Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) Тема: «Число 6, цифра 6. Перелётные птицы»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: закрепление порядкового и количественного счёта в пределах шести.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать формировать навыки порядкового и количественного счета;
- продолжать формировать навыки сравнения множества, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково;
- закреплять названия перелётных птиц;
- упражнять в сравнении длины при помощи зрительного анализатора.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции сравнения, анализа, произвольное внимание;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать ориентировку на плоскости через закрепление умения добавлять/убавлять по одному предмету из группы и сравнивать получившиеся количества;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение выкладывать изображение по словесной инструкции/по образцу.
Воспитательные:
- воспитывать умение ждать своей очереди для ответа;
- воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.34 КБ |
![]() | 440.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
Тема: «Число 6, цифра 6. Перелётные птицы»
Лесняк Оксана Николаевна, воспитатель
Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Вид занятия: интегрированоое.
Форма организации обучения: подгрупповое.
Цель: закрепление порядкового и количественного счёта в пределах шести.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать формировать навыки порядкового и количественного счета;
- продолжать формировать навыки сравнения множества, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково;
- закреплять названия перелётных птиц;
- упражнять в сравнении длины при помощи зрительного анализатора.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции сравнения, анализа, произвольное внимание;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать ориентировку на плоскости через закрепление умения добавлять/убавлять по одному предмету из группы и сравнивать получившиеся количества;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение выкладывать изображение по словесной инструкции/по образцу.
Воспитательные:
- воспитывать умение ждать своей очереди для ответа;
- воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Предварительная работа:
- счет в пределах шести;
- работа с геометрическими фигурами;
- повторение перелетных птиц.
Планируемый результат: у детей за счет специально организованной игровой деятельности закреплены количественный счет, число и цифра 6, и названия перелетных птиц.
Средства и оборудование:
Организационные: картина А4 птицы в лесу, демонстрационные цифры для магнитной доски от 1 до 6, картинка «Старичок – Лесовичок», конверт с письмом, демонстрационная двухполосная карточка и картинки соловья и лебедя по 6 штук для педагога, двухполосные карточки и картинки соловья и лебедя по 6 штук по количеству детей, геометрические фигуры – 4 треугольника разных размеров, 2 овала, 1 круг по количеству детей, лист формат А4 с изображением птиц – ласточка, грач, дикая утка и их жилища по количеству детей, карандаши цветные по количеству детей.
Ход занятия:
Вводная часть (дети стоят в группе в игровой зоне)
Придумано кем – то, просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Давайте и мы с вами поздороваемся.
Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
(дети садятся на стулья в игровой зоне).
Воспитатель: ребята, вы знаете, я ходила в лес на прогулку и встретила там Старичка – Лесовичка. Он был очень грустный и передал нам конверт, попросил меня вместе с вами его открыть. Ну, что прочитаем его послание?
Дети: да
Воспитатель: зачитываю письмо.
«Здравствуйте, дорогие мои помощники! Вы знаете, какая у нас беда в лесу случилась! Злой волшебник всех птиц заколдовал. Сказал, если найдутся смельчаки, да умницы, которые выполнят все его задания и соберут картину, то злой волшебник расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то? Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: ну, что смельчаки да умницы поможем мы Старичку – Лесовичку.
Дети: да.
Воспитатель: чтобы помочь нашему Старичку – Лесовичку, нужно выполнить не простые задания, а математические, за каждое правильно выполненное задание мы будем получать одну из частей картины. Ну, что начнём?
Дети: да.
Основная часть
На магнитной доске закреплены в ряд в неправильной последовательности цифры от 1 до 6.
Воспитатель: посмотрите внимательно на ряд чисел. Все верно?
Дети: нет.
Воспитатель: как исправить?
Дети: нужно поменять цифры.
Дети по очереди выходят к доске, сначала называют, а потом переставляют две цифры.
Воспитатель: теперь все верно?
Дети: да.
Воспитатель: хорошо с первым заданием мы справились, и получаем первый фрагмент картины.
Приступаем к следующему заданию, но для этого нам надо сесть за столы и соблюдать правильную посадку будущего школьника. У вас у каждого на столе лежит двухполосная карточка, положите её перед собой.
Выставляю на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (соловьев и лебедей), на некотором расстояние одну от другой, и спрашиваю).
Воспитатель: как называют этих птиц?
Дети: соловьи, лебеди, это перелетные птицы.
Воспитатель: поровну ли их? Как проверить?
Дети: нужно посчитать.
Предлагаю разложить два вида птиц, на двухполосную карточку, соловье на верхнюю полосу, а лебедей на нижнюю полосу. Размещаем картинки в 2 ряда парами, одну под другой. Считаем, выясняем, что птиц поровну, по 5.
Добавляю 1 соловья и спрашиваю.
Воспитатель: сколько теперь стало соловьев? (считаем вместе с детьми)
Дети: 6 соловьев.
Воспитатель: Как получили 6 соловьев?
Дети: к 5 соловьям добавили ещё 1 соловья.
Воспитатель: каких птиц получилось больше?
Дети: больше получилось соловьев.
Воспитатель: сколько их?
Дети: 6 соловьев.
Воспитатель: каких птиц получилось меньше?
Дети: меньше получилось лебедей.
Воспитатель: сколько их?
Дети: лебедей 5.
Воспитатель: какое число больше, 5 или 6?
Дети: число 6 больше.
Воспитатель: какое число меньше?
Дети: число 5 меньше.
Воспитатель: как сделать, чтобы птиц стало поровну, по 6?
Дети: нужно добавить одного лебедя.
Добавляю 1 лебедя и выясняю, сколько их стало, как получилось число 6 лебедей. Затем убираю лебедя и спрашиваю: «Как можно сделать, чтобы птиц стало поровну?». Обращаю внимание, что если убрать соловья, птиц станет поровну, по 5. Убираю 1 соловья и спрашивает: «Сколько их стало соловьев?»
Дети: 5 соловьев.
Снова добавляю по 1 птице в каждый ряд, и предлагает всем детям вместе сосчитать птиц.
Воспитатель: молодцы вы и с этим сложным заданием справились, и мы с вами получаем следующий фрагмент картины. Уберите весь раздаточный материал на край стола, и пора нам с вами немного отдохнуть. Выходите из –за стола.
Физкультминутка
Соловьи летят,
Крыльями машут (взмахи руками – крыльями).
Пролетели над водой,
Качают головой (наклоны туловища вперёд)
Очень бесшумно
На ветку садятся (приседание)
Посидели, посмотрели (повороты туловища)
И в лес улетели (взмахи руками – крыльями)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: ну, что смельчаки да умницы, все наши соловьи и лебеди улетели, а вот одна необыкновенная у нас осталась. А чем же она не обыкновенная?
Дети: птица состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: а из каких геометрических фигур состоит птица?
Дети: из треугольников, овалов, круга.
Воспитатель: правильно. Давайте посчитаем сколько треугольников?
Дети: 4 треугольника.
Воспитатель: сколько овалов?
Дети: 2 овала.
Воспитатель: сколько кругов?
Дети: 1 круг.
Воспитатель: каких геометрических фигур больше?
Дети: треугольников больше.
Предлагаю детям из геометрических фигур выложить изображение птицы. Дети составляют птицу из геометрических фигур по образцу.
Воспитатель: и ещё с одним сложным заданием вы справились, молодцы, за это мы получаем ещё один фрагмент. А собранную нашу птицу, уберите на край стола.
Воспитатель: чтобы выполнить следующее задание нам необходимо подготовить наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Птицы перелетные
В стаи собираются, (дети сжимают руки в замок)
В края теплые летят,
До весны прощаются (соединить большие пальцы и помахать оставшимися пальцами, как крыльями)
Стаи журавлиные (поочерёдно загибают пальцы одновременно на левой и правой руках)
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят (соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями)
Здесь замерзнуть не хотят (греют ладошки)
Как наступят холода –
Не найдется им еда (соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).
Воспитатель: у вас на столе находятся карточки с изображением птиц, положите их перед собой (карточка размером А4, изображены 3 перелётных птицы, пунктиром обозначен их путь до их жилища).
Воспитатель: посмотрите и назовите, какие это птицы?
Дети: на картинке изображены ласточка, грач и утка. Это перелётные птицы.
Воспитатель: на карточке обозначен их путь до их жилища. Скажите, какая птица пролетит самый длинный путь?
Дети: ласточка пролетит самый длинный путь.
Воспитатель: какая птица пролетит путь короче?
Дети: короче пролетит грач.
Воспитатель: какая птица пролетит самый короткий путь?
Дети: самый короткий путь пролетит утка.
Воспитатель: как вы думаете, почему путь по длине разный у этих птиц?
Дети: птицы живут в разных местах.
Воспитатель: проведите путь каждой птицы: самый длинный – зеленым цветом, короче – красным, самый короткий – синим цветом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: путь, какой птицы провели красным? Почему? Зеленым? Почему? Синим? Почему?
Дети объясняют.
Воспитатель: молодцы, мы и с этим заданием справились и за это мы получаем последний фрагмент от нашей картины. Давайте мы её соберем и посмотрим, что же у нас получилось.
Дети: лес с птицами.
Воспитатель: мы с вами выполнили все задания и расколдовали всех птиц и нашему Старичку – Лесовичку теперь не скучно будет жить в своём лесу, а в благодарность он нам передаёт корзинку с сюрпризом.
Заключительный часть:
Воспитатель: чем мы с вами сегодня занимались?
Каких птицах мы вспомнили?
Что понравилось?
Какое задание было самым интересным?
Какое задание было самым сложным?
Если вам понравилось занятие, и вы справились с заданием, то посадите свою птичку в гнездо, если были трудности, то оставьте ее на столе.
Предварительный просмотр:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-561050-1541841631.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы
Тема: Сравнение предметов по двум признакам величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/12/picture-111329-1434132008.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе
Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515815-1415182698.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...
Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну «Математика»»
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1302024-1609562843.jpg)
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме
Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-1365583-1642016585.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе. «Состав числа три и четыре из единиц. Ориентировка на листе бумаги».
Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познакомить с количественным сос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630174-1430904845.jpg)
План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений. Тема: Число и цифра 1
План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой пс...