Картотека по ФЭМП Величина в РВГ
картотека по математике
Картотека по ФЭМП Величина в РВГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа 1 задача (Совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, величине в целом)
«У кого такой листок?»
Содержание: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)
«Помоги зайчику»
Материал: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Содержание: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.
«Длинное - короткое»
Материал: Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание: В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный - для мишки, короткий - для куклы Кати) и завязать их.
«Длинный - короткий»
Материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.
Содержание:
-Что это?
-Какого цвета ленты?
-Чем ленты отличаются?
-Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.
Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами. Затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины.
- Какая эта лента?
- А эта?
- Покажи длинную(короткую) ленту.
«Широкое - узкое»
Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
Дидактические игры
«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч - в широкие ворота, маленький - в узкие);
«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили - через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими - через узкий ручеек легко перепрыгнуть);
«Пройди по широкой и узкой дорожке»
«Построим куклам домики»
Материал: 2 куклы (высокая и низкая), конструктор
Содержание: построить дома для кукол по им размерам
«Поставим цветы в вазу»
Материал: 2вазы: красный, синий, такими же цветами сделаны цветы.
Содержание: Ребёнок должен расставить цветы в вазы по высоте, так, чтобы цветок устойчиво стоял в вазе.
Средняя группа 1 задача (Совершенствовать умения раскладывать предметы в убывании и возрастания по размеру)
«Веселые матрешки»
Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
Содержание: Игра проводится с группой детей (4 человека). Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу.
«Разложи по размеру»
(Д/и «4-й лишний»)
Содержание: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
«Теремок»
Содержание:
Самый толстый блин для медведя,
блин потоньше - волку,
еще тоньше - лисе,
еще тоньше - зайцу,
еще тоньше - лягушке,
и самый тонкий - для мыши.
Средняя группа 2 задача (Закрепления умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине))
«Перепрыгни через ручеек»
Материал: Две одинаковые по длине веревки или скакалки.
Содержание: Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Воспитатель делает из двух веревок (скакалок) ручеек. Сначала он кладет веревки (скакалки) параллельно друг другу на большом расстоянии - широкий ручеек. Говорит детям: «Посмотрите, ребята, какой широкий ручеек. Кто сможет перепрыгнуть через него?» Дети друг за другом перепрыгивают ручеек. После того, как все дети перепрыгнули, воспитатель делает ручеек поуже. Говорит, что теперь наш ручеек стал поуже. Дети снова перепрыгивают друг за другом через ручеек. Игра продолжается - воспитатель делает ручеек еще уже, обращая внимание детей на ширину. Дети снова перепрыгивают через ручеек. В конце воспитатель делает самый узкий ручеек, обращает внимание на ширину. Дети перепрыгивают через него.
«Арка»
Материал: Веревка или скакалка.
Содержание: Воспитатель выбирает себе из детей одного помощника (в этой игре также может помогать няня). Воспитатель и ребенок - помощник встают напротив друг друга на расстоянии и держат в руках веревку (скакалку) - это арка. Остальные дети выстраиваются в колонну друг за другом. Сначала воспитатель и ребенок - помощник делают высокую арку (на уровне вытянутой руки ребенка). Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какая у нас высокая арка. Пройдите под ней!». Дети проходят под аркой. Игра продолжается - каждый раз воспитатель и ребенок - помощник меняют высоту арки: пониже, еще ниже, самая низкая. Воспитатель обращает внимание детей на высоту. Ребенок должен пройти под аркой, не задев веревку головой. Дети проходят друг за другом.
Старшая группа 1 задача (Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке)
«Сложи дощечки»
Материал: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Содержание: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
«Кто выше ростом?»
Материал: 10 картинок детей разные по высоте и разные по цвету одежды.
Содержание: Дается задание расставить детей по росту (от самого высокого, к самому низкому и наоборот)
Старшая группа 2 задача (Развитие глазомера)
«Сломанная лестница»
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10×15, меньшего 1×15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание: На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Палочки в ряд»
Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.
Содержание: Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.
Старшая группа 3 задача (Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно с помощью третьего (условного обозначения), равного одному из сравнимых предметов)
Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета);
«Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы);
Подготовительная к школе группа 1 задача (Формирование элементарных измерительных умений)
«Новогодние елочки»
Материал: 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины - мерки.
Содержание: Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Давайте мы с вами поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.
«Застели стол клеенкой»
Содержание:
-Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой)
- Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)
- Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, …)
- Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину-треугольниками.
-Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-381603-1491575778.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП (величина) в первой младшей группе.
Конспект занятия по ФЭМП (величина) в первой младшей группе.1-ая половина дня Тема: «Большой – маленький»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-575863-1424674661.jpg)
ФЭМП Величина. Большой-маленький.
Величина. Большой-маленький. Цели: Формировать представление детей о свойствах предметов по величине: большой – маленький. Формировать умение сравнивать предметы по размеру (большой, маленький)....
Презентация по ФЭМП "Величина, форма, группировка по двум признакам».
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-441284-1416414421.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП "«Величины и их измерение. Взвешивание. Вес. Килограмм». "
Конспект разработан в соответствии с программой радуга для детей 5-6 лет...
Дидактические игры по ФЭМП «Величина, форма, группировка по двум признакам»
Дидактические игры по ФЭМП для детей...