Рабочая программа кружка дополнительного образования «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней группы с использованием цветных счетных палочек Кюизнера (4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tsvetnye_chisla.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
детский сад №2 «Светлячок»
Принято на заседании Утверждаю
педагогического совета Заведующая МБДОУ детского МБДОУ д/c № 2 «Светлячок» сада № 2 «Светлячок
Протокол №124 от 31 августа 2022 г Приказ № 124 от 31 августа 2022г.
____________________С.Б.Перова
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
«Цветные числа»
по ФЭМП для детей средней группы с использованием
цветных счетных палочек Кюизнера
(4-5 лет)
на 2022 – 2023 год
( в соответствии с ФГОС ДО)
Автор- составитель: Татаринцева С. В,
воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»
2022год
Содержание
1.Паспорт программы ……………………………………3
2. Пояснительная записка ……………………………………4-5
3.Содержание программы …………………………………….6
4.Список детей …………………………………………………..7
5.Диангостическая карта ……………………………………….8-9
6.календарно-тематический план ……………………………...10-16
7.Список литературы …………………………………………16
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Паспорт программы:
Автор: | Руководитель Татаринцева С.В. |
Название программы: | Программа кружка «Цветные числа» |
Участники программы: | Воспитанники, воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» |
Цель: | Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. |
Задачи: | 1.Познакомить детей с палочками Кюизенера. 2.Закрепить понятия «цвет», «величина». 3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. 4.Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления. 5.Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству. 6.Развивать логическое мышление. |
Направленность программы | Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. |
Отличительные особенности данной программы.
|
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути самостоятельного развития ребенка, в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. |
Ожидаемый результат | Желание заниматься математической деятельностью. Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности. Умение детей работать в парах, группах; Выявление детей с математическим, логическим мышлением Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости. |
Сроки реализации: | Сентябрь 2022 - май 2023год |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
С помощью цветных палочек Джорджа Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Джорджа Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Организация кружка «Цветные числа» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логического мышления.
Изучив пособия В. П. Новиковой, Л.И.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и Л. Д. Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера?» я решила использовать в своей работе с детьми средней группы для обучения формированию элементарных математических представлений обучающий материал – палочки Кюизенера.
Направленность кружка:
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Новизна программы состоит:
В использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира; в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения; отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме; занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
Актуальность данной программы обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, самостоятельно мыслить.
Отличительные особенности данной программы.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути самостоятельного развития ребенка, в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи обучения:
1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.
2.Закрепить понятия «цвет», «величина».
3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
4. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
5. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
6. Развивать логическое мышление.
Организация занятий :проводится 1 раз в неделю во второй половине дня
Длительность занятий: 20минут
Форма организации: подгрупповая
Участники: Дети средней группы (4-5лет) в количестве 16 человек.
Ожидаемые результаты:
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, группах;
Выявление детей с математическим, логическим мышлением
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Формы работы с детьми по использованию цветных палочек:
игры и упражнения на группировку палочек по разным признакам (цвету, размеру); моделирование из палочек плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных.
Методы и приемы в процессе работы
Инструкция, пояснение, вопросы, ответы детей, контроль за выполнением, оценка работы.
Расписание кружка «Разноцветные палочки»
День недели | Кружок | Время в режиме дня |
Среда | «Цветные числа» | 16.00 – 16.20 |
Список детей кружка «Цветные числа»
1.Ермаков Алексей
2.Рязанова Виктория
3.Вашуркин Владимир
4.Шамшин Тарас
5. Акимова Катя
6.Карасева Юлия
7.Татарникова Екатерина
8. Карманова Анастасия
9. Боброва Кира
10.Энговатов Кирилл
11.Васнев Денис
12. Кобозев Саша
13.Ивонин Иван
14.Федотова Таня
15.Кожемякин Никита
16.Жарков Алексей
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Диагностическая карта.
№ | Ф. И. ребенка | Проявляет интерес к деятельности | Принимает игровую задачу | Умение осваивать действия с предметами. | При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину | Различает «много» предметов и «один» | Строит разнообразные постройки | Использует речь в процессе игры. | |||||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1 | Ермаков Алексей | ||||||||||||||
2 | Рязанова Вика | ||||||||||||||
3 | Вашуркин Вова | ||||||||||||||
4 | Шамнин Тарас | ||||||||||||||
5 | Акимова Катя | ||||||||||||||
6 | Карасева Юля | ||||||||||||||
7 | Татарникова Катя | ||||||||||||||
8 | Карманова Настя | ||||||||||||||
9 | Боброва Кира | ||||||||||||||
10 | Энговатов Кирилл | ||||||||||||||
11 | Васнев Денис | ||||||||||||||
12 | Кобозев Саша | ||||||||||||||
13 | Ивонин Иван | ||||||||||||||
14 | Федотова Таня | ||||||||||||||
15 | Кожемякин Никита | ||||||||||||||
16 | Жарков Алексей |
Условные обозначения: высокий, средний, низкий
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
Высокий уровень:
Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
Средний уровень:
Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Низкий уровень:
Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Календарно- тематический план.
Месяц | Тема, задачи. | Д/игры, упражнения. | Игровой материал. |
Сентябрь. 3-я неделя | Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание. | Выкладывание палочек в определенной последовательности. «Покажи такую же». «Отбери все красные» (синие, желтые и т.д.). Пальчиковая гимнастика «Фрукты». | Палочки Кюизенера. |
4-я неделя. | Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов. | «Покажи палочку определенного цвета». «Назови цвета палочек». «Выбери палочки одного цвета». Пальчиковая гимнастика «Детский сад». | Палочки Кюизенера. |
Октябрь 1 –я неделя | Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. | «Длинный – короткий». «Высокий – низкий». Игровое упражнение «Составь поезд». Пальчиковая игра «Мышь». | Палочки Кюизенера. |
2 -я неделя | Закрепить понятия «цвет», «величина» Учить детей различать и группировать палочки по цвету. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и размера; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. | Игровое упражнение «Строим дорожки». Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Игра - конструирование «Собачка» | Палочки Кюизенера. |
3-я неделя | Геометрические фигуры. Учить различать палочки по цвету, величине; развивать представление о квадрате, прямоугольнике. | Игровое упражнение «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник»; пальчиковая гимнастика «Веселая встреча». | Палочки Кюизенера. |
4-я неделя | Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета (корпус, крылья, хвост) | «Подбери по цвету». «Разноцветные заборы» Конструирование «Самолет». Пальчиковая гимнастика «Транспорт». | Палочки Кюизенера. |
Ноябрь 1 – я неделя | «Длинный – короткий» Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины. Учить строить поезд используя палочки разной длины. | Матем. игра «Лесенка». Конструирование «Поезд». | Палочки Кюизенера. |
2-я неделя | «Высокий – низкий» Развивать представление о цвете, высоте; умение сравнивать предметы по высоте и длине. | Игра - конструирование «Заборы низкие и высокие», «лесенка низкая и высокая». Пальчиковая игра «Веселая встреча». | Палочки Кюизенера |
3-я неделя | «Широкий - узкий» Развиватьпредставление о цвете, ширине, зрительный глазомер. | Игра - конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку». Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча». | Палочки Кюизенера |
4-я неделя | Число 1 и 2. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. | Игровое упражнение «Число и цвет». Пальчиковая гимнастика «дикие животные».
| Палочки Кюизенера Д/пособие: «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (стр.9)
|
Декабрь 1-я неделя | Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки. . | Игровое упражнение «Поезд», «Строительство домов», пальчиковая гимнастика «Транспорт». | Палочки Кюизенера Д/пособие: «Разв. занятия и игры с палочками Кюизенера» (стр.10) |
2-я неделя | Число 3. Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | Игровое упражнение «Коврик для кошечки» Пальчиковая гимнастика «Котята» Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Игровое пособие. «Дом с колокольчиком» |
3-я неделя | Числа 1-3. Закрепление. | Игровое упражнение «бусы»; пальчиковая гимнастика «Наши мамы». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера. Д/пособие Новиковой(стр.8) «Дом с колокольчиком» |
4-я неделя | Число 4 Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой 4; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. |
Игровое упражнение «Лесенка». Пальчиковая гимнастика «Книги». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера, цифры. |
Январь 3-я неделя | Число 5. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету» | Выкладывание лесенки в пределах 5. Пальчиковая гимнастика «Сказки». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Д/пособие: «Дом с колокольчиком». |
4-я неделя | Закрепление чисел. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. | Игровое упражнение «Скворечник»; Пальчиковая игра «Новый дом». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. |
Февраль 1-я неделя | Закрепление. Ориентировка по схеме. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. | Работа со схемой. Самостоятельное творчество. Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки». | Палочки Кюизенера Картинки – схемы. |
2 -неделя | Высота Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. | Игровое упражнение «Дачный посёлок»; пальчиковая гимнастика «строим дом». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера, карточка. |
3-я неделя | Цвет – число Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию. | Игровое упражнение «Число и цвет»; Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | Палочки Кюизенера; силуэт паровозика |
4-я неделя | Продолжать учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию. | Игра «Путешествие на поезде»; Пальчиковая гимнастика «Дружба» | Палочки Кюизенера, силуэт паровозика. |
Март 1-неделя | Число Учить детей составлять число из единиц; развивать зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. | Игровое упражнение «Состав числа из единиц»; пальчиковая гимнастика; пальчиковая гимнастика «посчитаем». | 20 белых палочек, наборы домиков. |
2-неделя | Состав чисел из 2х меньших чисел. Учить детей составлять число из 2х меньших чисел; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу. | Игровое упражнение «Как еще растут дома из чисел?» Пальчиковая гимнастика «Посчитаем». | 2 комплекта палочек Кюизенера; 2 набора цифр от 1 до 5; домик числа 5. |
3-неделя | Сравнение по длине. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | Игровое упражнение «Кукла Маша». Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера, карточка. |
4-неделя | Мерка. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. | Игровое упражнение «Дорога к дому»; Пальчиковая гимнастика «родной край». Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера; Карточки- схемы. |
Апрель 1-неделя | Длина. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая. | Игровое упражнение «Ёлка». Пальчиковая гимнастика «новогодние игрушки» Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера; Карточка – схема. |
2- неделя | Цвет – число. Учить детей выбирать палочки по словесному указанию; учить устанавливать соответствие между цветом и числом; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу. | Игра - конструирование «Дом и мебель для матрёшки»; Пальчиковая гимнастика «мебель» | Палочки Кюизенера; Матрёшка. |
3-неделя | Работа со схемами. Продолжать учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение | Пальчиковая гимнастика «Посчитаем»; Схема –образец «Домик с забором», «Яблоко», «Кит», Карты - схемы по желанию. | Альбом «На златом крыльце…» |
4- неделя | Выкладываем сюжеты. Развивать умение работы со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказ по сюжетным картинкам. | Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»; карта схема «Птичий двор»; «Волшебные сказки»; | Альбом «На златом крыльце…». |
Май 2-неделя 3- неделя | Закрепление материала. | Самостоятельное творчество. | Палочки Кюизенера; Альбом «Дом с колокольчиком «На златом крыльце …»; карточки –схемы. |
Перечень основных средств обучения.
Дидактическое оборудование:
Наборы палочек Кьюизенера, ленты и полоски разной длины и ширины, дидактические игры, чудесный мешочек, цифры, игрушки, мольберт, деревянный строительный материал.
Список использованной литературы:
∙ « Как работать с палочками Кюизенера» Л. Д.Комарова.
∙ « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В.П. Новикова, Л.И. Тихонова.
∙ Альбом – игра « Дом с колокольчиком».
∙ Альбом – игра « На златом крыльце …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация кружка дополнительного образования "Цветные ладошки".
Допонительное образование в ДОУ....
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...
Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Цветные ладошки»
Готовая программа по дополнительному образованию для детей 2 младшей группы...
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)
Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"
Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский. Программа составлена ...