Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья по окружающему миру

Степанова Ирина Алексеевна

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Задача педагога не только знакомить ребят с животными, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Дидактические игры могут стать эффективным средством, способствующим формированию представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Статья на тему:

Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Степанова Ирина Алексеевна

Воспитатель

1 квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133»

г. Дзержинск Нижегородской области

Тезис:

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Задача педагога не только знакомить ребят с животными, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Дидактические игры могут стать эффективным средством, способствующим формированию представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. В настоящее время меня беспокоит проблема потребительского отношения к природе во всем мире.

Я считаю, что нужно с самого раннего возраста прививать малышам любовь к природе, бережное отношение ко всему живому. Это и стало ведущей темой моей педагогической работы.

Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины.

Задача педагога не только знакомить ребят с животными, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей с младшего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).

Как можно осуществить ознакомление дошкольника с животным миром? С помощью дидактических игр.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра - именно через игру и учу их бережному отношению к «братьям нашим меньшим» и ко всему живому, что нас окружает. Дидактические игры могут стать эффективным средством, способствующим формированию представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста

В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.Л.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова, А.К.Бондаренко, Н.Я.Михаленко, Н.А.Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

Эльконин Д.Б подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.

По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» - К.Д.Ушинский.

Как отмечает С.Н. Николаева, в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.

По мнению Т.А.Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.

Дидактические игры экологического содержания доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Они расширяют кругозор детей. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

Работу в ДОУ можно проводить в совместной деятельности с взрослым, в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе организации режимных моментов, а также в процессе самостоятельной детской деятельности.

В совместной деятельности мы используем всё многообразие дидактических игр:

•         Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом;

•         Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.;

•        Коммуникативные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Построены на словах и действиях играющих, дети  описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Для работы с дошкольниками я стараюсь подбирать разнообразные игры на решение задач по формированию представлений о животном мире, для воспитания ценностного отношения к природе (для этого использую макеты, дидактические игры) игры по приобщению к экологически ориентированной деятельности.

Использование дидактических игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

                                                         

Литература

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
  3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
  4. С.Н.Николаева.  Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
  5. Н.А. Рыжова.  Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа»
  6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.
  8. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
  9. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада 
  10.  Интернет ресурс: Образовательная социальная сеть nsportal.ru
  11. Интернет ресурс: Педагогическое сообщество «Урок.рф»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСА. Э. ЛеонтьеваАннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме формирования предст...

Ознакомление с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Ознакомление с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр...