Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (средняя группа)

Мухамадеева Лилия Николаевна

Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_velichina_v_sredney_gruppe.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста. 

     

В средней группе в  начале учебного года закрепляется  умение детей сравнивать предметы     по величине (длина, ширина, высота) 2 предмета, т.е. повторяем материал младшей группы. Выявляется, кто из детей хорошо разбирается в понятиях: большой - маленький,  длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.  С теми детьми, которые  затрудняются или  слабо разбираются в этих понятиях, необходимо проводить  индивидуальную работу в режимные моменты и в ООД. Упражнять детей в сравнении двух предметов по длине, ширине и высоте  помогают такие игровые ситуации: «Построим лесенку», «Разложи по порядку», «На какой ступеньке петушок?»

         В первой ООД, беру три полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета. Разница в сравниваемом признаке в демонстрационном материале не менее 10 см, в раздаточном – не менее 3-5 см.

Ход ООД:

 -Дети, к нам  в гости пришел Лунтик-математик. Принес полоски, и хочет выяснить,  какая полоска самая длинная, какая – короче, а какая самая короткая. (2 полоски одна  короткая  зеленая. другая   длинная красная (разница в длине 10 см)). расположены друг под другом  на фланелеграфе

-Сколько полосок принес Лунтик - математик? (две)

-Самира, выйди к доске и  сосчитай, сколько полосок? (Всего две).

 Чем они отличаются? (Отличаются они  цветом, длиной, показываю указкой длину ).

 Какого цвета полоски? (зеленая  и красная  )

- Дети, какая полоска короткая? (зеленая)

- Яна, покажи какая полоска длинная? (Красная полоска длинная)

-А как проверить?(приёмом наложения)

-Выйди, Рафаэль, наложи на длинную полоску короткую.

Почему красная полоска длиннее, чем зеленая? (конец выступает)

-А еще как можно проверить? (приложить друг к  другу).

-Азалия, выходи, приложи к короткой  полоске длинную полоску.

Почему зеленая полоска короче,  чем  красная? (не хватает кусочка)

Итог. Красная полоска длиннее, чем зеленая, выступает. А зеленая полоска короткая, чем красная, не хватает кусочка. Мы  сравнили 2 полоски, выяснили, что красная полоска длиннее, чем  зеленая.

- Скажите вместе, красная полоска длиннее, чем  зеленая

-Дети, что вы скажете про эту желтую полоску, какая она по сравнению с красной и зеленой полоской? (прикрепляю справа к фланелеграфу)

-Лунтик, как узнать?

-Дети, как быть?

- Мы сравним три полоски и выясним, какая она по длине - желтая полоска.

-Для того, чтобы узнать, длину желтой полоски я накладываю её на   красную длинную полоску , равняя слева края полосок.

-Желтая  полоска короче или длиннее, чем красная?(короче)

- Если я наложу желтую  полоску на зеленую, что будет?(желтая полоска закроет зеленую).

-Почему?

-Длиннее или короче желтая полоска ,чем зеленая полоска?(длиннее).

-А где же место желтой полоски?. (помещаю её между 2 полосками)

- Её место между зеленой и красной полосками.

-Мы  их разложили  по порядку. Сначала зеленую – самую ,помогайте дети, короткую, дальше  –желтую полоску, она … длиннее, чем зеленая и  самую… длинную красную полоску(показываю)

-Что у нас получилось? (Лесенка).

-Дети, полоски разложены в ряд по порядку – от самой короткой до самой длинной.

-Называем, самая  короткая, длиннее и самая длинная. (показываю) (2-3 ребенка на доске показывают длину полосок в возрастающем порядке.)

Лунтик – математик, поднимись по ступенькам.

- Сколько их(3) .Считаем дети, ступеньки. (поднимается)

-А теперь спускайся, а мы назовём полоски по порядку вместе –зеленая полоска-самая короткая,  желтая –длиннее, красная- самая длинная(показываю длину полосок).

Физ. минутка

Работа с раздаточным материалом.

-Дети, сосчитайте сколько полосок на подносе? (Три).

-Чем  отличаются полоски?(цветом и длиной)

- Они разного цвета и разной длины.

-Дети, давайте сделаем лесенку из полосок, раскладывая полоски по порядку от  самой короткой до самой длинной.

- Сначала положим какую  полоску? (самую короткую - желтую  полоску). Покажите её.

 -А дальше какую полоску положим? (красную). Почему?

-Красная полоска  длиннее, чем желтая.

-Какая полоска осталась? зеленая полоска самая длинная.

- Напоминаю, при прикладывании полосок друг к другу, соблюдайте правило: слева края полосок должны быть ровные. Приступаем.

. -Дети, покажите самую короткую полоску, какого она цвета?

       -Селена, покажи полоску длиннее, чем желтая полоска?

       - Денис, покажи самую длинную полоску,  какого она цвета?  (зеленая)

-Называем по порядку длину полосок и проводим по длине пальцем: самая короткая, длиннее, самая длинная.

       -Что получилось, Селена? (лесенка)

- А теперь называем расположение полосок по порядку, начиная с самой длинной, снизу вверх. зеленая самая  (какая?)-длинная, красная – короче, а желтая -самая короткая.(показываю)

     

 Итог.        Правый конец красной  полоски выступает (показываю), поэтому она самая  какая?- длинная, а желтая полоска …покороче, чем красная,  т.к. не хватает кусочка(показываю), а зеленая полоска… - самая короткая, не хватает два кусочка.

- Дети, по нашей лесенке прогуляются друзья, Лунтика-математика. (Друзья довольны, они вас благодарят)

Итог.  Лунтик –математик, как дети занимались? Сегодня мы узнали, что полоски бывают разной длины.

Вторая ООД:

Демонстрационный материал:  три полоски одинаковой длины, но разной ширины и цвета (красный, зеленый, желтый). Ширина полосок 5, 9, 13 см, длина 29 см.

Раздаточный материал: три полоски:  длина 14 см,  ширина- 3, 6, 9 см, красного, желтого, зеленого. цвета

Ход ООД:

- Дети,  Лунтик – математик снова  принес полоски. Он теперь знает  хорошо, что такое длина  предмета, но не знает, что такое  ширина.

(Помещаю на фланелеграфе в ряд  2 полоски разной ширины (широкую и узкую), но одинаковой длины.

-Сколько полосок? (две)

-Какого цвета полоски? (зеленая, желтая  )

- Что вы скажите про длину полосок? (одинаковые).

- Полоски отличаются цветом, а  еще чем отличаются полоски? (шириной)

- Правильно, дети полоски отличаются шириной. (показываю)

- Покажите, дети в воздухе слева направо длину полосок.

- Покажите, дети в воздухе снизу вверх ширину полосок.

- Полоски одинаковой длины, а как проверить в самом ли деле они одинаковой длины? Каким приемом проверяем?

-Приемом приложения или наложения.

-На зеленую полоску я накладываю  желтую  полоску равняю края, что мы видим? (ответы детей)

Итог: Все две полоски одинаковой длины, т.е. они равны по длине (показываю края).

-Настя, к желтой полоске приложи зеленую полоску.

-Что еще можно сказать об их длине? они равны по длине

-Что вы скажите про их ширину? (Полоски разной ширины)

-Полоски  одинаковой длины, но отличаются они  шириной(показываю).

-Лунтик, запомни, это ширина  Раскладываю полоски наверху-   желтую узкую, внизу-зеленую широкую.

- Дети,  покажите в воздухе ширину полоски,  снизу вверх.

-Покажи, Настя ширину зеленой полоски?

- Вика, ты покажи - узкую?  Какого она цвета? (желтая полоска узкая).

- Юля,  покажи широкую полоску? Какого она цвета? (Зеленая полоска широкая)

- А как проверить? (наложить)

- Дети, давайте на зеленую полоску наложим желтую полоску.

-Что мы видим?( зеленая  полоска  выступает)

 - Почему зеленая  полоска  выступает?( она широкая)

 - Что вы скажите про желтую полоску?(она  узкая)

- Лунтик-математик принес три полоски (показываю), какого цвета третья полоска? (красного)

       - Что вы скажите,  про красную полоску? Я накладываю красную полоску на широкую зеленую полоску.

- Она уже зеленой полоски или шире?  ( она уже зеленой полоски) 

Я накладываю желтую полоску на красную полоску.

-Желтая полоска шире красной полоски.

Итог. Лунтик, видишь, красная полоска уже зеленой полоски, но шире желтой полоски.  

- Дети, где ее место? В середине, между красной и зеленой.( Помещаю между двумя полосками – третью желтую полоску).

- Сколько стало полосок? (3) Что можно сказать об их размере, ширине?

- Полоски  разложены по возрастающему порядку. Называем их по порядку: желтая полоска самая узкая, красная полоска - шире, зеленая полоска  - самая широкая.

Итог. Дети, полоски одинаковой  длины, но отличаются шириной, самая узкая, шире, самая широкая. Полоски разложены в ряд по порядку – от самой узкой до самой широкой. Называйте(показываю)

Работа с раздаточным материалом:

-Лунтик – математик принес каждому из вас полоски хочет, чтобы вы построили лесенку.( на подносе лежат полоски).

- Сосчитайте их. (3)

 - Что можно сказать об их ширине?

- Возьмите  в левую руку самую узкую полоску, какого она цвета?  (желтого)

- В правую – самую широкую, какого она цвета?  (зеленого)

 - Разложите полоски слева на права  по порядку от самой узкой до самой широкой. Что у вас получилось?  (Лесенка)

- Денис, назови полоски в порядке расположения  слева направо.

Итог. Желтая полоска -  самая узкая, красная -  шире , зеленая полоска - самая широкая.

-  В каком порядке они лежат? (От самой узкой до самой широкой, т.е. в возрастающем порядке).

- А теперь разложите полоски слева направо, начиная от самой широкой до самой узкой.

- Артур, как ты разложил полоски? (сначала зеленую - самую широкую, дальше красную-уже и желтую - самую узкую)

-Что  получилось? (лесенка)

- Дети, вы разложили полоски в убывающем порядке: самую  широкую, уже, самую узкую.

-Лунтик, дети справились заданием?

Итог: Дети, мы сегодня  вместе с Лунтиком узнали, что такое ширина предмета,  учились раскладывать  полоски от самой узкой до самой широкой, от самой   широкой до самой  узкой.

Третья ООД:

Демонстрационный материал:  три пирамидки

Раздаточный материал:  

Ход ООД:

Беру три пирамидки и три цилиндра разной высоты, Предметы отличаются только одним признаком, по которому дети будут сравнивать эти предметы. Разница в сравниваемом признаке в демонстрационном материале последовательно увеличивается по высоте на 3-4 см.

На стол ставлю сначала 2 пирамидки, одну высокую – на левый, а пирамидку ниже на правый край стола.

-Что это? (пирамидка).

-Сколько их?

- Чем они отличаются? (Отличаются они  высотой).

- Повтори, Аня.

- Вика, покажи, какая пирамидка выше?

- Аяз, покажи  какая пирамидка ниже?

- Как узнать? Как проверить?

- Амир приставь одну пирамидку к другой. Что мы видим?

Итог.  пирамидки разной высоты.

-Вот какой высоты эта пирамидка (провожу рукой от основания до вершины пирамидки и разведя руки в вертикальном направлении, показываю, какой она высоты).

 - Дети, покажите высоту высокой  пирамидки.

- Дети, покажите высоту низкой  пирамидки.(Аналогично показываю высоту второй пирамидки).

Затем ставлю на стол – третью пирамидку (промежуточного размера).

-Сколько стало пирамидок?(три)

- Выходи Настя, покажи ладонями высоту третьей  пирамидки.

-Что можно сказать об их размере? Чем они отличаются?  ( высотой)

-Сегодня, мы будем учиться сравнивать 3 пирамидки по высоте. 

- Камила, расставь пирамидки в ряд, начиная с самой  низкой.

Давайте все вместе скажем (показываю): самая низкая, эта выше, самая высокая.

- Что  получилось? Хорошо видно, какая пирамидка выше, какая  ниже (показываю указкой).

-Называй Наиль, пирамидки в возрастающем порядке?

-Это что? (Цилиндр)

-Сколько их? (три)

-Арслан, выходи к столу и покажи, самый высокий  цилиндр.

- Вика, выходи к столу и покажи, самый низкий  цилиндр.

- Милена, расставь цилиндры от самого высокого до самого низкого. Называй их:  самый высокий, ниже, самый низкий.

-Как  расставлены цилиндры, в убывающем порядке или

возрастающем?

-Почему в убывающем? (расставлены от самого высокого до самого  низкого )

-Цилиндров три, а пирамидок сколько? (тоже три)

- Что можно  сказать об их равенстве? Их поровну, по три.

Итог. Пирамидки  расставлены в возрастающем  порядке, от самой низкой до самой высокой, а цилиндры - в убывающем: от самого высокого до самого низкого.

Так по аналогии провожу ООД, добавляя еще по одному  предмету (доводим до 5 предметов). Дети учатся строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи     

   

Четвертая ООД:

Демонстрационный материал: 4 цилиндра разной толщины

Раздаточный материал: палочки разной толщины.

Ход ООД:

- Что это? (цилиндры)

- Сколько их?( два)

- Какого цвета цилиндры? (синего и красного)

-Чем отличаются? ( толщиной)

-Посмотрите внимательно, они отличаются размером , толщиной.

- Какой из них толстый? (синий). (показываю руками  толщину)

- Какой тонкий ? (красный)

- Сегодня мы будем учиться сравнивать  толщину цилиндров.

- Как проверить, какой толстый, какой тонкий на самом деле?(путем  сравнения)

- Как их сравнить?

- Кто как думает?

-Выйди Арслан, попробуй  сравнить  цилиндры по толщине.

- Он приставил их друг другу. Сравнил цилиндры на глаз.

-Дети, когда сравниваем толщину цилиндров, мы кладём их  на стол, а не ставим.(показываю)

 - Сравни Селена толщину цилиндров?

- Покажи Вика, толстый цилиндр?

-Ангелина, какого  цвета  толстый цилиндр? (синий)

-Тимур, какого  цвета  тонкий цилиндр? (красный)

- Посмотрите, я показываю толщину.

 - Скажите все вместе толщина  и покажите руками  толщину.    Ставлю на стол ещё цилиндр. (желтый)

-Дети, кто разложит цилиндры в возрастающем порядке слева  направо от самого  тонкого до самого   толстого. (дети определяют на глаз).

-Наиль,  положи цилиндры в ряд по порядку, начиная с самого толстого.

- Рамазан назовет толщину цилиндров в  возрастающем  порядке. (самый тонкий, толще, самый толстый)

– А кто разложит цилиндры в убывающем порядке?

- Выходи Матвей, с какого цилиндра начнешь? (самого  толстого)

-Матвей, разложил, а Селена, назовет цилиндры в убывающем  порядке.

-Синий - самый толстый, желтый - тоньше, красный самый тонкий.

- Давайте вместе назовем ещё раз цилиндры в убывающем порядке.

Работа с раздаточным материалом.

-У вас на столах палочки. Сколько их? (три)

-Чем отличаются  палочки? (толщиной)

- Разложите их в возрастающем порядке слева  направо.

-С какой палочки  начинаем? (самой  тонкой)

-Приступаем, дети.

-Кто  назовет палочки от самой  тонкого  до  самой  толстой? Назови, Рафаэль.

Аналогично  раскладываем палочки в убывающем  порядке.

Итог: Мы  сегодня  узнали, что предметы  бывают разной толщины, учились раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Главное в сериации предметов- это выделение основания сериации(самый низкий). Овладение сериацией основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".

Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе  через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...

Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оборудования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в общей системе обучения модульное оборудование приобретает само­стоятельность и сосуществует с об­учением в играх и на ООД.Его место опре­деляется...

Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...

Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста

Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошк...

Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность...

Перспективный план работы по формированию представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста

Перспективный план работы по формированию представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста...