Программа по дополнительному образованию (кружок) "Играем, размышляем, познаем!" для детей от 3 до 4 лет
рабочая программа по математике (младшая группа)
Программа кружка социально-педагогической направленности для детей 3 - 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Играем, размышляем, познаем!" | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
#1055;ояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию «Играем, размышляем, познаём!» (далее Программа) направлена на формирование у ребенка математических представлений; развитие сенсорной культуры, логического мышления - что является залогом успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Актуальность Программы заключается в необходимости создания качественно новой образовательной среды как основы развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
- Федеральный закон от #1075;.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008 г. Москвы «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ;
- Письмо Минобрнауки РФ от №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от #8470;1726-Р.
- Цель Программы – Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
- Задачи программы:
Образовательные:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
-формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
- формировать сенсорные способности детей дошкольного возраста, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
Развивающие:
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления в процессе использования схем, таблиц;
- развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- развитие пространственного мышления на основе конструктивного характера; развитие умения ориентироваться на листе бумаги, творческого воображения, чувства цвета и формы, а также мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности и ответственности, самоорганизованности, культуры общения друг с другом.
В основе программы лежат занимательный математический материал, использование современных развивающих игр блоками Дьёнеша, цветными палочками Х. Кюизенера, лабиринты, таблицы и т. д.; математические развлечения; задания, упражнения конструктивного характера - моделирование, аппликация.
Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет.
Срок реализации программы 1 год.
#1050;алендарный учебный график.
Образовательная деятельность проводится с 1 октября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 36 недель.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в соответствии со следующим объемом нагрузки
№ П/П | Этапы | Продолжи-тельность образователь-ной деятельности | Кол-во образователь- ной деятельности в неделю | Объем образователь-ной нагрузки в неделю | Объем образователь-ной нагрузки по программе в год |
1 | Первый год обучения | 20 минут | 2 | 40 минут | 80 часов |
Всего | 80 часов |
Программа включает в себя 36 академических часов для детей 3-4 лет, предусматривает 3 раздела:
- первые шаги в математику;
- развитие сенсорной культуры;
-аппликация/конструирование.
#1059;чебный план (академические часы)
№ П/П | Разделы | 1 год обучения теория/практика | Объем образовательной нагрузки за весь период обучения |
1 | Первые шаги в математику | 5/18 | 23 |
2 | Развитие сенсорной культуры | 1/8 | 9 |
3 | Аппликация/конструирование | 0/4 | 4 |
Итого | 6/30 | 36 |
#1054;жидаемые результаты.
Первые шаги в математику
Уметь:
- различать количественные группы предметов и определять словами (один - много, много – мало – один);
- считать до 5 и соотносить цифры с количеством предметов в пределах 5;
- различать и называть круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине.
Развитие сенсорной культуры
Уметь:
- различать и выделять в предметах и объектах семь цветов спектра ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- действовать с использованием сенсорных эталонов: выделять в объектах и называть цвет, форму и параметры величины (высоту, длину, ширину);
- сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным основаниям (цвету, форме, величине).
Аппликация/конструирование
Уметь:
- ориентироваться на листе бумаги, использовать в речи предлоги (наверху, внизу, над, под);
- создавать простые плоскостные конструкции из геометрических фигур, располагая их в соответствии с замыслом в определенной последовательности;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий.
#1059;чебно-тематический план
сроки | Направления и задачи | Содержание | Количество занятий |
ОКТЯБРЬ | - развивать умение выделять количественные характеристики множеств объектов. - закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. | 1 Упражнения: «Один - много» (распознавание) «Столько же» «Больше - меньше» | 2 |
2 «Геометрические фигуры» | 2 | ||
НОЯБРЬ | - Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. - развивать умения составлять аппликацию из геометрических фигур, закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | 3 «На что похоже?» «Волшебные фигуры» | 1 |
4 «Кошкин дом» | 1 | ||
- Классификация. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак (цвет, форма, размер). | 5 Упражнения: «Большой - маленький» «Длинный - короткий» «Низкий - высокий» « Толстый - тонкий» Игры с блоками Дьенеша: «Найди все красные» (синие, желтые) «Найди все круглые» (квадратные, прямоугольные, треугольные) «Найди не такую фигуру, как эта» «Найди пару» | 2 | |
ДЕКАБРЬ | - Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом; уметь называть своё местоположение относительно других. Множества. Развивать умения выделять количественные характеристики множеств объектов.
Учить сравнивать предметы по одному заданному признаку или свойству. | 6 «Что такое «порядок»?» | 0,5 |
7 «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | 0,5 | ||
8 «Лишнее - не хватает» «Добавить-убрать» (уравнивание количеств) | 1 | ||
9 «Цветные домики» «Найди такую же по цвету, но другой формы» «Найди такую же по цвету, но другого размера» | 1 | ||
ЯНВАРЬ | - Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левой и правой стороне листа. - развивать умение составлять равенства; сравнивать предметы по ширине, отгадывать загадки о временах года. - соотносить цифры с количеством предметов; развивать внимание, мышление. - развитие логического мышления и основных мыслительных операций; мелкой моторики рук. | 10 «Ориентирование на листе» | 1 |
11 «Что общего? » Пространственные отношения. Ширина. . Временное соотнесение (времена года). | 1 | ||
12 Число и цифра 1. Игра «Разрезные картинки» | 1 | ||
13 «Дорисуй». Штриховка цифры 1, выкладывание образа цифры из различных предметов. Математические загадки. | 1 | ||
- Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 14 «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | - Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак (цвет, форма, размер); развивать зрительную память. - развивать понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления - Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами. | 15 Классификация. «Запомни картинки». | 1 |
16 Число и цифра 2. Прямой и обратный счёт. | 2 | ||
17 Построение фигур по образцу из счетных палочек. | 1 | ||
МАРТ | - Развивать мелкую моторику рук; упражнять детей выкладывать цифры природным и бросовым материалом (пуговицами, семенами и т.п.) Развивать умение расставлять числа по порядку. | 18 «Королевство цифр» «Расставь числа по порядку» | 1 |
.Формировать конструктивные умения: конструирование геометрических тел и фигур из отдельных частей, орнаментов и сюжетных композиций в конструктивной аппликации. Развивать ориентировку в пространстве и на плоскости. | 19 Игры: «Сложи круг» «Разрезные картинки» «Укрась салфетку» «Выложи игрушку» «Собери котенка». | 2 | |
- соотносить цифры с количеством предметов; развивать внимание, мышление. | 20 Число и цифра 3. | 1 | |
АПРЕЛЬ | - закрепить число и цифру 3; закрепить умение составлять равенства. | 21 «Соедини предметы» «Что общего» | 1 |
- закрепить отношение: часть – целое; задания на добавление, изъятие палочек. | 22 «Дорисуй и раскрась». Задания с палочками. | 1 | |
- закрепить число и цифру 3; развивать мышление детей. | 23 Палочки Кьюзенера – лесенка. | 1 | |
- закрепить временные отношения: раньше – позже; части суток. | 24 «Что сначала, что потом» | 1 | |
МАЙ | - Развивать количественные представления; закрепить цифры 1 – 3. | 25 Математические загадки с числами. Палочки Кьюзенера – лесенка. | 1 |
- соотносить цифры с количеством предметов; развивать внимание, мышление. | 26 Число и цифра 4. | 1 | |
- Развивать количественные представления. | 27 Прямой и обратный счёт в пределах 4. Палочки Кьюзенера – лесенка. | 2 | |
ИЮНЬ | |||
- Придумывание историй по картинкам, логические цепочки. | 28 Логические цепочки. | 1 | |
- соотносить цифры с количеством предметов; развивать внимание, мышление. | 29 Число и цифра 5. Прямой и обратный счет. | 2 | |
Развлечение. | 30 «Волшебная страна математика» | 1 |
Список используемой литературы
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. № 273 ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от #1075;. № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от #1075;. № 1008.
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей», утвержденный Постановлением главного санитарного врача РФ от #1075;. № 41.
- Письмо Минобрнауки от #1075;. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Годовой календарный учебный график по организации дополнительных образовательных услуг.
7 В Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Издательство «Знание». Москва 1993.
8 Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
9 Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.
10 Ресурсы Интернет.
11 Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
12 Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления . М.,
13 Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
14 Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
15 Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
16 Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
17 Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
18 Светлова И. Логика. М., 2007.
19 Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.;
20 Б.Б. Финкельштейн «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
21 Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 | Пояснительная записка | стр.5 |
Цели и задачи Программы | стр.5 - 6 | |
Календарный учебный график | стр.6 - 7 | |
Учебный план | стр.8 | |
Ожидаемые результаты | стр.8 - 9 | |
Учебно – тематический план | стр.10 - 15 | |
3 | Список литературы | стр.16 - 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
Знать основные правила личной безопасности, уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Быть здоровым –это здорово!» для детей старшей и подготовительной группы
Программа направлена на применение эффективных форм оздоровления детей в условиях детского сада, привитие здорового образа жизни у дошкольников.Цель программы «Быть здоровым – это здорово!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
Программа по дополнительному образованию «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по дополнительному образованию «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней группы с использованием цветных счетных палочек Кюизнера (4-5 лет)
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие спос...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....