Рабочая программа кружковой работы "Математическая головоломка"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Перспективный план работы для дошкольников 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Математическая головоломка»
по познавательному направлению
для детей от 4 до 5 лет
Срок реализации программы: 2024 – 2025 учебный год
Актуальность
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5 – 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его
логические структуры (Тихомирова Л.Ф)
Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Математическая головоломка».
Образовательные задачи:
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному – двум признакам.
Развитие психических процессов: абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания.
Развитие любознательности: формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
Формирование наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
К концу учебного года дети должны:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое – либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
- Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика)
Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
данных планового педагогического обследование уровня математического развития детей (сентябрь и май);
бесед с воспитанниками и их родителями;
проведение консультаций для родителей
Перспективный план кружка «Математическая головоломка»
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | 1. Приключения Мишутки | Закреплять умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов. |
2.Сравнение предметов по длине и количеству | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче, длинный- короткий. Закреплять умение сравнивать 2 группы предметов по количеству этих предметов. Развивать воображение. | |
3.Знакомство с цифрами 1 и 2 | Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета, называть общее количество предметов на основе счета. Познакомить с цифрами 1 и 2. Закреплять знания о геометрических фигурах. | |
4.Путешествие в осенний парк | Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры. | |
Ноябрь | 1.Ориентировка в пространстве | Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Закреплять знание о пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад. |
2. Временные понятия | Учить различать части суток, определять их последовательность. Познакомить с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра». Формировать представления о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание и творчество. | |
3. Цифра 3 | Учить детей считать до 3. Показать образование числа 3, учить обозначать число 3- цифрой. Продолжать развивать воображение детей. | |
4. Счет в пределах 3, цифра 4. Квадрат. | Учить детей считать до 4, обозначать число4- цифрой. Закреплять навыки счета в пределах3 и знание соответствующих цифр. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результаты сравнения. | |
Декабрь | 1.Счет в пределах 4. Соотношение количества предметов с цифрой. | Упражнять детей в умении считать до 4; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4. Закреплять навыки конструирования. |
2. Знакомство с цифрой 5. Куб | Познакомить с числом и цифрой 5, считать в пределах 5. Познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему. Упражнять в написании числа 5. Закреплять представления о геометрической фигуре «куб», упражнять в нахождении в окружающей обстановке сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры ( куб, шар) по качественным признакам ( цвет, форма, величина). | |
3. Сравнение по ширине | Упражнять в сравнении предметов по ширине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: узкий, уже, самый узкий, шире, широкий, самый широкий. | |
4. Овал | Закрепить преставления о геометрической фигуре «овал», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры ( овал, квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина) | |
Январь | 1.Понятие «внутри», «снаружи». Числа от 1 до 5. | Закреплять понятие «внутри», «снаружи».Соотносить запись чисел от 1 до 5 с количеством и порядком элементов |
2. Прямоугольник. Числа 1-5. | Закреплять представления о геометрической фигуре «прямоугольник», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Упражнять в умении распределять геометрические фигуры (прямоугольник, овал, квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина). Учить соотносить запись чисел от 1 до 5 с количеством и порядком элементов. | |
3. Числовой ряд | Учить расставлять числа в цифровом ряду; учить отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?», « на каком месте?» | |
4. Ритм | Познакомить с понятием «ритм», формировать умение находить ритмичные закономерности в окружающей действительности ( например: чередование времен года, части суток и т.д) | |
Февраль | 1.Счет до 6. Число и цифра 6. | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 6. Умение образовывать число 6 на основе сравнения 2 групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 6. |
2.Порядковый счет. | Закреплять навыки порядкового счета в пределах 6, повторить понятие «раньше- позже». Упражнять в определении последовательности событий. Повторить понятия слева- справа. | |
3. Сравнение по длине. | Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их по убывающему и возрастающему порядку, обозначать результаты сравнения словами. | |
4.Число и цифра 7. | Закреплять навыки порядкового счета в пределах 7. Умение образовывать число7 на основе сравнения 2 групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах7. | |
Март | 1. Сравнение по толщине . | Упражнять в сравнении предметов по толщине, учить раскладывать их по убыванию и возрастанию, обозначать результаты сравнения словами. |
2.Выше –ниже. | Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами. Познакомить детей с палочками Кюизенера. | |
3.План (карта путешествий) | Формировать умение понимать план (местности, комнаты) ориентироваться в нем. Закреплять понятия «направо», «налево», «вперед», «назад»; определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать словами (слева- справа). | |
4.Число 8. | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 8, умение образовывать число8 на основе сравнения 2 групп предметов. Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов. | |
Апрель. | 1.Сравнение по длине, толщине и ширине. | Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине. Закреплять порядковый счет в пределах 8, значение цифр 1-8. |
2.Образование числа 9. Цифра 9 | Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Закреплять умение выкладывать сериационный ряд по величине, выделяя длину или высоту; выражать словами результаты сравнения. Упражнять детей в видоизменении геометрических фигур. | |
3.Закрепление умения считать до 9. | Закрепление умения считать до 9; учить правильно называть числительные. Упражнять в сравнении предметов по ширине. Учить детей штриховать. | |
4. В городе геометрических фигур. | Осваивать приемы мнемотехники: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, размер, находить предметы с заданными формами. Продолжать знакомить с палочками Кюизенера, закрепить цвета состава комплекта, соотношение палочек и цифры. Развивать глазомер, внимание, аккуратность. | |
Май | 1.Образование числа 10. Цифра 10 | Учить считать до 10. Познакомить детей с образованием числа 10.Закреплять умение закрашивать замкнутые области. |
2. Позовем белку в гости | Закрепление умения считать до 10, обозначать результаты счета цифрами. Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями. | |
3. Страна геометрических фигур. | Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу. | |
4.Итоговое. | Проверить умение детей считать в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать до 5 предметов. Систематизировать и обобщать знания, полученные за год. |
Методическое обеспечение:
1.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006 (3-е издание);
2.Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014;
3.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;
4.Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
5.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"
Программа работы по оздоровлению детей...
Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"
В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....
Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей
Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...