Проект по познавательному развитию младших дошкольников «Занимательная математика» (для детей 3-4 лет)
проект по математике (младшая группа)
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей посредством развивающих ситуаций и дидактических игр.
Задачи:
- закреплять умения детей различать основные цвета;
- закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
-развивать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер;
-развивать умение определять расположение предметов в пространстве;
-развивать умение сравнивать предметы одинаковых и контрастных размеров (большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, одинаковые);
-развивать умение сравнивать две равные(неравные)группы предметов на основе взаимного сопоставления (один, много, по одному, ни одного);
-расширять и активизировать словарный запас;
-воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
-Формировать активность и заинтересованность детей и родителей в образовательном проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Проект
по познавательному развитию
младших дошкольников «Занимательная математика»
(для детей 3-4 лет)
Автор:
воспитатель высшей кв. категории
Каликанова О.А
п.г.т. Стройкерамика
2024г.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Пояснительная записка.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, информационный.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 1 месяц (апрель)
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Формирование математического развития один из важнейших разделов образовательной программы в детском саду. Математика представляет уникальные возможности для развития ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, способствует развитию логического мышления, формирует жизненно важные личностные качества - аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, развивает алгоритмические навыки и творческие способности. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект. Именно поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей посредством развивающих ситуаций и дидактических игр.
Задачи:
- закреплять умения детей различать основные цвета;
- закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
-развивать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер;
-развивать умение определять расположение предметов в пространстве;
-развивать умение сравнивать предметы одинаковых и контрастных размеров (большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, одинаковые);
-развивать умение сравнивать две равные(неравные)группы предметов на основе взаимного сопоставления (один, много, по одному, ни одного);
-расширять и активизировать словарный запас;
-воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
-Формировать активность и заинтересованность детей и родителей в образовательном проекте.
Продукт проекта:
-открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в страну Математики»
-выставка дидактических игр по математике из бросового материала.
Презентация проекта:
-Просмотр презентации «Фотоотчет о реализации проекта по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников «Занимательная математика».
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
Сроки: 1-7апреля
Задачи | Формы работы |
Разработка плана реализации проекта. Выявление первоначальных математических знаний детей. Вызвать интерес к решению поставленной задачи. | Подбор литературных и музыкальных произведений по теме проекта; подбор картотеки познавательных игровых ситуаций и дидактических игр; подготовка материала для оформления альбомов по теме проекта; индивидуальные беседы с детьми, выполнение математических заданий. |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. | приобщение родителей к сбору информации; консультации, беседы, анкетирование родителей «Математика и дошкольник», домашние задания (выполнение практических игровых заданий) |
Обогатить предметно-пространственную среду во второй младшей группе для реализации проекта. | Подбор художественной литературы, плакатов, иллюстраций, фотографий, изготовление альбомов по теме проекта; изготовление атрибутов к игровым и обучающим ситуациям; изготовление дидактических игр и пособий по теме проекта. |
Основной, организационно-практический этап проекта.
Сроки: 8-26 апреля
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Геометрические фигуры», «Времена года», «Части суток», «Кто где находиться», «На что похожи геометрические фигуры». Рассматривание математических наборов. | Сбор и изучение родителями информации по теме проекта (интернет-ресурсы) Анкетирование среди родителей на тему «Занимаетесь ли вы математическим развитием ребенка дома?»; Брошюра для родителей «Математика дома-это легко и просто» |
Игровая | Настольно-печатные игры: «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Математические пазлы», «Соотнеси правильно», «Найди пару», «Найди тень», «Заплатки», «Подбери чашки к блюдцам», «Укрась пиццу», Дидактические игры: Игровые ситуации: «Соберем бусы для кукол», «По какой дорожке машина быстрее доедет до гаража», «Блюдечки для оладушек», «Магазин игрушек»(блоки Дьенеша), | Электронное мультимедийное дидактическое пособие для дошкольников 3-4 лет (для детей и родителей) «Умный паровозик) |
Трудовая | Оформление альбомов. Изготовление дидактических игр и атрибутов для игровых ситуаций. | Изготовление дидактических игр по математике из бросового и подручного материала. |
Продуктивная | Рисование: «Геометрические фигуры»(по трафаретам), «Шарики» Аппликация: «Украсим салфетку» Лепка: «Пирамидка» | Раскрашивание математических раскрасок. |
Конструирование | Конструирование: «Построй геометрическую фигуры из счетных палочек», «Построй лесенку» (Палочки Кьюзинера) | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | Математические загадки (о цифрах, геом. Фигурах, цветах) Стихи: «Тир поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». | Заучивание математической считалки " |
Музыкальная | Прослушивание музыкальных произведений: «Весною» - С Майкапар, Н.Ветлугина «Утро», «День», «Ночь». Разучивание песенки-считалки: «Вышли пальчики гулять» Разучивание музыкальной игры: «Вперёд четыре шага, назад четыре шага» | |
Коммуникативная | Беседа: «В стране геометрических фигур», «Что я знаю о геометрических фигурах?», «Части суток», «Времена года». | Консультация для родителей «Развитие пространственного мышления». |
Двигательная | Подвижные игры: «Найди свой домик». Хороводная игра: «Ровным кругом» Физминутка: «Три медведя», Пальчиковая гимнастика: «Считалочка про пальчики». |
Заключительный этап проекта.
Сроки:27-30апреля
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта. | Выявление уровня знаний по теме проекта. |
Акция «Сделай математическую игру из бросового материала» | Пополнение группы математическими пособиями сделанными своими руками. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. |
Открытое мероприятие «Путешествие в страну математики» | Использование полученных знаний и навыков в образовательной деятельности. |
Открытое мероприятие «В гости к Сороке-Белобоке» | Использование полученных знаний и навыков в образовательной деятельности. |
Вывод:
Таким образом, использование разнообразных дидактических игр, упражнений и игровых ситуаций помогли решить поставленные задачи и достичь предполагаемых результатов:
-воспитанники умеют группировать предметы по цвету, размеру и форме.
-правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
-различают геометрические фигуры и называют.
-понимают смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под.
-понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Список используемой литературы:
1. Башаева Т. В. « Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. И. А. Помараева Мозаика-Синтез М. 2010г
3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. О. В. Дыбина Мозаика-Синтез М. 2010
Интернет-ресурс:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/03/31/proekt-po-femp-vo-vtoroy-mladshey-gr
https://infourok.ru/proekt-veselaya-matematika-vtoraya-mladshaya-gruppa-3378401.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»
Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...
ННОД по части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по ОО познавательное развитие (по практическому курсу математике для детей 4-5 лет «Игралочке» Л.Г.Петерсон)
Материал предназначен для воспитателей детского сада...
Конспект итогового занятия по ДООП «Загадочный Цифроград» в образовательной области «Познавательное развитие «Путешествие в королевство Математики» для детей подготовительной к
Для подготовительной к школе группы...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Фея математики» для детей старшего дошкольного возраста
Конспектитоговой непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию на тему: «Фея математики»для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Занимательная математика"
Проверка математических знаний в игровой занимательной форме: в счёте, умении самостоятельно выполнять задания....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Весёлая математика» для детей средней группы «Колобок»
Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.Задачи:Формирующие:Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.З...
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на остров математики» для детей 6-7 лет
Конспект занятия по ФЭМП детей 6-7 лет...