Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (средняя группа)
Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_velichina_v_sredney_gruppe.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
В средней группе в начале учебного года закрепляется умение детей сравнивать предметы по величине (длина, ширина, высота) 2 предмета, т.е. повторяем материал младшей группы. Выявляется, кто из детей хорошо разбирается в понятиях: большой - маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий. С теми детьми, которые затрудняются или слабо разбираются в этих понятиях, необходимо проводить индивидуальную работу в режимные моменты и в ООД. Упражнять детей в сравнении двух предметов по длине, ширине и высоте помогают такие игровые ситуации: «Построим лесенку», «Разложи по порядку», «На какой ступеньке петушок?»
В первой ООД, беру три полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета. Разница в сравниваемом признаке в демонстрационном материале не менее 10 см, в раздаточном – не менее 3-5 см.
Ход ООД:
-Дети, к нам в гости пришел Лунтик-математик. Принес полоски, и хочет выяснить, какая полоска самая длинная, какая – короче, а какая самая короткая. (2 полоски одна короткая зеленая. другая длинная красная (разница в длине 10 см)). расположены друг под другом на фланелеграфе
-Сколько полосок принес Лунтик - математик? (две)
-Самира, выйди к доске и сосчитай, сколько полосок? (Всего две).
Чем они отличаются? (Отличаются они цветом, длиной, показываю указкой длину ).
Какого цвета полоски? (зеленая и красная )
- Дети, какая полоска короткая? (зеленая)
- Яна, покажи какая полоска длинная? (Красная полоска длинная)
-А как проверить?(приёмом наложения)
-Выйди, Рафаэль, наложи на длинную полоску короткую.
Почему красная полоска длиннее, чем зеленая? (конец выступает)
-А еще как можно проверить? (приложить друг к другу).
-Азалия, выходи, приложи к короткой полоске длинную полоску.
Почему зеленая полоска короче, чем красная? (не хватает кусочка)
Итог. Красная полоска длиннее, чем зеленая, выступает. А зеленая полоска короткая, чем красная, не хватает кусочка. Мы сравнили 2 полоски, выяснили, что красная полоска длиннее, чем зеленая.
- Скажите вместе, красная полоска длиннее, чем зеленая
-Дети, что вы скажете про эту желтую полоску, какая она по сравнению с красной и зеленой полоской? (прикрепляю справа к фланелеграфу)
-Лунтик, как узнать?
-Дети, как быть?
- Мы сравним три полоски и выясним, какая она по длине - желтая полоска.
-Для того, чтобы узнать, длину желтой полоски я накладываю её на красную длинную полоску , равняя слева края полосок.
-Желтая полоска короче или длиннее, чем красная?(короче)
- Если я наложу желтую полоску на зеленую, что будет?(желтая полоска закроет зеленую).
-Почему?
-Длиннее или короче желтая полоска ,чем зеленая полоска?(длиннее).
-А где же место желтой полоски?. (помещаю её между 2 полосками)
- Её место между зеленой и красной полосками.
-Мы их разложили по порядку. Сначала зеленую – самую ,помогайте дети, короткую, дальше –желтую полоску, она … длиннее, чем зеленая и самую… длинную красную полоску(показываю)
-Что у нас получилось? (Лесенка).
-Дети, полоски разложены в ряд по порядку – от самой короткой до самой длинной.
-Называем, самая короткая, длиннее и самая длинная. (показываю) (2-3 ребенка на доске показывают длину полосок в возрастающем порядке.)
Лунтик – математик, поднимись по ступенькам.
- Сколько их(3) .Считаем дети, ступеньки. (поднимается)
-А теперь спускайся, а мы назовём полоски по порядку вместе –зеленая полоска-самая короткая, желтая –длиннее, красная- самая длинная(показываю длину полосок).
Физ. минутка
Работа с раздаточным материалом.
-Дети, сосчитайте сколько полосок на подносе? (Три).
-Чем отличаются полоски?(цветом и длиной)
- Они разного цвета и разной длины.
-Дети, давайте сделаем лесенку из полосок, раскладывая полоски по порядку от самой короткой до самой длинной.
- Сначала положим какую полоску? (самую короткую - желтую полоску). Покажите её.
-А дальше какую полоску положим? (красную). Почему?
-Красная полоска длиннее, чем желтая.
-Какая полоска осталась? зеленая полоска самая длинная.
- Напоминаю, при прикладывании полосок друг к другу, соблюдайте правило: слева края полосок должны быть ровные. Приступаем.
. -Дети, покажите самую короткую полоску, какого она цвета?
-Селена, покажи полоску длиннее, чем желтая полоска?
- Денис, покажи самую длинную полоску, какого она цвета? (зеленая)
-Называем по порядку длину полосок и проводим по длине пальцем: самая короткая, длиннее, самая длинная.
-Что получилось, Селена? (лесенка)
- А теперь называем расположение полосок по порядку, начиная с самой длинной, снизу вверх. зеленая самая (какая?)-длинная, красная – короче, а желтая -самая короткая.(показываю)
Итог. Правый конец красной полоски выступает (показываю), поэтому она самая какая?- длинная, а желтая полоска …покороче, чем красная, т.к. не хватает кусочка(показываю), а зеленая полоска… - самая короткая, не хватает два кусочка.
- Дети, по нашей лесенке прогуляются друзья, Лунтика-математика. (Друзья довольны, они вас благодарят)
Итог. Лунтик –математик, как дети занимались? Сегодня мы узнали, что полоски бывают разной длины.
Вторая ООД:
Демонстрационный материал: три полоски одинаковой длины, но разной ширины и цвета (красный, зеленый, желтый). Ширина полосок 5, 9, 13 см, длина 29 см.
Раздаточный материал: три полоски: длина 14 см, ширина- 3, 6, 9 см, красного, желтого, зеленого. цвета
Ход ООД:
- Дети, Лунтик – математик снова принес полоски. Он теперь знает хорошо, что такое длина предмета, но не знает, что такое ширина.
(Помещаю на фланелеграфе в ряд 2 полоски разной ширины (широкую и узкую), но одинаковой длины.
-Сколько полосок? (две)
-Какого цвета полоски? (зеленая, желтая )
- Что вы скажите про длину полосок? (одинаковые).
- Полоски отличаются цветом, а еще чем отличаются полоски? (шириной)
- Правильно, дети полоски отличаются шириной. (показываю)
- Покажите, дети в воздухе слева направо длину полосок.
- Покажите, дети в воздухе снизу вверх ширину полосок.
- Полоски одинаковой длины, а как проверить в самом ли деле они одинаковой длины? Каким приемом проверяем?
-Приемом приложения или наложения.
-На зеленую полоску я накладываю желтую полоску равняю края, что мы видим? (ответы детей)
Итог: Все две полоски одинаковой длины, т.е. они равны по длине (показываю края).
-Настя, к желтой полоске приложи зеленую полоску.
-Что еще можно сказать об их длине? они равны по длине
-Что вы скажите про их ширину? (Полоски разной ширины)
-Полоски одинаковой длины, но отличаются они шириной(показываю).
-Лунтик, запомни, это ширина Раскладываю полоски наверху- желтую узкую, внизу-зеленую широкую.
- Дети, покажите в воздухе ширину полоски, снизу вверх.
-Покажи, Настя ширину зеленой полоски?
- Вика, ты покажи - узкую? Какого она цвета? (желтая полоска узкая).
- Юля, покажи широкую полоску? Какого она цвета? (Зеленая полоска широкая)
- А как проверить? (наложить)
- Дети, давайте на зеленую полоску наложим желтую полоску.
-Что мы видим?( зеленая полоска выступает)
- Почему зеленая полоска выступает?( она широкая)
- Что вы скажите про желтую полоску?(она узкая)
- Лунтик-математик принес три полоски (показываю), какого цвета третья полоска? (красного)
- Что вы скажите, про красную полоску? Я накладываю красную полоску на широкую зеленую полоску.
- Она уже зеленой полоски или шире? ( она уже зеленой полоски)
Я накладываю желтую полоску на красную полоску.
-Желтая полоска шире красной полоски.
Итог. Лунтик, видишь, красная полоска уже зеленой полоски, но шире желтой полоски.
- Дети, где ее место? В середине, между красной и зеленой.( Помещаю между двумя полосками – третью желтую полоску).
- Сколько стало полосок? (3) Что можно сказать об их размере, ширине?
- Полоски разложены по возрастающему порядку. Называем их по порядку: желтая полоска самая узкая, красная полоска - шире, зеленая полоска - самая широкая.
Итог. Дети, полоски одинаковой длины, но отличаются шириной, самая узкая, шире, самая широкая. Полоски разложены в ряд по порядку – от самой узкой до самой широкой. Называйте(показываю)
Работа с раздаточным материалом:
-Лунтик – математик принес каждому из вас полоски хочет, чтобы вы построили лесенку.( на подносе лежат полоски).
- Сосчитайте их. (3)
- Что можно сказать об их ширине?
- Возьмите в левую руку самую узкую полоску, какого она цвета? (желтого)
- В правую – самую широкую, какого она цвета? (зеленого)
- Разложите полоски слева на права по порядку от самой узкой до самой широкой. Что у вас получилось? (Лесенка)
- Денис, назови полоски в порядке расположения слева направо.
Итог. Желтая полоска - самая узкая, красная - шире , зеленая полоска - самая широкая.
- В каком порядке они лежат? (От самой узкой до самой широкой, т.е. в возрастающем порядке).
- А теперь разложите полоски слева направо, начиная от самой широкой до самой узкой.
- Артур, как ты разложил полоски? (сначала зеленую - самую широкую, дальше красную-уже и желтую - самую узкую)
-Что получилось? (лесенка)
- Дети, вы разложили полоски в убывающем порядке: самую широкую, уже, самую узкую.
-Лунтик, дети справились заданием?
Итог: Дети, мы сегодня вместе с Лунтиком узнали, что такое ширина предмета, учились раскладывать полоски от самой узкой до самой широкой, от самой широкой до самой узкой.
Третья ООД:
Демонстрационный материал: три пирамидки
Раздаточный материал:
Ход ООД:
Беру три пирамидки и три цилиндра разной высоты, Предметы отличаются только одним признаком, по которому дети будут сравнивать эти предметы. Разница в сравниваемом признаке в демонстрационном материале последовательно увеличивается по высоте на 3-4 см.
На стол ставлю сначала 2 пирамидки, одну высокую – на левый, а пирамидку ниже на правый край стола.
-Что это? (пирамидка).
-Сколько их?
- Чем они отличаются? (Отличаются они высотой).
- Повтори, Аня.
- Вика, покажи, какая пирамидка выше?
- Аяз, покажи какая пирамидка ниже?
- Как узнать? Как проверить?
- Амир приставь одну пирамидку к другой. Что мы видим?
Итог. пирамидки разной высоты.
-Вот какой высоты эта пирамидка (провожу рукой от основания до вершины пирамидки и разведя руки в вертикальном направлении, показываю, какой она высоты).
- Дети, покажите высоту высокой пирамидки.
- Дети, покажите высоту низкой пирамидки.(Аналогично показываю высоту второй пирамидки).
Затем ставлю на стол – третью пирамидку (промежуточного размера).
-Сколько стало пирамидок?(три)
- Выходи Настя, покажи ладонями высоту третьей пирамидки.
-Что можно сказать об их размере? Чем они отличаются? ( высотой)
-Сегодня, мы будем учиться сравнивать 3 пирамидки по высоте.
- Камила, расставь пирамидки в ряд, начиная с самой низкой.
Давайте все вместе скажем (показываю): самая низкая, эта выше, самая высокая.
- Что получилось? Хорошо видно, какая пирамидка выше, какая ниже (показываю указкой).
-Называй Наиль, пирамидки в возрастающем порядке?
-Это что? (Цилиндр)
-Сколько их? (три)
-Арслан, выходи к столу и покажи, самый высокий цилиндр.
- Вика, выходи к столу и покажи, самый низкий цилиндр.
- Милена, расставь цилиндры от самого высокого до самого низкого. Называй их: самый высокий, ниже, самый низкий.
-Как расставлены цилиндры, в убывающем порядке или
возрастающем?
-Почему в убывающем? (расставлены от самого высокого до самого низкого )
-Цилиндров три, а пирамидок сколько? (тоже три)
- Что можно сказать об их равенстве? Их поровну, по три.
Итог. Пирамидки расставлены в возрастающем порядке, от самой низкой до самой высокой, а цилиндры - в убывающем: от самого высокого до самого низкого.
Так по аналогии провожу ООД, добавляя еще по одному предмету (доводим до 5 предметов). Дети учатся строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи
Четвертая ООД:
Демонстрационный материал: 4 цилиндра разной толщины
Раздаточный материал: палочки разной толщины.
Ход ООД:
- Что это? (цилиндры)
- Сколько их?( два)
- Какого цвета цилиндры? (синего и красного)
-Чем отличаются? ( толщиной)
-Посмотрите внимательно, они отличаются размером , толщиной.
- Какой из них толстый? (синий). (показываю руками толщину)
- Какой тонкий ? (красный)
- Сегодня мы будем учиться сравнивать толщину цилиндров.
- Как проверить, какой толстый, какой тонкий на самом деле?(путем сравнения)
- Как их сравнить?
- Кто как думает?
-Выйди Арслан, попробуй сравнить цилиндры по толщине.
- Он приставил их друг другу. Сравнил цилиндры на глаз.
-Дети, когда сравниваем толщину цилиндров, мы кладём их на стол, а не ставим.(показываю)
- Сравни Селена толщину цилиндров?
- Покажи Вика, толстый цилиндр?
-Ангелина, какого цвета толстый цилиндр? (синий)
-Тимур, какого цвета тонкий цилиндр? (красный)
- Посмотрите, я показываю толщину.
- Скажите все вместе толщина и покажите руками толщину. Ставлю на стол ещё цилиндр. (желтый)
-Дети, кто разложит цилиндры в возрастающем порядке слева направо от самого тонкого до самого толстого. (дети определяют на глаз).
-Наиль, положи цилиндры в ряд по порядку, начиная с самого толстого.
- Рамазан назовет толщину цилиндров в возрастающем порядке. (самый тонкий, толще, самый толстый)
– А кто разложит цилиндры в убывающем порядке?
- Выходи Матвей, с какого цилиндра начнешь? (самого толстого)
-Матвей, разложил, а Селена, назовет цилиндры в убывающем порядке.
-Синий - самый толстый, желтый - тоньше, красный самый тонкий.
- Давайте вместе назовем ещё раз цилиндры в убывающем порядке.
Работа с раздаточным материалом.
-У вас на столах палочки. Сколько их? (три)
-Чем отличаются палочки? (толщиной)
- Разложите их в возрастающем порядке слева направо.
-С какой палочки начинаем? (самой тонкой)
-Приступаем, дети.
-Кто назовет палочки от самой тонкого до самой толстой? Назови, Рафаэль.
Аналогично раскладываем палочки в убывающем порядке.
Итог: Мы сегодня узнали, что предметы бывают разной толщины, учились раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Главное в сериации предметов- это выделение основания сериации(самый низкий). Овладение сериацией основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".
Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...
Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оборудования.
Актуальность данной темы заключается в том, что в общей системе обучения модульное оборудование приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением в играх и на ООД.Его место определяется...
Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...
Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошк...
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность...
Перспективный план работы по формированию представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста
Перспективный план работы по формированию представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста...