Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по математике (средняя группа)
Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира [13].
Математика – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного общества. Повсеместное использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений для того, чтобы обеспечить ему чувство комфортности в нашем все более и более высокотехничном мире. Дети дошкольного возраста осваивают то содержание математической направленности, которое в современной методике математического развития именуется предматематикой. Результатом познания являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов [14].
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах [17].
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим занятиям. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами [22].
Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме. Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других. Современные игровые технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования [12].
Разработана система занимательных задач, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью. В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания [7].
В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника [19].
Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
Федеральные государственные образовательные стандарты, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира [13].
Математика – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного общества. Повсеместное использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений для того, чтобы обеспечить ему чувство комфортности в нашем все более и более высокотехничном мире. Дети дошкольного возраста осваивают то содержание математической направленности, которое в современной методике математического развития именуется предматематикой. Результатом познания являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов [14].
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах [17].
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим занятиям. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами [22].
Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме. Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других. Современные игровые технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования [12].
Разработана система занимательных задач, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью. В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания [7].
В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника [19].
Единственный язык, который легко дается детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"
Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
выпускная аттестационная работа...
опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...
«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»
Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной прогр...
Формирование математических знаний о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Опытно - экспериментальная работа по формированию представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 15 города Тейково Ивановской области.В работе принимали участие 20 детей в возра...