Использование инновационных технологий по ФЭМП дошкольников
консультация по математике
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников
Подготовила: Бойко И.А.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.
По исследованиям психологов наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным, т.е. должна быть новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.
Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
•Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени.
Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов
обучения, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка.
К основным видам инновационных технологий при развитии математических способностей дошкольников можно отнести: развивающие технологии, информационно – коммуникативные, коррекционные, технология проектной деятельности, технология интеграции.
Технология «ТРИЗ»
(теория решения изобретательских задач)
Методика «ТРИЗ» была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
- Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.
- Широко используются следующие игры: «Какое число потерялось?», «Где встречаем в жизни это число?», «Где встречаем эти линии?», «Где спрятались геометрические фигуры?», «Игры головоломки».
Например, игра «Цифровые башенки». Цель: закрепить порядковый счет, понятия высокий-низкий.
Построить башню из кубиков для цифры 8. Построить башню на 2 этажа выше, какая цифра там будет жить? (10) Насколько ниже ниже нужно построить башню, чтобы там поселилась цифра 4 и т.д.
Игра «Да-нет». Загадать цифру в пределах 10. Дети отгадывают, задавая вопросы: Эта цифра больше 5? Эта цифра меньше 8? Она стоит перед цифрой 7?
Цветные счетные палочки КюизенЕра :
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком КюизенЕром. Он предназначен для обучения математике, начиная с младшей группы детского сада и кончая старшими классами школы.
Палочки КюизенЕра называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Это набор палочек разного цвета и разного размера от 1 см до 10 см. Палочки символизируют числа от 1 до 10. Самая маленькая палочка – белая, каждая следующая длиннее предыдущей и отличается по цвету. Вторая палочка – розовая, третья – голубая, четвертая – красная и т.д.
Выбор игр с палочками зависит от возраста детей. Самым маленьким можно предложить разложить брусочки по цветам, выложить дорожки, лесенки, лабиринты, задания на разделение понятий «один» и «много». Старшие дошкольники с помощью палочек Кюизенера осваивают порядковый и количественный счет, понятия длины и ширины, горизонтали и вертикали, понятия больше, меньше, столько же, сложение-вычитание, геометрические фигуры.
Логические блоки Дьёнеша
Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьёнеша. Блоки придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьёнеш. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Каждая фигура характеризуется 4 свойствами. ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др., игра «Найди пару», построение узоров и конструкций. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Например, можно предложить детям разделить угощение. Зайки едят морковки (красные блоки), мишки – только мед (желтые блоки). Можно предложить найти все квадраты, посчитать и сравнить.
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.
Игровая технология Никитина
Никитин Борис Павлович (1916-1999) – педагог-новатор, основоположник методики раннего развития.
Игровая технология Никитина состоит из набора развивающих игр.
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Примеры игр Б. Никитина: рамки и вкладыши Монтессори, «Сложи узор из кубиков», «Сложи квадрат», «Кирпичики».
Играем «Сложи квадрат»
Развивающие головоломки (колумбово яйцо, листик, танграм)
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.
Математический планшет
Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения -от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами -и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Планшет «Логико-Малыш»
Планшет придумал немецками авторами Дорисом Фишером и Манфредом Криком. Это пособие признано в Германии одним из лучших. Оно представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет, при этом даже ребёнок, который не умеет читать, может работать с пособием самостоятельно и проверять, правильно ли он выполнил задания.
Что представляет из себя «Логико-малыш»? Это пластмассовый планшет с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. В каждой карточке 6 вопросов. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок, решая задание, подбирает пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь: выбирает объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс, проекцию, часть от целого или наоборот и т.д. Затем можно перевернуть карточку и проверить, правильно ли сделаны задания: если цвет фишки соответствует цвету на карточке, то всё решено верно. Также на обратной стороне карточки помещены дополнительные вопросы и картинки для бесед с ребёнком.
Игровой набор « Дары Фрёбеля»
Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Фребель разработал систему усложняющегося дидактического пособия, которое включает в себя 14 самостоятельных игровых наборов: « Шерстяные мячики», « Основные тела», « Куб из кубиков», « Куб из брусков», « Кубики и призмы», « Кубики, столбики, кирпичики», « Цветные фигуры», « Палочки», « Кольца и полукольца», « Фишки», « Цветные тела», « Мозаика. Шнуровка», «Башенки», « Арки и цифры».
Набор Фрёбеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в обучении дошкольников с Правилами дорожного движения.
В век Использование информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие маст...
Обмен опытом на тему: «Использование инновационных технологий по ФЭМП в организации РОД»
Данный материал может быть полезен , как для воспитателей, так и для родителей,для занятий дома....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, учится важнейшим правилам поведения на дороге. В соответствии с ФГОС остается актуальным поиск эффективных современных ...
Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"
!6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...
Использование инновационных технологий в воспитании дошкольников.
Сегодня одним из основополагающих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который говорит нам о том, что сегодня нужны новые формы работы с де...
опыт работы по использованию инновационных технологий по ФЭМП у дошкольников
Опыт работыИспользование инновационных технологий по ФЭМП у дошкольниковВведенные федеральные государственные стандарты изменили роль педагога в системе образования, а соответственно задачи деятельнос...
«Использование инновационных технологий по ФЭМП у детей дошкольного возраста».
laquo;Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»(А. Маркушевич)На современном...