Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) Тема: «Число 6, цифра 6. Перелётные птицы»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Цель: закрепление порядкового и количественного счёта в пределах шести.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать формировать навыки порядкового и количественного счета;

- продолжать формировать навыки сравнения множества, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково;

- закреплять названия перелётных птиц;

- упражнять в сравнении длины при помощи зрительного анализатора.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции сравнения, анализа, произвольное внимание;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать ориентировку на плоскости через закрепление умения добавлять/убавлять по одному предмету из группы и сравнивать получившиеся количества;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение выкладывать изображение по словесной инструкции/по образцу.

Воспитательные:

- воспитывать умение ждать своей очереди для ответа;

- воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx23.34 КБ
Файл tema.docx440.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

Тема: «Число 6, цифра 6. Перелётные птицы»

Лесняк Оксана Николаевна, воспитатель

Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.

Вид занятия: интегрированоое.

Форма организации обучения: подгрупповое.

Цель: закрепление порядкового и количественного счёта в пределах шести.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать формировать навыки порядкового и количественного счета;

- продолжать формировать навыки сравнения множества, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково;

- закреплять названия перелётных птиц;

- упражнять в сравнении длины при помощи зрительного анализатора.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции сравнения, анализа, произвольное внимание;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать ориентировку на плоскости через закрепление умения добавлять/убавлять по одному предмету из группы и сравнивать получившиеся количества;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение выкладывать изображение по словесной инструкции/по образцу.

Воспитательные:

- воспитывать умение ждать своей очереди для ответа;

- воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа:

- счет в пределах шести;

- работа с геометрическими фигурами;

- повторение перелетных птиц.

Планируемый результат: у детей за счет специально организованной игровой деятельности закреплены количественный счет, число и цифра 6, и названия перелетных птиц.

Средства и оборудование:

Организационные: картина А4 птицы в лесу, демонстрационные цифры для магнитной доски от 1 до 6, картинка «Старичок – Лесовичок», конверт с письмом, демонстрационная двухполосная карточка и картинки соловья и лебедя по 6 штук для педагога, двухполосные карточки и картинки соловья и лебедя по 6 штук по количеству детей, геометрические фигуры – 4 треугольника разных размеров, 2 овала, 1 круг по количеству детей, лист формат А4 с изображением птиц – ласточка, грач, дикая утка и их жилища по количеству детей, карандаши цветные по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть (дети стоят в группе в игровой зоне)

Придумано кем – то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

(дети садятся на стулья в игровой зоне).

Воспитатель: ребята, вы знаете, я ходила в лес на прогулку и встретила там Старичка – Лесовичка. Он был очень грустный и передал нам конверт, попросил меня вместе с вами его открыть. Ну, что прочитаем его послание?

Дети: да

Воспитатель: зачитываю письмо.

«Здравствуйте, дорогие мои помощники! Вы знаете, какая у нас беда в лесу случилась! Злой волшебник всех птиц заколдовал. Сказал, если найдутся смельчаки, да умницы, которые выполнят все его задания и соберут картину, то злой волшебник расколдует птиц обратно. Да только где мне в лесу таких сыскать то? Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: ну, что смельчаки да умницы поможем мы Старичку – Лесовичку.

Дети: да.

Воспитатель: чтобы помочь нашему Старичку – Лесовичку, нужно выполнить не простые задания, а математические, за каждое правильно выполненное задание мы будем получать одну из частей картины. Ну, что начнём?

Дети: да.

Основная часть

На магнитной доске закреплены в ряд в неправильной последовательности цифры от 1 до 6.

Воспитатель: посмотрите внимательно на ряд чисел. Все верно? 

Дети: нет.

Воспитатель: как исправить? 

Дети: нужно поменять цифры.

Дети по очереди выходят к доске, сначала называют, а потом переставляют две цифры.

Воспитатель: теперь все верно? 

Дети: да.

Воспитатель: хорошо с первым заданием мы справились, и получаем первый фрагмент картины.

Приступаем к следующему заданию, но для этого нам надо сесть за столы и соблюдать правильную посадку будущего школьника. У вас у каждого на столе лежит двухполосная карточка, положите её перед собой.

Выставляю на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (соловьев и  лебедей), на некотором расстояние одну от другой, и спрашиваю).

Воспитатель: как называют этих птиц?

Дети: соловьи, лебеди, это перелетные птицы.

Воспитатель: поровну ли их? Как проверить?

Дети: нужно посчитать.

Предлагаю разложить два вида птиц, на двухполосную карточку, соловье на верхнюю полосу, а лебедей на нижнюю полосу. Размещаем картинки в 2 ряда парами, одну под другой. Считаем, выясняем, что птиц поровну, по 5.

Добавляю 1 соловья и спрашиваю.

Воспитатель: сколько теперь стало соловьев? (считаем вместе с детьми)

Дети: 6 соловьев.

Воспитатель: Как получили 6 соловьев?

Дети: к 5 соловьям добавили ещё 1 соловья.

Воспитатель: каких птиц получилось больше?

Дети: больше получилось соловьев.

Воспитатель: сколько их?

Дети: 6 соловьев.

Воспитатель: каких птиц получилось меньше?

Дети: меньше получилось лебедей.

Воспитатель: сколько их?

Дети: лебедей 5.

Воспитатель: какое число больше, 5 или 6?

Дети: число 6 больше.

Воспитатель: какое число меньше?

Дети: число 5 меньше.

Воспитатель: как сделать, чтобы птиц стало поровну, по 6?

Дети: нужно добавить одного лебедя.

Добавляю 1 лебедя и выясняю, сколько их стало, как получилось число 6 лебедей. Затем убираю лебедя и спрашиваю: «Как можно сделать, чтобы птиц стало поровну?». Обращаю внимание, что если убрать соловья, птиц станет поровну, по 5. Убираю 1 соловья и спрашивает: «Сколько их стало соловьев?»

Дети: 5 соловьев.

Снова добавляю по 1 птице в каждый ряд, и предлагает всем детям вместе сосчитать птиц.

Воспитатель: молодцы вы и с этим сложным заданием справились, и мы с вами получаем следующий фрагмент картины. Уберите весь раздаточный материал на край стола, и пора нам с вами немного отдохнуть. Выходите из –за стола.

Физкультминутка

Соловьи летят,        

Крыльями машут (взмахи руками – крыльями).

Пролетели над водой,

Качают головой (наклоны туловища вперёд)                

Очень бесшумно

На ветку садятся (приседание)

Посидели, посмотрели (повороты туловища)

И в лес улетели (взмахи руками – крыльями)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: ну, что смельчаки да умницы, все наши соловьи  и лебеди улетели, а вот одна необыкновенная у нас осталась. А чем же она не обыкновенная?

Дети: птица состоит из геометрических фигур.

Воспитатель: а из каких геометрических фигур состоит птица?

Дети:  из треугольников, овалов, круга.

Воспитатель: правильно. Давайте посчитаем сколько треугольников?

Дети: 4 треугольника.

Воспитатель: сколько овалов?

Дети:  2 овала.

Воспитатель: сколько кругов?

Дети:  1 круг.

Воспитатель: каких геометрических фигур больше?

Дети: треугольников больше.

Предлагаю детям из геометрических фигур выложить изображение птицы. Дети составляют птицу из геометрических фигур по образцу.

Воспитатель: и ещё с одним сложным заданием вы справились, молодцы, за это мы получаем ещё один фрагмент. А собранную нашу птицу, уберите на край стола.

Воспитатель: чтобы выполнить следующее задание нам необходимо подготовить наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Птицы перелетные

В стаи собираются, (дети сжимают руки в замок)

В края теплые летят,        

До весны прощаются (соединить большие пальцы и помахать оставшимися пальцами, как крыльями)

Стаи журавлиные (поочерёдно загибают пальцы одновременно на левой и правой руках)

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят (соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями)

Здесь замерзнуть не хотят (греют ладошки)

Как наступят холода –

Не найдется им еда (соединить кисти рук крест – накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).

Воспитатель: у вас на столе находятся карточки с изображением птиц, положите их перед собой (карточка размером А4, изображены 3 перелётных птицы, пунктиром обозначен их путь до их жилища).

Воспитатель: посмотрите и назовите, какие это птицы?

Дети: на картинке изображены ласточка, грач и утка. Это перелётные птицы.

Воспитатель: на карточке обозначен их путь до их жилища. Скажите, какая птица пролетит самый длинный путь?

Дети: ласточка пролетит самый длинный путь.

Воспитатель: какая птица пролетит путь короче?

Дети: короче пролетит грач.

Воспитатель: какая птица пролетит самый короткий путь?

Дети: самый короткий путь пролетит утка.

Воспитатель: как вы думаете, почему путь по длине разный у этих птиц?  

Дети: птицы живут в разных местах.

Воспитатель: проведите путь каждой птицы: самый длинный – зеленым цветом, короче – красным, самый короткий – синим цветом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: путь, какой птицы провели красным? Почему? Зеленым? Почему? Синим? Почему?

Дети объясняют.

Воспитатель: молодцы, мы и с этим заданием справились и за это мы получаем последний фрагмент от нашей картины. Давайте мы её соберем и посмотрим, что же у нас получилось.

Дети: лес с птицами.

Воспитатель: мы с вами выполнили все задания и расколдовали всех птиц и нашему Старичку – Лесовичку теперь не скучно будет жить в своём лесу, а в благодарность он нам передаёт корзинку с сюрпризом.

Заключительный часть:

Воспитатель: чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птицах мы вспомнили?  

Что понравилось?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было самым сложным?

Если вам понравилось занятие, и вы справились с заданием, то посадите свою птичку в гнездо, если были трудности, то оставьте ее на столе.



Предварительный просмотр:


Kartinki_dlya_detey_s_lastochkami_7_12040753.jpg _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ K-chemu-primety-esli-lastochki-vyut-gnezda-na-dome-pod.jpg

kartinki-grachi-59.jpg _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ img2_297.jpg

1633365554_8-pro-dachnikov-com-p-utka-kryakva-domashnyaya-foto-8.jpg _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _duck-1465343_1280.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме

Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе. «Состав числа три и четыре из единиц. Ориентировка на листе бумаги».

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познакомить с количественным сос...

План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений. Тема: Число и цифра 1

План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой пс...