Рабочая программа кружковой работы "Математическая головоломка"
рабочая программа по математике (средняя группа)

Устюжанина Оксана Леонидовна

Перспективный план работы для дошкольников 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

              Рабочая программа кружка

«Математическая головоломка»

по познавательному  направлению

для детей от 4 до 5 лет

Срок реализации программы:  2024 – 2025 учебный год

 

Актуальность

                Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией  развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как  полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и  обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

              Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

                 Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

            Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

      К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.  

      В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

       Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

     В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5 – 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

       В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

       Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

         Исходя из этих особенностей  принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации.           Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его

логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

       Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Математическая головоломка».

Образовательные задачи:

      Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.

      Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

      Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

       Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).  

      Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

       Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.

       Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному – двум признакам.

      Развитие психических процессов: абстрактно-логического и наглядно-образного мышления,  памяти, внимания.

       Развитие любознательности:  формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

Формирование  наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.

         Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

      Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

       Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи  – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

         Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень  важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

          Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.

Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.


К концу учебного года дети должны:

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое – либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • составлять алгоритм решения логических заданий.
  • Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
  • умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

     Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика)

Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)

 

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

данных планового педагогического обследование уровня  математического развития детей (сентябрь и май);

бесед с воспитанниками и их родителями;

проведение консультаций для родителей

Перспективный план кружка «Математическая головоломка»

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1. Приключения Мишутки

Закреплять умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.

2.Сравнение предметов по длине и количеству

 Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче, длинный- короткий. Закреплять умение сравнивать 2 группы предметов по количеству этих предметов. Развивать воображение.

3.Знакомство с цифрами 1 и 2

Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета, называть общее количество предметов на основе счета. Познакомить с цифрами 1 и 2. Закреплять знания о геометрических фигурах.

4.Путешествие в осенний парк

Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. Закреплять умение различать  и правильно называть геометрические фигуры.

Ноябрь

1.Ориентировка в пространстве

Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей  цифрой. Закреплять знание о пространственной направленности:  вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад.

2. Временные понятия

Учить различать части суток, определять их последовательность. Познакомить с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра». Формировать представления о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание и творчество.

3. Цифра 3

Учить детей считать до 3. Показать образование числа 3, учить обозначать число 3-  цифрой. Продолжать развивать воображение детей.

4. Счет в пределах 3, цифра 4. Квадрат.

Учить детей считать до 4, обозначать число4- цифрой. Закреплять навыки счета в пределах3 и знание соответствующих цифр. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результаты сравнения.

Декабрь

1.Счет в пределах 4. Соотношение количества предметов с цифрой.

Упражнять детей в умении считать до 4; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4. Закреплять навыки конструирования.

2. Знакомство с цифрой 5. Куб

Познакомить с числом и цифрой 5, считать в пределах 5. Познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему. Упражнять в написании числа 5. Закреплять  представления о геометрической фигуре «куб», упражнять в нахождении в окружающей обстановке сходные по форме; упражнять  в умении распределять геометрические фигуры ( куб, шар) по качественным признакам ( цвет, форма, величина).

3. Сравнение по ширине

Упражнять в сравнении предметов по ширине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: узкий, уже, самый узкий, шире, широкий, самый широкий.

4. Овал

Закрепить преставления о геометрической фигуре «овал», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; упражнять в умении распределять геометрические фигуры ( овал, квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина)

Январь

1.Понятие «внутри», «снаружи». Числа от 1 до 5.

Закреплять понятие «внутри», «снаружи».Соотносить запись чисел от 1 до 5 с количеством и порядком элементов

2. Прямоугольник. Числа 1-5.

Закреплять представления о геометрической фигуре «прямоугольник», упражнять в нахождении в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Упражнять в умении распределять  геометрические фигуры (прямоугольник, овал, квадрат, круг) по качественным признакам ( цвет, форма, величина). Учить соотносить запись чисел от 1 до 5 с количеством и порядком элементов.

3. Числовой ряд

Учить расставлять числа в цифровом ряду; учить отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?», « на каком месте?»

4. Ритм

Познакомить с понятием «ритм», формировать умение находить ритмичные  закономерности в окружающей действительности ( например: чередование времен года, части суток и т.д)

Февраль

1.Счет до 6. Число и цифра 6.

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 6. Умение образовывать число 6 на основе сравнения 2 групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 6.

2.Порядковый счет.

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 6, повторить понятие «раньше- позже». Упражнять в определении последовательности событий. Повторить понятия слева- справа.

3. Сравнение по длине.

Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их по убывающему и возрастающему порядку, обозначать результаты сравнения словами.

4.Число и цифра 7.

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 7. Умение образовывать число7 на основе сравнения 2 групп предметов; упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах7.

Март

1. Сравнение по толщине .

Упражнять в сравнении предметов по толщине, учить раскладывать их по убыванию и возрастанию, обозначать результаты сравнения словами.

2.Выше –ниже.

Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем  и возрастающем  порядке, обозначать результаты сравнения словами. Познакомить детей с палочками Кюизенера.

3.План (карта путешествий)

Формировать умение понимать план (местности, комнаты) ориентироваться в нем. Закреплять понятия «направо», «налево», «вперед», «назад»; определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать словами (слева- справа).

4.Число 8.

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 8, умение образовывать число8 на основе сравнения 2 групп предметов. Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов.

Апрель.

1.Сравнение по длине, толщине и ширине.

Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине. Закреплять порядковый счет в пределах 8, значение цифр 1-8.

2.Образование числа 9. Цифра 9

Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Закреплять умение выкладывать  сериационный ряд по величине, выделяя длину или высоту; выражать словами результаты сравнения. Упражнять детей в видоизменении геометрических фигур.

3.Закрепление умения считать до 9.

Закрепление умения считать до 9; учить правильно называть числительные. Упражнять в сравнении предметов по ширине. Учить детей штриховать.

4. В городе геометрических фигур.

Осваивать приемы мнемотехники: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, размер, находить предметы с заданными формами. Продолжать знакомить с палочками Кюизенера, закрепить цвета состава комплекта, соотношение палочек и цифры. Развивать глазомер, внимание, аккуратность.

Май

1.Образование числа 10. Цифра 10

Учить считать до 10. Познакомить детей с образованием числа 10.Закреплять умение закрашивать замкнутые области.

2. Позовем белку в гости

Закрепление умения считать до 10,  обозначать результаты счета цифрами. Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями.

3. Страна геометрических фигур.

Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу.

4.Итоговое.

Проверить умение детей считать в пределах 10. Совершенствовать умение  сравнивать до 5 предметов. Систематизировать и обобщать знания, полученные  за год.

Методическое обеспечение:

1.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для  дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006 (3-е издание);

2.Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014;

3.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;

4.Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

5.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...