Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Поможем дедушке Морозу"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Поможем дедушке Морозу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 942.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе на тему: «Поможем Дедушке Морозу».
Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;
- закреплять навыки прямого и обратного счёта в пределах 8;
-формировать умение находить предыдущее и последующее число для каждого числа от 1 до 8;
- формировать представления о равенстве и неравенстве 2-ух групп предметов;
-закреплять умения различать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
- закреплять умение называть и соотносить цвета (белый, зелёный, черный, синий, красный, жёлтый, коричневый, оранжевый)
Развивающие:
- активизировать память, внимание, логическое мышление;
- активизировать речевую деятельность детей;
-развивать умение анализировать;
- развивать умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности;
-воспитывать умение и желание слушать воспитателя и друг друга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные:
Конверт с письмом и заданиями, ёлка, образец ёлки из счётных палочек, изображения животных, изображения подарков, конверт с разноцветными, пронумерованными цифрами (от 1 до 8).
Раздаточные: счётные палочки, шаблон ёлки с игрушками разных геометрических форм, клей, подарки.
Ход занятия:
Ход занятия:
- Организационный момент
Раздается стук в дверь, воспитатель находит письмо.
Воспитатель: Ребята, нам доставили письмо. Давайте скорее прочитаем от кого оно.
- Мотивация:
(Воспитатель читает письмо вслух)
«Ребята! Со мной случилась беда. Мой волшебный лес заколдовала злая колдунья. У меня сейчас очень много дел и я прошу вас помочь мне его расколдовать. Это будет совсем нетрудно. Я отправлю вам вместе с письмом специальные задания и подсказки. Знаю, что вы со всем справитесь.
Дед Мороз
(задания лежат в конверте вместе с письмом)
Воспитатель: Ребята, Дед Мороз в беде. Мы должны ему помочь! Ведь не можем мы оставить дедушку в трудную минуту. Поможем?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Что случилось с волшебным лесом Деда Мороза?
Ответы детей: Его заколдовала злая колдунья.
Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы его расколдовать?
Ответы детей: Нужно выполнить все задания Деда Мороза.
- Введение в проблемную ситуацию
Воспитатель: Как вы думаете, с чего нам нужно начать?
Ответы детей.
Воспитатель: С какого задания мы начнём? Что будем делать дальше? Чем закончим?
Ответы детей.
- Решение проблемной ситуации
Воспитатель: Я предлагаю прочитать первое задание от Деда Мороза.
1 задание. «Создай ёлку»
Текст: «В моём лесу исчезли все деревья, кроме одной ели. С помощью волшебных палочек, сделайте мне деревья для моего волшебного леса.
Волшебные палочки вы найдете под одинокой елью.»
Воспитатель: Какое первое задание от Деда Мороза? Что нужно сделать сначала? Что потом?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы нам выполнить это задание, я предлагаю вам разделиться на команды, для этого вам необходимо вытянуть цветную полоску: синяя полоска будет означать, что вы в команде под номером 1, а зелёная полоска будет означать, что вы в команде под номером 2.
Дети тянут полоски, делятся на команды.
Воспитатель: А как нам узнать, кто пойдёт искать волшебные палочки под ёлкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите свои полоски, Дед Мороз оставил нам подсказку.
Дети находят на 3-ёх полосках наклейки.
1 наклейка-ёлка
2 наклейка- животное
3 наклейка- новогодняя игрушка
Воспитатель: Как вы думаете, какая особенная полоска подходит к первому заданию? Кто пойдёт искать волшебные палочки?
Ответы детей.
Ребёнок с особенной полоской находит волшебные палочки под елью.
Воспитатель: А теперь давайте приступим к созданию деревьев. Внимательно считайте, сколько нужно выложить палочек.
(Приложение 1)
Дети садятся за рабочие места и выполняют задание.
Воспитатель: У вас получились чудесные деревья, молодцы! С первым заданием мы справились. А что нам нужно сделать дальше?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, давайте приступим к 2 заданию.
2 Задание. «Лесные животные»
Текст: «Ребята, вы знаете какие животные живут в лесу? Домашние или дикие?...
Ответы детей: Дикие.
…Все мои дикие животные заколдованы и потеряли память. Заяц думает, что он волк, а лиса думает, что она белка и все они забыли о том, что скоро Новый год. Помогите им вспомнить свои настоящие названия, отгадав загадки, а затем, подарите каждому животному небольшой подарок. Вы найдете подарки под одинокой елью.»
Воспитатель: Что нам нужно сделать в этом задании?
Ответы детей: Помочь животным вспомнить свои названия и подарить им подарки.
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы помочь животным вспомнить их настоящие названия?
Ответы детей: Нужно отгадать загадки.
Воспитатель: Правильно! Дед Мороз нам эти загадки тоже прислал:
1 Загадка: Любит красную морковку, грызёт капусту очень ловко, скачет он то тут, то там, по лесам и по полям, серый, белый и косой, кто скажите он такой?
Ответы детей: Заяц.
Воспитатель вывешивает на доску изображение зайца.
2 Загадка: Одурачит ловко рыжая плутовка, длинным хвостиком махнёт, зубки хитро облизнёт, не успеешь оглянуться — вокруг пальца обведёт!
Ответы детей: Лиса.
Воспитатель вывешивает на доску изображение лисы.
3 загадка: Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт.
Ответы детей: Медведь.
Воспитатель вывешивает на доску изображение медведя.
4 Загадка: Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответы детей: Белка.
Воспитатель вывешивает на доску изображение белки.
5 Загадка: Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс. В зайцах вкусных знает толк. Злой, голодный, серый...
Ответы детей: Волк.
Воспитатель вывешивает на доску изображение волка.
Воспитатель: Загадки закончились. Ребята, как вы думаете, мы помогли животным вспомнить их названия?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А что нам теперь нужно сделать?
Ответы детей: Подарить животным подарки.
Воспитатель: Где мы можем их найти?
Ответы детей: Под ёлкой.
Воспитатель: Как вы думаете, чья очередь искать подарки?
Ответы детей.
Ребёнок достаёт из под ёлки 4 подарка и раздаёт их 4-ём детям. Ещё 1 подарок спрятан под елью.
Воспитатель: Ребята, подарите каждому животному по подарку.
Дети вывешивают подарки рядом с животными.
Воспитатель: Объясните, что же здесь не так?
Ответы детей: Одному животному не хватило подарка.
Воспитатель: Почему так вышло? Сколько животных, а сколько подарков?
Ответы детей: Животных больше, чем подарков. Животных 5, а подарков 4.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы подарков хватило всем?
Ответы детей: Добавить ещё один подарок.
Воспитатель: Где же нам его найти?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сначала ещё раз посмотрим под ёлкой.
Один из детей ищет под ёлкой и находит конверт с надписью «Для Белки»
Воспитатель: Как интересно! Давайте узнаем, что за особенный подарок подготовил Дед Мороз для белки.
Ребёнок открывает конверт и находит там 8 разноцветных орехов. Выкладывает их на стол в разном порядке. Каждый из орехов пронумерован цифрами от 1 до 8.
Воспитатель: Ребята, а у вас получится выложить орехи в правильной последовательности от меньшего числа к большему? Давайте попробуем!
Дети выкладывают орехи в правильной последовательности от 1 до 8.
Воспитатель: Сколько орехов всего получилось?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Давайте сосчитаем орехи от одного до 8 и от 8 до 1.
Дети считают орехи, называют цифры.
Воспитатель: Назовите соседей числа 4.
Ответы детей: 5 и 3.
Воспитатель: Назовите соседей числа 7.
Ответы детей: 6 и 8.
Воспитатель: Назовите соседей числа 3?
Ответы детей: 2 и 4.
Воспитатель: Назовите, какого цвета орехи?
Ответы детей: синий, чёрный, белый, красный, желтый, коричневый, зелёный, оранжевый.
Воспитатель: Какой по счету белый орех?
Ответы детей: Третий.
Воспитатель: Какой по счету синий орех?
Ответы детей: Первый.
Воспитатель: Какого цвета четвертый по счету орех?
Дети: Красный.
И т.д.
Воспитатель: Молодцы, а перед тем, как начать выполнять новое задание я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Есть в лесу три полочки.
Ели-елки-елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках - птичьи голоса,
Внизу на елочках - роса.
«Ели» — стоя на носках, руки вверх. «Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» — присесть, руки вперед.
3 Задание «Укрась ёлку»
Текст: «Я уже наградил ваши красивые ёлки зелёными иголками. Но, так как мой лес волшебный и праздничный, ёлки нужно украсить. Я вместе с ветром перенёс под большую ель украшения и ёлочки. Я прошу вас сделать так, чтобы все игрушки на ёлочках были на своих местах».
Воспитатель: Как вы думаете, чья очередь заглянуть под одинокую ель?
Ребёнок достаёт из-под ёлки заготовки ёлочек и игрушки форме геометрических фигур на каждого ребёнка. Воспитатель просит раздать материалы.
(Приложение 2)
Воспитатель: Игрушками какой формы должна быть украшена наша елка?
Ответы детей: Круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной.
Воспитатель: Покажите мне пожалуйста игрушки круглой формы, посчитайте сколько их и назовите какого они цвета.
Дети показывают игрушки круглой формы, считают их количество и называют цвет.
Также с игрушками других форм.
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели наши игрушки. Что теперь нужно сделать?
Ответы детей: Украсить ёлочки.
Воспитатель: Что нам для этого понадобится?
Ответы детей: Клей.
Воспитатель просит ребёнка раздаёт клей на каждого.
Воспитатель: Можете приступать к работе.
Дети приклеивают на ёлку игрушки.
Воспитатель: Молодцы! Ёлки получились очень нарядными и это было последнее задание. Вы очень помогли Деду Морозу, он будет рад.
Раздаётся стук в дверь. Около двери Воспитатель находит небольшую коробку и письмо.
-Ребята, нам снова пришло письмо от Деда Мороза. Неужели, мы выполнили не все задания? Давайте прочитаем:
«Дорогие ребята, мой лес расколдован! Я знал, что вы мне поможете, но я не ожидал, что настолько хорошо. В благодарность я прислал вам небольшие новогодние подарочки. Будьте счастливы и здоровы!
- Рефлексия
Воспитатель: Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам подарки?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие задания мы выполнили, чтобы это сделать?
Дети перечисляют задания.
Воспитатель: Скажите, а вам просто было выполнять эти задания?
Ответы детей.
Воспитатель: А какое задание было самым простым? Какое показалось сложным?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы! А теперь предлагаю вам открыть подарок от Деда Мороза.
Приложение 1.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Теремок для цифр»
Задачи:1) Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закрепить знания детей: счёт в пределах 10 (количество и порядок): о геометрических фигурах, на...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...
Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"
Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)
Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....
Конспект занятия по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Цветика-семицветика»
Конспект занятия по математическому развитию "В поисках Цветика-семицветика"...