Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет "Поможем Незнайке".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Киселева Людмила Александровна

Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических. Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит им возможность мыслить, творить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы..

В детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и числами, развитию устных навыков счета, решению простейших математических задач, измерению различных математических величин. Однако, овладение математическими представлениями будут эффективными и результативными, только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

Занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем Незнайке» ориентировано на познавательное развитие детей 6-7 лет. Оно строится как увлекательная игровая деятельность. Такая деятельность создает положительный, эмоциональный фон, сохраняет интерес у детей на протяжении всего занятия.

В ходе образовательной деятельности дети закрепляют знания о форме, числе, ориентируются в пространственно-временных отношениях, совершенствуют навыки счета и умения моделировать. В процессе занятия осуществляется индивидуальный подход к детям, так же создаются условия для развития интереса к математике, умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Для этого целесообразно распределяется учебный материал и виды работы: проводится физкультминутка и пальчиковая гимнастика. Используются методические приемы: наглядные, словесные (напоминания, указания, вопросы ), игровые, поощрения.

Данная методическая разработка может быть полезна другим педагогам. Так как она представляет опыт, который может быть использован в практической работе в воспитании и развитии дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pomozhem_neznayke.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Поможем Незнайке»

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний

Задачи:

Образовательные:
- Закреплять знания о геометрических фигурах;

- Совершенствовать умение ориентироваться на лите бумаги;

- Совершенствовать умение моделировать предметы из геометрических фигур по образцу;

- Закреплять знания о днях недели, умение называть последовательно времена года, осенние месяцы;

- Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 9;

- Закреплять представления о числовом ряде, уметь называть соседей числа, последующее и предыдующее число, закреплять знание цифр;

Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;

- Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально, в паре, в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

- Воспитывать интерес к математическим занятиям;

- Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Предварительная работа: игры «Танграм», «Мой орнамент», разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание физминутки «Дни недели», разгадывание загадок, чтение Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Демонстрационный материал: мяч, 3 конверта с заданиями, на которых нарисованы геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), письмо, картинка Незнайки, Цветик-семицветик, набор цифр от 1 до 9.
Раздаточный материал: лист бумаги, цветные карандаши, набор цифр от 1 до 9, набор геометрических фигур, образец ракеты (на каждого ребенка свой).

Ход занятия:

Мотивационный этап:

Воспитатель:
- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот этот необычный портфель, там оказалось письмо от одного сказочного героя. Хотите отгадать сами от какого героя это письмо? (да) Тогда слушайте загадку.
«Шляпа голубая, желтые штанишки,

В городе Цветочном — главный хвастунишка. (ответ детей: Незнайка).
Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет:
«Дорогие ребята! Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста».

Ориентированный этап:

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке? Но чтобы помочь ему нам нужно совершить путешествие по стране Математике. И сегодня я вас туда приглашаю. Поможет нам попасть в страну Математики Цветик-семицветик. Произносим волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели, вели, чтобы мы оказались в стране Математики».

Исполнительный этап:

Задание №1 «Подумай и ответь»

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю.

- Какой сегодня день недели?(среда)

- Какой вчера был день недели?

- Какой завтра день недели? (четверг)

- Сколько всего дней в недели?

- Как называется пятый день недели?

- Как называются выходные дни? (суббота, воскресенье)

- Сколько времен года?(четыре)

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Назови осенние месяцы?

- Назови лишнее слово: 1, 2, 3, четверг, 5, 6 (четверг — день недели)
- Назови лишнее слово: понедельник, вторник, осень, четверг, пятница и почему?
(осень — время года)
Воспитатель: Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…).
Что же это за геометрическая фигура? (дети: круг). Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли у нас конверт с геометрической фигурой – круг.

Да, а в нем разрезанные на части геометрические фигуры. Вы дети должны найти себе пару, составить геометрическую фигуру и найти соответствующее место.

Задание №2 «Нарисуй картинку геометрическими фигурами». (за столами). Перед вами чистый лист и цветные карандаши. Прежде, чем приступим к выполнению задания разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика ( карандаш между ладонями, катаем его прямыми движениями рук):

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Все быстрей, быстрей, быстрей

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем, видно к дому подъезжаем.

Еду тише, тише, тише,

И мотор уже не слышен.

Итак готовы?

1. В верхнем правом углу нарисуйте желтый круг.

2. В нижнем левом углу — синий прямоугольник.

3. В верхнем левом углу — красный треугольник.

4. В нижнем правом — зеленый квадрат.

5. В центре листа — оранжевый треугольник.

А сейчас проверим: какую геометрическую фигуру нарисовал Кирилл в правом нижнем углу? Где нарисовала Даша желтый круг? Какую геометрическую фигуру в центре листа нарисовал Семен? Где нарисовал квадрат Марк? И т.д.

Каких фигур больше на нашем геометрическом ковре? (дети: треугольников) Значит, следующее задание в конверте с нарисованным треугольником.

Задание № 3 «Цифры перепутались»

Воспитатель предлагает детям расставить цифры в числовой ряд от 1 до 9 (один ребенок делает на доске, другие на местах)

- прямой счет

- обратный счет

- назовите соседей числа 5, 8, 3

- назовите следующее число за числом 4,

- назовите предыдущее число числу 6,

А теперь задание, вы будете переворачивать карточки с цифрами:

«Переверните цифру, которая показывает, сколько раз я прозвоню в колокольчик (3), переверните цифру, которая показывает сколько кружков на карточке (5), переверните цифру, которая показывает сколько лепестков у Цветика-семицветика (7), переверните цифру, которая показывает сколько раз я присяду, переверните цифры, которые обозначают соседей числа 7 (8 и 6), переверни цифру, которая соответствует количеству моих хлопков (9), переверни цифру, которая соответствует количеству кругов на карточке (2).
- Какая цифра у нас осталась не перевернутая? (дети отвечают: цифра 4)
Воспитатель:
- Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 угла и 4 равные стороны. Что это за геометрическая фигура?
Дети:
Это квадрат.

Воспитатель: А теперь отдохнем, чтобы и дальше выполнять правильно задания.
Физкультминутка:

В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник рисовал (рисуем руками),

В среду долго умывался (умываем лицо),

А в четверг в футбол играл (изображаем игру в футбол),

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем на месте),

Очень долго танцевал ( кружимся на месте),

А в субботу, воскресенье (хлопаем в ладоши),

Целый день я отдыхал. (присесть, руки под щеку).

Задание №4 «Собери ракету» из геометрических фигур
Воспитатель: Из каких геометрических фигур составлены ракеты?( д
ети:
круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, овалы).
Воспитатель: Выложите у себя такие же ракеты.

У каждого ребенка на столе свой образец ракеты.(Работа по образцу) Проверка правильности выполнения задания проводится в парах.
Воспитатель:
Ребята, вот мы и помогли Незнайка, справится со сложными заданиями. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. А нам пора возвращаться в свой детский сад. И поможет нам в этом опять Цветик-семицветик. (произносят волшебные слова)

Рефлексивный этап:

Воспитатель: Дети, где путешествовали сегодня? Какому герою помогли? А теперь, вспомним, с какими сложными заданиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось помогать Незнайке? (Дети отвечают на вопросы).

(Помощник. воспитателя приносит посылку от почтальона) .
Ой, а нам снова пришла посылка, и письмо к ней (Воспитатель читает письмо).
«Дети, спасибо большое за вашу помощь! Без вас я бы я не справился. С любовью, ваш Незнайка.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Открытое занятие. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет

Цель:создание условий для развития математических знаний у детей 4-5 летЗадачи:- закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5;- формирование познавательного и...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет. Занятие 28

Цель:Показать независимость  результата счёта от формы расположения предметов в пространствеЗадачи:     1.        Упражнять в умен...