Конспект организованной образовательной деятельности "По дорогам сказки "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

формирование элементарных математических представлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «По дорогам сказки «Гуси – лебеди»

Возрастная группа: старшая

Выполнил:

воспитатель

Шакирьянова А.З.

Имеющаяся категория: высшая

Стаж работы: 27 лет

Туймазы  2024 г.

Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • учить считать в пределах 9;
  • показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9;
  • учить правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счёту?»;
  • совершенствовать мелкую моторику рук и пространственное воображение у детей через графический диктант.

Развивающие:

  • развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух;
  • развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;
  • воспитывать усидчивость, внимание, умение понимать и выполнять задания воспитателя

Предварительная работа: 

  • чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди»
  • разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Средства реализации: 

  • магнитная доска;
  • счётный материал: 9 конфет, 9 домиков;
  • плоскостные изображения 9 различных предметов на магнитной ленте;
  • контейнеры по количеству детей;
  • фломастеры по количеству детей;
  • «планшеты» формата А4 по количеству детей;
  • «планшет» формата А2 для образца воспитателя;
  • наборные полотна;
  • геометрические наборы;
  • иллюстрации с изображением печки, яблоньки, молочной реки, Машеньки, Машеньки и ее братца

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

(дети стоят в кругу)

Встанем все мы вместе дружно,
     Поздороваться нам нужно
     Говорю тебе «Привет!»
     Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

 (Воспитатель предлагает сесть детям за парты, обращая внимание на осанку)

Воспитатель: Недавно мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Сегодня от героини этой сказки пришло смс. Давайте послушаем его.

(воспитатель включает фонограмму)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Я из сказки «Гуси- лебеди». Заигралась я опять с подружками, про братца своего забыла. Налетели злые гуси и унесли Ванечку в неведомые дали. Если вы решите задания, которые приготовили мне печка, яблонька и молочная река, то они укажут мне дорогу до Ванечки. Помогите, пожалуйста!»

(воспитатель вывешивает портрет Машеньки на доску)

Воспитатель: Конечно же мы поможем Машеньке и выполним задания печки, яблоньки и молочной реки.

1 задание

(на доске выложен счётный материал:8 конфет в первом ряду и 8 домиков и просит сосчитать предметы в каждом ряду)

Воспитатель: Что вы можете сказать про количество конфет и домиков?

Дети: Конфет и домиков поровну, по восемь.

Воспитатель: Каким числом можно обозначить количество конфет, домиков?

Дети: Числом 8.

Воспитатель: Что можно сказать о количестве конфет и домиков?

Дети: Их одинаковое количество.

(Воспитатель добавляет ещё одну конфету в верхний ряд)

Воспитатель: Сосчитайте, сколько стало?

Дети: Стало 9 конфет.

Воспитатель: Какое число мы получили?

Дети: Получили число 9.

Воспитатель: Как мы получили число 9?

Дети: К 8 конфетам добавили 1 конфету, стало 9 конфет.

Воспитатель: Какое число больше, 9 или 8?

Дети: Число 9 больше чем 8.

Воспитатель: На сколько 9 больше чем 8?

Дети: Число 9 больше чем 8 на 1.

Воспитатель: Какое число меньше, 8 или 9?

Дети: Число 8 меньше чем 9.

Воспитатель: На сколько меньше 8 чем 9?

Дети: Число 8 меньше чем 9 на 1.

(Воспитатель вызывает ребёнка к доске, остальные дети смотрят, проверяют правильность выполнения задания.)

Воспитатель: Как сделать так, чтобы конфет и домиков стало поровну?

Ребёнок: Добавить 1 домик на нижний ряд, станет 9 домиков. 9 конфет, 9 домиков – одинаковое количество картинок.

Воспитатель: Как ещё можно уравнять количество картинок?

Ребёнок: Убрать 1 конфету с верхнего ряда, станет 8 конфет. 8 конфет, 8 домиков – одинаковое количество картинок.

Воспитатель: Как мы получили число 9?

Ребёнок: К 8 прибавили 1, получилось 9.

 (Аналогичная работа выполняется со всеми детьми на раздаточном материале с использованием геометрических фигур.)

Воспитатель: Выложите на верхней полоске 8 кругов, на нижней – 8 квадратов.

(дети выкладывают)

Воспитатель: Что вы можете сказать про количество кругов и квадратов?

Дети: Их одинаковое количество.

Воспитатель: Каким числом можно обозначить количество кругов, квадратов?

Дети: Числом 8.

Воспитатель: Добавьте один круг на верхнюю полоску. Сосчитайте, сколько стало?

Дети: Стало 9 кругов.

Воспитатель: Какое число мы получили?

Дети: Получили число 9.

Воспитатель: Как мы получили число 9?

Дети: К 8 кругам добавили 1 круг, стало 9 кругов.

Воспитатель: Какое число больше, 9 или 8?

Дети: Число 9 больше чем 8.

Воспитатель: Какое число меньше, 8 или 9?

Дети: Число 8 меньше чем 9.

Воспитатель: Как сделать так, чтобы кругов и квадратов стало поровну?

Дети: Добавить 1 квадрат на нижнюю полоску, станет 9 квадратов. 9 кругов, 9 квадратов – одинаковое количество фигур.

Воспитатель: Как ещё можно уравнять количество фигур?

Дети: Убрать 1 круг с верхней полоски, станет 8 кругов. 8 кругов, 8 квадратов – одинаковое количество фигур.

Воспитатель: Как мы получили число 9?

Дети: К 8 прибавили 1, получилось 9.

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием от печки вы справились.

(на доску вывешивается изображение печки)

2 задание

Игровая ситуация «Какой по счёту?»

(воспитатель выкладывает на доску счётный материал: машинка, мяч, домик, ёлочка, конфета, бабочка, пингвинёнок, самолёт, мороженое)

Воспитатель: Назови картинки, которые ты видишь на доске?

(ребёнок называет)

Воспитатель: Сосчитай, сколько всего картинок ты выложил?

Ребёнок: 9 картинок.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать, какой по счёту находится картинка?

Ребёнок: Сосчитать по порядку.

Воспитатель: Какой по счёту расположен домик?

Ребёнок: Второй.

Воспитатель: Какой по счёту мяч?

Ребёнок: Шестой..

Воспитатель: Поставь мяч на первое место, а домик на последнее.

Какой теперь по счёту мяч, домик?

(Ребёнок меняет местами картинки, считает их, называет общее количество.)

Воспитатель: Сосчитай, сколько теперь стало картинок?

Ребёнок: 9.

Воспитатель: Изменилось ли количество картинок от того, что мы их поменяли местами?

Ребёнок: Нет.

Воспитатель: Правильно. От того, что мы поменяли местами картинки, их количество не поменялось.

Воспитатель: Со вторым заданием от яблони вы справились.

(на доску вывешивается изображение яблони)

(Воспитатель предлагает детям выйти из-за парт и

 встать в круг)

Физминутка

Стая птиц летит на юг.

(дети машут руками по сторонам, одновременно приседая)

Небо синее вокруг.

(дети машут руками по сторонам, раскачиваясь)

Чтоб скорее прилетать

(делают движения руками, зазывая к себе)

Надо крыльями махать.

(дети машут руками, одновременно приседая)

А внизу леса, поля,

Расстилается земля.

(повороты туловищем вправо, влево, одновременно делая скрещивающиеся движения руками)

Птицы начали спускаться.

На поляне все садятся.

(делают приседания, вытягивая руки вперёд)

Предстоит им долгий путь

Надо птицам отдохнуть.

(шагают)

И опять пора в дорогу.

Пролететь им надо много.

(машут в стороны руками, приседая одновременно)

Вот и юг ура, ура

Приземляться нам пора.

(прыгают на двух ногах, хлопая в ладоши)

(Воспитатель предлагает сесть детям за парты, обращая внимание на осанку)

3 задание

Воспитатель: Сейчас мы с вами выполним графический диктант. Перед началом диктанта надо выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Жили – были в домике

 (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Таки, Тики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

 (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Графический диктант

Воспитатель: Давайте вспомним направления, по которым мы будем писать графический диктант. Покажите мне, где правая сторона, левая сторона, верх, низ?

(дети показывают направление сторон)

(дети выполняют задание на разлинованном в клетку ламинированном листе под диктовку воспитателя. Задание выполняют фломастером)

Воспитатель: 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 1 влево,

1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх,

1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо,

1 вверх, 1 влево, 5 вверх.

(после выполненного задания воспитатель выставляет на доску свой образец для сравнения)

Воспитатель: Кого вы нарисовали?

Дети: Зайца.

Воспитатель: Что в сказке делал заяц?

Дети: Показал дорогу до дома Баба-Яги.

Воспитатель: Мы выполнили третье задания молочной реки.

(на доску вывешивается изображение молочной реки)

Теперь Машенька сможет найти своего братца.

(приходит звуковое письмо от Машеньки)

«Спасибо за помощь, ребята! Без вас я бы не справилась. Теперь я всегда буду играть вместе со своим братом. До свидания, девочки и мальчики!»

(на доску вывешивается изображение Маши и Вани)

Воспитатель: Посмотрите, теперь Машенька и Ванечка вместе. Значит все задания мы выполнили верно!  

Итог:

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какие задания мы выполнили, чтобы помочь Машеньке?

Дети: Уравнивали геометрические фигуры, назвали какой по счёту, выполнили графический диктант.                      

Воспитатель: Сегодня очень активными были… (называет имена детей) Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Безопасность на дорогах»

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщение  знаний детей о Правилах дорожного движения.  Задачи:Закрепить знания детей о...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)

Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Внимание, дорога!»

Тема«Внимание, дорога!»Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУФорма педагогического мероприяти...