша.
Образовательный материал поднесла достаточно эмоциально, используя такие методические приемы, как художественное слово, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, игровые упражнения, пояснение, указание, объяснение.
При этом были учтены возрастные особенности воспитанников: использовались пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, гимнастика для глаз, под контролем была осанка детей.
Мы поработали на закрепление прямого, обратного, порядкового счета, также над количественным составом числа из единиц в пределах 5.
Дети уверенно ориентировались на плоскости, логически рассуждая, определили праздничный день, оперируя карточками-символами, выделили геометрические формы по 4 признакам. Для развития конструктивных способностей был использован конструктор цифр.
В ходе ООД постаралась занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам. Так в дидактической игре «Зверята-Цифрята» я была таким же игроком как все дети, и они помогли мне собрать в корзинки Зверят грибы.
В ходе рефлексии дети не только перечислили задания, которые выполнили, но и оценили в целом свою работу на занятии.
Таким образом, цель ООД достигнута, задачи решены.
Я готова выслушать ваши вопросы и рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей 6-7 лет
Планирование осуществляется по тематическим модулям с указанием тем недели, форм организации НОД, образовательных задач....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Подготовительная группа
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Подготовительная группа...
Конспект НОД, образовательная область «Познание», раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: "Зеркало времени"
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»подготовительная логопедическая группа №3 «Руче...
Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...
Образовательные области: Познание. Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: свойства предметов. Сравнение предметов по цвету и размеру.
конспект занятия по математике для старшей группы....
отчет по образовательной области"Познание", раздел "Формирование элементарных математических представлений"
Отчет по образовательной области "Познание", раздел "Формирование элементарных математических представлений" во второй младшей группе....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область: «Познание» раздел «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Лесная школа»
Цель: формировать математические представления.Задачи: Образовательные:...