Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Поможем дедушке Морозу"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лукьянова Вера Игоревна

Конспект занятия по  развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Поможем дедушке Морозу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект942.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе на тему: «Поможем Дедушке Морозу».

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;

- закреплять навыки прямого и обратного счёта в пределах 8;

-формировать умение находить предыдущее и последующее число для каждого числа от 1 до 8;

- формировать представления о равенстве и неравенстве 2-ух групп предметов;

-закреплять умения различать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).

- закреплять умение называть и соотносить цвета (белый, зелёный, черный, синий, красный, жёлтый, коричневый, оранжевый)

Развивающие:

- активизировать память, внимание, логическое мышление;

- активизировать речевую деятельность детей;

-развивать умение анализировать;

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности;

-воспитывать умение и желание слушать воспитателя и друг друга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные:

Конверт с письмом и заданиями, ёлка, образец ёлки из счётных палочек, изображения животных, изображения подарков, конверт с разноцветными, пронумерованными цифрами (от 1 до 8).

Раздаточные: счётные палочки, шаблон ёлки с игрушками разных геометрических форм, клей, подарки.

Ход занятия:

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Раздается стук в дверь, воспитатель находит письмо.

Воспитатель: Ребята, нам доставили письмо. Давайте скорее прочитаем от кого оно.

  1. Мотивация:

(Воспитатель читает письмо вслух)

«Ребята! Со мной случилась беда. Мой волшебный лес заколдовала злая колдунья. У меня сейчас очень много дел и я прошу вас помочь мне его расколдовать. Это будет совсем нетрудно. Я отправлю вам вместе с письмом специальные задания и подсказки. Знаю, что вы со всем справитесь.

Дед Мороз

(задания лежат в конверте вместе с письмом)

Воспитатель: Ребята, Дед Мороз в беде. Мы должны ему помочь! Ведь не можем мы оставить дедушку в трудную минуту. Поможем?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Что случилось с волшебным лесом Деда Мороза?

Ответы детей: Его заколдовала злая колдунья.

Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы его расколдовать?

Ответы детей: Нужно выполнить все задания Деда Мороза.

  1. Введение в проблемную ситуацию

Воспитатель: Как вы думаете, с чего нам нужно начать?

Ответы детей.

Воспитатель: С какого задания мы начнём? Что будем делать дальше? Чем закончим?

Ответы детей.

  1. Решение проблемной ситуации

Воспитатель: Я предлагаю прочитать первое задание от Деда Мороза.

1 задание. «Создай ёлку»

Текст: «В моём лесу исчезли все деревья, кроме одной ели. С помощью волшебных палочек, сделайте мне деревья для моего волшебного леса.

Волшебные палочки вы найдете под одинокой елью.»

Воспитатель: Какое первое задание от Деда Мороза? Что нужно сделать сначала? Что потом?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того, чтобы нам выполнить это задание, я предлагаю вам разделиться на команды, для этого вам необходимо вытянуть цветную полоску: синяя полоска будет означать, что вы в команде под номером 1, а зелёная полоска будет означать, что вы в команде под номером 2.

Дети тянут полоски, делятся на команды.

Воспитатель: А как нам узнать, кто пойдёт искать волшебные палочки под ёлкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите свои полоски, Дед Мороз оставил нам подсказку.

Дети находят на 3-ёх полосках наклейки.

1 наклейка-ёлка

2 наклейка- животное

3 наклейка- новогодняя игрушка

Воспитатель: Как вы думаете, какая особенная полоска подходит к первому заданию? Кто пойдёт искать волшебные палочки?

Ответы детей.

Ребёнок с особенной полоской находит волшебные палочки под елью.

Воспитатель: А теперь давайте приступим к созданию деревьев. Внимательно считайте, сколько нужно выложить палочек.

(Приложение 1)

Дети садятся за рабочие места и выполняют задание.

Воспитатель: У вас получились чудесные деревья, молодцы! С первым заданием мы справились. А что нам нужно сделать дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, давайте приступим к 2 заданию.

2 Задание. «Лесные животные»

Текст: «Ребята, вы знаете какие животные живут в лесу? Домашние или дикие?...

Ответы детей: Дикие.

…Все мои дикие животные заколдованы и потеряли память. Заяц думает, что он волк, а лиса думает, что она белка и все они забыли о том, что скоро Новый год. Помогите им вспомнить свои настоящие названия, отгадав загадки, а затем, подарите каждому животному небольшой подарок. Вы найдете подарки под одинокой елью.»

Воспитатель: Что нам нужно сделать в этом задании?

Ответы детей: Помочь животным вспомнить свои названия и подарить им подарки.

Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы помочь животным вспомнить их настоящие названия?

Ответы детей: Нужно отгадать загадки.

Воспитатель: Правильно! Дед Мороз нам эти загадки тоже прислал:

1 Загадка: Любит красную морковку, грызёт капусту очень ловко, скачет он то тут, то там, по лесам и по полям, серый, белый и косой, кто скажите он такой?

Ответы детей: Заяц.

Воспитатель вывешивает на доску изображение зайца.
2 Загадка: Одурачит ловко рыжая плутовка, длинным хвостиком махнёт, зубки хитро облизнёт, не успеешь оглянуться — вокруг пальца обведёт!

Ответы детей: Лиса.

Воспитатель вывешивает на доску изображение лисы.

3 загадка: Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт.

Ответы детей: Медведь.

Воспитатель вывешивает на доску изображение медведя.

4 Загадка: Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Ответы детей: Белка.

Воспитатель вывешивает на доску изображение белки.

5 Загадка: Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс. В зайцах вкусных знает толк. Злой, голодный, серый...

Ответы детей: Волк.

Воспитатель вывешивает на доску изображение волка.

Воспитатель: Загадки закончились. Ребята, как вы думаете, мы помогли животным вспомнить их названия?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А что нам теперь нужно сделать?

Ответы детей: Подарить животным подарки.

Воспитатель: Где мы можем их найти?

Ответы детей: Под ёлкой.

Воспитатель: Как вы думаете, чья очередь искать подарки?

Ответы детей.

Ребёнок достаёт из под ёлки 4 подарка и раздаёт их 4-ём детям. Ещё 1 подарок спрятан под елью.

Воспитатель: Ребята, подарите каждому животному по подарку.

Дети вывешивают подарки рядом с животными.

Воспитатель: Объясните, что же здесь не так?

Ответы детей: Одному животному не хватило подарка.

Воспитатель: Почему так вышло? Сколько животных, а сколько подарков?

Ответы детей: Животных больше, чем подарков. Животных 5, а подарков 4.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы подарков хватило всем?

Ответы детей: Добавить ещё один подарок.

Воспитатель: Где же нам его найти?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте сначала ещё раз посмотрим под ёлкой.

Один из детей ищет под ёлкой и находит конверт с надписью «Для Белки»

Воспитатель: Как интересно! Давайте узнаем, что за особенный подарок подготовил Дед Мороз для белки.

Ребёнок открывает конверт и находит там 8 разноцветных орехов. Выкладывает их на стол в разном порядке. Каждый из орехов пронумерован цифрами от 1 до 8.

Воспитатель: Ребята, а у вас получится выложить орехи в правильной последовательности от меньшего числа к большему? Давайте попробуем!

Дети выкладывают орехи в правильной последовательности от 1 до 8.

Воспитатель: Сколько орехов всего получилось?

Ответы детей: 8.

Воспитатель: Давайте сосчитаем орехи от одного до 8 и от 8 до 1.

Дети считают орехи, называют цифры.

Воспитатель: Назовите соседей числа 4.

Ответы детей: 5 и 3.

Воспитатель: Назовите соседей числа 7.

Ответы детей: 6 и 8.

Воспитатель: Назовите соседей числа 3?

Ответы детей: 2 и 4.

Воспитатель: Назовите, какого цвета орехи?

Ответы детей: синий, чёрный, белый, красный, желтый, коричневый, зелёный, оранжевый.

Воспитатель: Какой по счету белый орех?

Ответы детей: Третий.

Воспитатель: Какой по счету синий орех?

Ответы детей: Первый.

Воспитатель: Какого цвета четвертый по счету орех?

Дети: Красный.

И т.д.

Воспитатель: Молодцы, а перед тем, как начать выполнять новое задание я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Есть в лесу три полочки.

Ели-елки-елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках - птичьи голоса,

Внизу на елочках - роса.

«Ели» — стоя на носках, руки вверх. «Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» — присесть, руки вперед.

3 Задание «Укрась ёлку»

Текст: «Я уже наградил ваши красивые ёлки зелёными иголками. Но, так как мой лес волшебный и праздничный, ёлки нужно украсить. Я вместе с ветром перенёс под большую ель украшения и ёлочки. Я прошу вас сделать так, чтобы все игрушки на ёлочках были на своих местах».

Воспитатель: Как вы думаете, чья очередь заглянуть под одинокую ель?

Ребёнок достаёт из-под ёлки заготовки ёлочек и игрушки форме геометрических фигур на каждого ребёнка. Воспитатель просит раздать материалы.

(Приложение 2)

Воспитатель: Игрушками какой формы должна быть украшена наша елка?

Ответы детей: Круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной.

Воспитатель: Покажите мне пожалуйста игрушки круглой формы, посчитайте сколько их и назовите какого они цвета.

Дети показывают игрушки круглой формы, считают их количество и называют цвет.

Также с игрушками других форм.

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели наши игрушки. Что теперь нужно сделать?

Ответы детей: Украсить ёлочки.

Воспитатель: Что нам для этого понадобится?

Ответы детей: Клей.

Воспитатель просит ребёнка раздаёт клей на каждого.

Воспитатель: Можете приступать к работе.

Дети приклеивают на ёлку игрушки.

Воспитатель: Молодцы! Ёлки получились очень нарядными и это было последнее задание. Вы очень помогли Деду Морозу, он будет рад.

Раздаётся стук в дверь. Около двери Воспитатель находит небольшую коробку и письмо.

-Ребята, нам снова пришло письмо от Деда Мороза. Неужели, мы выполнили не все задания? Давайте прочитаем:

«Дорогие ребята, мой лес расколдован! Я знал, что вы мне поможете, но я не ожидал, что настолько хорошо. В благодарность я прислал вам небольшие новогодние подарочки. Будьте счастливы и здоровы!

  1. Рефлексия

Воспитатель: Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам подарки?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие задания мы выполнили, чтобы это сделать?

Дети перечисляют задания.

Воспитатель: Скажите, а вам просто было выполнять эти задания?

Ответы детей.

Воспитатель: А какое задание было самым простым? Какое показалось сложным?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы молодцы! А теперь предлагаю вам открыть подарок от Деда Мороза.

Приложение 1.

Приложение 2.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Теремок для цифр»

Задачи:1)    Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закрепить знания детей: счёт в пределах 10 (количество и порядок): о геометрических фигурах, на...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....