Математические сказки
учебно-методический материал по математике

Бакутова Анна Васильевна

Подборка математических сказок поможет педагогам в увлекательной форме познакомить детей сгеометрическими фигурами, математическими знаками и другими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki.docx89.75 КБ

Предварительный просмотр:

Математические сказки.

Уточка и её утята

 (понятия и знаки «больше», «меньше» и «равно».)

Жила-была уточка, звали её Равно =

 

Пришла весна. Свила себе гнёздышко уточка, отложила два яичка. Вылупились из яиц два утёнка.

Один был такой:

Он был большой и всегда крякал.

Назвала его мама-утка утёнком «Больше».

Второй утёнок был такой:

Он был маленьким, тихоней и молчуном.

Назвала его мама-утка утёнком «Меньше».

Утёнку «Больше» всегда хотелось больше червячков, больше сказок, больше разговоров. А утёнок «Меньше» был скромный, и брал и просил он всегда меньше своего брата.

Мама их обоих очень любила, любила их «поровну», давала им всё в одинаковом количестве.

Сказка о знаке сложения и знаке вычитания

Жил-был знак, который состоял из двух палочек. Но грустно было ему, потому что его составляющие палочки никак не могли встать на место.

 Они ложились то так:                                то так  

Но любил этот знак то складывать, то вычитать. Поэтому он решил пойти к волшебнице – королеве Математике. Выслушала его Математика, пожалела и решила ему помочь. Она сказала так: «Дорогой знак, твои умения прибавлять и вычитать, очень ценные. Поэтому ты должен приносить пользу людям, и люди должны знать о тебе и пользоваться тобой при своих вычислениях. Но перед ними ты должен появиться в опрятном виде. Предлагаю тебе вставать так: + при сложении, и будут тебя звать Плюсом. А когда встанешь так: -, то будешь знаком при вычитании, и будут тебя звать Минусом.»

Обрадовался знак и решил служить верой и правдой своей королеве и людям.

Колобок.

(Сказка для объяснения и закрепления понятий «прямая», «луч», «отрезок».)

Жили-были дед и бабушка. Попросил дедушка бабушку испечь колобок. Испекла его бабушка и поставила на окошко студиться.

Колобок лежит на окошке, а перед домом – тропинка зовёт, ровная, прямая и вправо, и влево (называется она прямая).

Прыгнул Колобок на неё и решил, что покатится вправо, а куда прикатится, где остановится, ещё не решил. Покатился он по тропинке (прямая, у которой есть точка начала или конца, называется лучом).

Катится Колобок по лучу и докатился до Зайца (луч с точками конца и начала, называется отрезком).

Спел Колобок Зайчику песню и покатился дальше. Докатился до Волка. Как называется его путь от Зайца до Волка?

Спел и ему наш герой песенку. Покатился Колобок дальше, только Волк его и видел.

Катится Колобок дальше - на его пути - Медведь. Как называется  путь от Волка до Медведя?

Остановился, спел и Мишеньке свою песенку. Колобок покатился дальше. Его остановила Лиса. Как называется путь Колобка от Медведя до Лисы?

Лисичка съела Колобка, и сказка закончилась. Колобок оказался хвастунишкой и был невнимательным, поэтому Лиса его и съела.

А вы, ребята, внимательные? Сколько отрезков пути прокатился Колобок? Назовите начало и конец. (4 отрезка пути: от дома до Зайца, от Зайца до Волка, от Волка до Медведя, от Медведя до Лисы.).

Сказка о линиях.

Жила-была прямая линия бесконечная, без начала и конца.

Пришла линия к человеку и во многом стала ему помогать. Была она ровная, прямая, и человек мог отрезать от неё ровные прямые кусочки – отрезки. Из отрезков он мог моделировать дома, столы, стулья, дороги.

Но вот линия попала в руки к жене человека. Посмотрела женщина на линию и придумала из неё связать себе кружевную кофточку. Превратилась прямая линия в волнистую.

Прибежал малыш, сын человека. Захотел он поиграть с линией. И здесь прямая угодила людям. Превратилась линия в замкнутую.

Ребёнок обрадовался и побежал играть.

Прибежал щенок и, играя с прямой, поломал её, превратил в ломанную.

Всем пригодилась линия, такая вот она нужная.

Углы.

Жили-были 3 брата - 3 угла:

острый           ,

прямой             

и тупой

Жили они хорошо, дружно. Но вот однажды призадумались. Всё вокруг для чего-то создано: солнце светит и греет, дождик всё поливает, моет, из земли вырастает трава, деревья, кусты, цветы; а для чего же созданы они?

Решили углы идти к самому умному созданию на земле – человеку. Пришли, а человек несчастный сидит на земле и плачет. Спросили его углы – почему он так расстроен? Рассказал человек, что живёт он на улице. Когда солнышко тёплое, человеку хорошо, а когда идёт дождик и снег – ему плохо. Предложили братья человеку построить дом, а тот ещё пуще заплакал. Хотел он построить дом, а ничего у него не выходит. Тогда братья предложили человеку помощь. Превратился младший острый угол в острый карандаш, человек стал рисовать себе жилище. Но жильё получалось какое-то некрепкое и некрасивое.

Тогда на выручку пришёл средний брат – прямой угол, и попросил срисовать с себя 4 прямых угла. Получился дом. Обрадовался человек, нарисовал и построил себе дом, используя прямые углы.

Но вот незадача – стены оказались крепкими и устойчивыми, а сверху дом был ничем не защищён.

Наконец настал черёд старшего брата – тупого угла. Он превратился в крышу.

Вот обрадовался человек! Выстроил-таки себе дом.

Но без помощи трех братьев человек бы не обошёлся. Так повелось: для людей углы оказались хорошими помощниками. Теперь никто не раздумывал о ненужности трех братьев.

Посмотрите, ребята, вокруг, где увидите трех братьев?

Какой угол самый маленький?

Какой угол средний?

Какой угол самый большой, широкий?


Знакомство с геометрическими фигурами

Сказка первая,

в которой солнышко сравнивает круг и квадрат

Жили-были у девочки Шуры

В коробке геометрические фигуры:

Круги, квадраты

И другие бравые ребята.

Однажды утром девочка Шура

Достала коробку с фигурами и решила построить домик.

Взяла она одну фигуру - жёлтый круг,

А вместе с ним выскочил его друг и брат-

Красный квадрат.

Но вдруг подул ветер

(Самый хитрый на свете),

Подхватил он круг и квадрат, и унёс их,

Теперь им нет дороги назад.

Очутились друзья в волшебной стране,

Где всё необычным покажется тебе:

Жители этой страны такие же, как у девочки Шуры,

То есть геометрические фигуры.

Вот идут по дороге круг и квадрат

И думают, как бы им вернуться назад.

Увидело их солнышко, удивилось

И на землю немедленно спустилось.

«Здравствуйте, странники!

Куда вы спешите? И почему грустите?»

«Я - жёлтый круг, а это мой брат -

Красный квадрат».

«Разве вы братья? Что же,

Тогда вы должны быть друг на друга похожи.

Что бы узнать, похожи ли вы,

Давайте сравним вас со спины».

Круг подошёл со спины к квадрату.

И что же мы видим с вами, ребята?

По высоте и ширине они равны,

Но у квадрата есть углы:

Прямые углы, как у книги и у стола,

Поэтому друзей перепутать нельзя.

Круг и квадрат слегка удивились,

Но решили дальше дружить

И снова в дорогу пустились…

Сказка вторая,

в которой квадрат помогает другу выбраться из оврага

Шли наши друзья, шли, и видят - впереди овраг,

Не обойти его никак.

«Овраг - это глубокая яма, - думает круг, -

Придётся вниз спускаться,

А потом наверх подниматься».

Первым жёлтый круг расхрабрился

И на дно оврага покатился.

Катился, катился, катился

И ни за что не зацепился.

Увидел это квадрат, испугался за брата,

И быстро вниз стал спускаться, ребята.

Дольше брата спускался квадрат.

Как вы думаете почему, ребята?

Правильно, не мог он катиться,

Потому что углами за землю зацепился.

Вот очутились на дне оврага два брата.

Как же им выбраться наверх, ребята?

Умный квадрат решил:

«Пусть круг впереди катится,

А я буду сзади его толкать,

И таким образом поднимать».

Всё именно так у них и случилось

И быстро подняться у них получилось…

Сказка третья,

в которой квадрат превращается в треугольник

Путешествуют дальше наши друзья,

Их между собой перепутать нельзя.

Квадрат имеет четыре стороны,

И все стороны у него равны.

Ещё он имеет четыре угла,

Прямых, как у книги и у стола.

Другой друг, жёлтый круг,

Не имеет углов

И дальше пуститься в дорогу готов.

Идут, разговаривают наши друзья,

Которых никак перепутать нельзя.

И вдруг, перед ними странный забор,

Высокий - до неба и длинный - до гор.

Круг и квадрат задумались

И остановились. Стемнело.

Ведут они между собой разговор,

Как бы им перебраться через забор.

Вдруг перед ними из темноты

Появилась фея Волшебной Страны.

«Здравствуйте, мои дорогие друзья,

Которых никак перепутать нельзя.

За этим забором - ваша свобода! -

Взмахнула волшебной палочкой – и появились ворота.

- Здесь выход из нашей Волшебной страны,

И в эти ворота вы выйти должны.

Но в этих воротах – два прохода,

Так как они для разного народа.

Один проход круглый, другой – треугольный

(Квадрат нахмурился и стоит недовольный).

Пройти через ворота сможет только круг,

Если друга оставит он вдруг».

Сказала это фея и пропала,

Как будто её никогда не бывало.

Долго спорили друзья между собой,

Как же им вернуться домой.

И предложил круг квадрату: «Брат!

Я знаю, как нам вернуться назад!

В круглый проход ты не пройдёшь,

Мешают углы, от них не уйдёшь.

В другом проходе есть же углы,

Значит, туда ты сможешь пройти».

«Пройти я смогу, - ответил квадрат, -

Если ты мне поможешь, брат».

И, отвечая на эти слова,

Круг сложил брата от угла до угла.

Странно согнулся квадрат,

И тогда, получилась фигура в три угла.

«Ура! Получилось!» - воскликнул квадрат,

Они сразу в ворота протиснулись вдруг.

И в тот же миг наши друзья,

Вернулись домой,

О чём даже мечтать было нельзя,

В коробку девочки Шуры,

Где жили их братья,

Геометрические фигуры.

«Ура! Мы вернулись!» - воскликнули круг и квадрат,

Который теперь был слегка странноват.

Вместо одной фигуры получилось две,

И этим он был доволен вполне.

Фантастика! Из одного квадрата -

Два одинаковых треугольника,

Прямо как на уроке у школьника…

В этой сказке из двух геометрических фигур получилось три,

Названия их ты заучи:

«Круг», «Квадрат», «Треугольник»,

Будешь умным, как школьник.

У треугольника и квадрата есть углы,

Но фигуры не будут между собой равны.

Четыре имеет квадрат стороны,

И стороны эти у него равны.

Ещё он имеет четыре угла,

Как у книги и у стола.

У треугольника три стороны,

И между собой они могут быть не равны.

А сколько углов у него, дошкольник?

Конечно же, три, ведь он… треугольник.

Круг вообще не имеет углов, хитрый он парень -

Покатился, и был таков!

Ребята, вот такие в коробке у девочки Шуры жили геометрические фигуры.


Как куб подружился с параллелепипедом

Жил-был куб. А рядом с ним жили точки. Точек было много, и они всегда вместе играли. А куб был один.

Как-то раз куб пришёл к точкам и попросился с ними играть. А весёлые точки не поняли грусти куба и засмеялись: « Да куда тебе, Куб, с нами играть! Ведь ты такой большой, а мы маленькие».

И решил Куб искать себе друга. Шёл он, шёл, и вдруг навстречу ему идёт фигура, похожая на него.

«Ты кто?» - спросил Куб.

«Я параллелепипед!» - ответила фигура с таким трудным именем.

Куб очень испугался, что эта фигура не станет с ним дружить из-за того, что Куб не сможет выговорить имя нового знакомого. Он робко произнёс: «Простите, повторите, пожалуйста, как Вас зовут».

Но Куб напрасно волновался. Параллелепипед улыбнулся и сказал: « Ничего особенного! Меня зовут Па-рал-ле-ле-пи-пед! Ведь мы с тобой родственники: только у тебя грани – квадраты, а у меня прямоугольники. Но квадрат тоже прямоугольник, у которого все стороны равны. Вот и выходит, что мы родные».

Куб очень обрадовался этому факту и предложил дружбу Параллелепипеду.

С тех пор они дружат и часто зовут в гости другие фигуры.

О важности фигур

Жили-были в стране Математики очень знаменитые фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник и круг.

И вот у Круга настал радостный день, наступил его день рождения, и чтобы весело отметить, он решил позвать своих друзей: Квадрата, Прямоугольника и Треугольника. Сидят они, пьют чай с пирожными и каждый важно рассказывает о том, какой он важный.

Говорит Прямоугольник: «Я – везде. Все вокруг состоит из меня, Прямоугольника: пол, потолок, даже книга, которую создала сама царица Математика, моей формы».

Говорит Квадрат: «Мной измеряют площадь: квадратные сантиметры, квадратные метры и даже квадратные километры. Да и вещей моей формы тоже много: шахматная доска, из меня состоит и куб».

Говорит Треугольник: «Вокруг нас тоже много вещей и моей формы: часть крыши дома (существуют и города, в которых крыши полностью только из треугольников), чертежные приборы и еще – я часть прямоугольника, и квадрата».

Круг подумал и опустил голову, а Квадрат спросил у него: «Что случилось?» Круг ему ответил: «Я не знаю, чем мне похвалиться. Наверно, я бесполезен. Даже торт на столе – и то квадратный».

Царица взмахнула волшебной палочкой, и перед Кругом вспорхнули все вещи, в изображении которых он присутствовал. Это были: тарелки, циферблат часов, колеса машин…

Круг обрадовался, и его друзья порадовались за него. Все забыли о глупом споре. Ведь каждый из них важен.

Принц Квадрат и принцесса Квадраталина

В некотором царстве, в некотором государстве жил был король Прямоугольник. Было у него два сына старший – Прямоугольник, а младший – Квадрат.

Дети взрослели, но король прямоугольник больше любил старшего сына. Прямоугольник (отец) считал, что старший сын похож на него (отца) больше.

Время шло, дети, наконец, выросли пора им жениться. Говорит отец: «Дорогой сынок, Прямоугольник, твоя жена будет Прямая Линия. С ней у вас хорошая пара получится».

«Ну, а ты сын, Квадрат, найдешь жену за тридевять земель в тридевятом королевстве, где заключена в самой высокой башне самая красивая и умная принцесса Квадраталина. Охраняет ее змей Горыныч. Ждет давно она спасителя».

Отправился Квадрат на верную гибель: принцессу спасать. Сын Прямоугольник спрашивает у отца: «Почему у Квадрата самая красивая принцесса?». Отец Прямоугольник отвечает: «Понимаешь, сынок, скоро я состарюсь и умру, а королевством править должен один король - ты».

- «Почему? А куда Квадрат денется?» - «Убьет его змей Горыныч» - «А если он спасет принцессу? Ведь ты же, отец, знаешь приказ «Кто спасет принцессу Квадраталину, тот и будет королем». «Не придет он, не волнуйся». Обрадовался Прямоугольник (сын), стал жить счастливо с молодой женой.

А в это время отрубил голову Квадрат змею Горынычу и спас принцессу Квадраталину, посадил на своего коня и повез ее в королевство Прямоугольника. Узнал об этом люд честной и радуется. Узнали об этом король и его старший сын. Испугались они, что он их прогонит, да и перед народом стыдно стало.

Вышли они навстречу молодым: Квадрату и Квадраталине. А те обнялись и при этом образовали прямоугольник.

Подумал король: «Они вдвоем очень похожи на меня». Посмотрел на любимого сына Прямоугольника, его жена Прямая Линия прижалась к нему так, что он разделился на два квадрата. И понял он, что оба сына похожи на него.

«Извините, дорогие мои сыновья, что я хотел разлучить вас. Живите мирно. Пусть у вас появятся дети, хоть квадраты, хоть прямоугольники. Мы все одна семья!»

И жила эта семья, состоящая из Прямоугольников и Квадратов, долго и счастливо!


Сказка о Прямоугольнике

Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы - по 90о. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов, у них получилась такая фигура. На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи:

- Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90 градусов. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста.

А у Транспортира на спинке было много делений от 0 до 180. Проверка величины углов - его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90о. А потом он улыбнулся и сказал:

- Угол, равный 90о, - это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы - по 90о, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, - сказал Транспортир, - не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится.

И еще он добавил:

Раз, два, не ленись, Дружно за дело вместе берись!

Сказка о Квадрате

Жил-был в стране Геометрии Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Вовка, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился на поиск Линейки, Карандаша и Ножниц. Только они могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист встретил Карандаша. Карандаш в это время чертил углы на песке. Его углы были разной величины, и он упорно повторял вслух: "Острый, тупой, прямой, развернутый!" Лист тихонько подлетел к Карандашу и рассказал свою историю. Карандаш его пожалел и согласился помочь, но, к сожалению, без Линейки и Ножниц он ничего сделать не мог.

Теперь они отправились в путешествие уже вдвоем. Но Линейку им не пришлось долго искать, потому что она вместо мостика лежала на двух противоположных берегах ручья. Карандаш и Лист аккуратно перетащили Линейку на свой берег и попросили ее помощи.

- Да! Да! Да! - воскликнула Линейка (так соскучилась она по своей работе), - Конечно, помогу!

Началась работа. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины. Когда работа была сделана, Линейка объявила Листу:

- Ну, теперь ты будешь квадратом!

- Квадратом? - удивился Лист.

- Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила Линейка.

- А что это такое? - спросил Лист.

- Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - сказала Линейка.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша и Линейку и отправился на поиски Ножниц.

Идя по дорожке, Лист увидел красивый домик с очень необычной акацией вместо забора. Он поднялся по ступенькам и постучался. Дверь тихонько заскрипела, и к нему навстречу вышли Ножницы. Радость Листа невозможно было описать. Он прыгал от счастья. А Ножницы в это время смотрели на него и не понимали, в чем дело. Наконец Лист успокоился и рассказал Ножницам свою историю. Ножницы повели себя необычно, они вдруг стали резать воздух. Это оказалось, они так выражали свое удовольствие. Ножницы действительно очень любили работать, то есть резать. Через пять минут наш Лист превратился в настоящий Квадрат. Ножницы принесли ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

- Квадрат! Квадрат!

А Ножницы опять стояли в недоумении и смотрели на Лист. Они не понимали, что это за слово повторял наш герой. Но мы-то с вами знаем, что это за фигура!

«Три товарища»

Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.

Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник - тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что - уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.

И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:

- Стой, добрый молодец, кто такой будешь?

- Я - Квадрат-акробат, - отвечает незнакомец. - Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе - господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть, да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?

Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:

- Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!

И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока - КОНЕЦ!

Задания по сказке:

  1. Ответить на вопросы:
  • В какой стране жили друзья?
  • Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
  • Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
  • Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
  • Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
  • А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
  1. Смастери для сказочных друзей красивый домик.


Фигурная картина

Для данного упражнения вам необходимо заготовить все геометрические фигуры, речь о которых идет в стихотворении. Сделать эти фигуры можно из цветной бумаги или картона. Читаете стихотворение и по мере изложения "рисуете", прикрепляя фигуры магнитами на магнитную доску (например, можно на дверцу холодильника). Получится целая картина! В конце снова повторите все фигуры, постепенно убирая их с магнитной доски.

Ножницы держа как шпагу,

Я, решив создать картину,

Разноцветную бумагу

Режу, словно паутину.

И в углу листа альбома

Клею я КВАДРАТИК дома.

ЛЕНТОЙ стелется дорожка...

Из КВАДРАТНОГО окошка

Видно, как с лесной опушки

Подойти к своей кормушке

Без боязни могут звери:

У ПРЯМОУГОЛЬНОЙ двери

Корм для них оставлен в нише,

Ешьте смело, только тише:

Там на ТРЕУГОЛЬНОЙ крыше

С песней звонкою своей

Примостился соловей.

Облака над ним, а выше,

Освещая всё вокруг

Золотится солнца КРУГ!

Чтоб зимою не тужить

Тем, кто будет в доме жить

Очень нужен огород -

Фрукты-овощи. И вот:

Мелко резаны ПОЛОСКИ -

Будут для забора доски,

А за ними для порядка

Будет земляная грядка.

Эй, кто в доме! Не зевай!

Собирайте урожай!

Два КРУЖОЧКА - два арбуза,

Три ОВАЛА - кукуруза

И огромной репы КРУГ,

Чтобы вырвать - нужен друг,

Я ж приклеил очень крепко -

Это сказочная репка.

Где родители? Смотрите!

Что я сделал, оцените!

Мама с папой хвалят сына,

Удалась его картина!

Используемый материал: цветной картон, клей, шаблоны фигур, магниты, магнитная доска.


В стране Математике в пластилиновом районе.

Сказка №1.

В пластилиновом районе сказочной страны «Математики» жили веселые гусепластики. Почему их так звали? Да потому, что все они были похожи на обыкновенных гусеничек, только из пластилина - гусепластики!

Гусепластиков было 10, и все они различались между собой только цветом. У 9 из них характер весёлый и задорный. Вечно что-то выдумывают, а потому вокруг всегда стоит шум и гам. Да забыла сказать, что все 9 весёлых гусепластиков – девочки и лишь один, десятый – мальчик. Его зовут - Фантик. Фантик редко принимает участие в играх девочек потому, что считает их глупыми. Вот и сейчас он висит на любимой ветке и просто наблюдает за девчонками или занимается своим любимым делом – считает листья на дереве.

Леся, Тася, Муся и Ася придумали новую игру. Игра называется «угадай-ка». Тома, Феня, Пуся, Лёля и Сима с радостью присоединились к ним.

Игра: «Леся и Тася соединились в кольцо. Остальные закричали хором: «Это – круг! » И тут Фантик сорвался с ветки и упал на Лесю и Тасю. Круг сразу как-то немного сплющился.

«Знаю, знаю, - закричала Тома – это – овал! »

Все весело засмеялись, а Фантик опять полез на дерево.

Теперь Муся с Асей присоединились к Лесе и Тасе.

«Ой, это же квадрат! » - закричала Феня. Но тут Фантик с грохотом опять свалился на девчонок и слегка примял квадрат.

«Ха-ха-ха! Это прямоугольник! » - давясь от смеха, пропыхтела Пуся.

«Нет, - сказал, задумавшись, Фантик – это ромб! А прямоугольник - это если к Асе и Лесе добавить Тому и Симу». И с умным видом полез обратно, а девчонки покатились со смеху.

До самого вечера девчонки весело изображали круги, овалы, квадратики, ромбики, прямоугольники, а потом складывались в узоры и картинки.

Наступил вечер и все уставшие поползли спать.

Сказка №2.

На другой день первым проснулся Фантик. Настроение у него было очень плохое. Всю ночь дул ветер и он опять два раза упал с ветки.

«Вот сейчас лягу здесь посередине и буду спать» - громко сказал он. А потом растянулся посередине площадки и уснул.

Пуся проснулась и спустилась с дерева. Увидев спящего Фантика, она стала будить остальных девочек. Все очень расстроились. Они знали, что Фантик большой соня и если он спит, его ничем не разбудишь и не сдвинешь с места.

Вдруг Тома сказала: «Я знаю, во что мы сегодня будем играть! В игру «Кто длиннее»».

И девочки по очереди стали вытягиваться рядом с фантиком.

Задача: «Кто самый короткий? Фантик, Тома или Ася?

Если Фантик самый длинный, а Тома не короче Аси? » (Ася.)

Сколько нужно девочек, чтобы они стали длиннее Фантика? (2)

«А теперь, мы будем играть в лесенку! » – сказала Муся. Они построили длинную лесенку и стали перешагивать через «перекладины». Они так весело ползали, но тут Тома споткнулась и кубарем покатилась через все «перекладины». Поднялся визг, и Фантик проснулся. Он удивлённо посмотрел вокруг, проворчал, что опять девчонки играют в глупые игры и полез на дерево считать листья.

Девчонки продолжили игру.

А давайте сделаем солнце! И они сложили солнце!

А теперь дом! А лодку? Ёлку, грибок, цветок, зонтик…

И они до самой ночи веселились, а Фантик фыркал и посматривал на них свысока.

Сказка №3.

Однажды утром, когда Фантик еще спал, девчонки решили его разыграть. Они свернулись в шарики и повисли на веточках так, чтобы проснувшись, Фантик подумал, что это яблоки.

Фантик проснулся от того, что вокруг было подозрительно тихо!

Он открыл глаза и посмотрел вокруг. Девчонок вокруг не было! Где же они? И тут он начал смеяться, он хохотал так, что свалился с дерева! Катался по траве и икал от смеха!

Девочек это очень удивило, и они спрыгнули вниз. Они окружили его и Лёля спросила: «Скажи, пожалуйста, Фантик, а над чем это ты так смеёшься? » Фантик вытер, выступившие слёзы и сказал: «Ну, Вы даёте! Я понимаю жёлтые яблоки, красные или зелёные, но где, же видано, чтобы яблоки были фиолетовые, оранжевые или синие?

Девочки надулись. «А, давайте играть, ну его, этого Фантика! » - предложила Тася. И все весело запрыгали. «А, во что мы будем играть?» - спросила Ася. «Будем играть в «Кто на что похож»! Пусть Фантик отгадывает, раз он такой умный! » - сказала Сима.

«Ну, давайте, я согласен! » - ответил Фантик.

«Слива! Потому, что синяя! Это помидор – красный! Морковка – оранжевая! Баклажан, он фиолетовый! Это репка – жёлтая, это – огурец, зелёный! » «А вот и нет! – закричала, обрадовано Тома – Я не огурец, я кабачок!» «Всё равно, зелёный!» - невозмутимо ответил Фантик. «Это малина – розовая! А, это чеснок – белый!» «Скажи, Фантик, а кем бы стал ты?» - спросила Феня. «Угадайте!» - сказал Фантик и стал похож на репу, только чёрного цвета.

Девочки задумались… «Я, думаю, что это редька!» - прошептала Муся. «Молодец, угадала!» - похвалил Фантик.

«Не кажется вам, что уже поздно и пора отдыхать? – важно проговорила Пуся – Будет день, будут и игры!» Все, конечно с ней согласились и отправились отдыхать.

Сказка №4

Однажды Фантик поехал в гости к своей тете и привез от нее целую корзинку яблок. Девочки с восторгом встретили Фантика. Во-первых, они очень соскучились, а во-вторых, кто же не любит подарков?

Фантик поставил корзинку посередине поляны и только отошел, как девчонки с визгом подбежали и расхватали все яблоки.

Фантик посмотрел на них и сказал: «У тебя Ася яблок больше, чем у Таси!» А Тася ответила: «У меня столько же, сколько и у Пуси.» «А у меня меньше, чем у Томы!» - закричала Пуся. Все шумели, спорили, а Фантик задумчиво сказал: «А я хотел, чтобы всем досталось поровну! »

Девочкам стало очень стыдно за свое поведение и еще потому, что они ругались друг с другом. «А давайте все яблоки поделим заново, поровну!» - предложила Феня. «Давайте, давайте, - весело запрыгала Леся – А как мы это сделаем?»

Фантик задумался, а девочки сидели тихо-тихо, чтобы не мешать ему думать! «Я придумал, - важно сказал Фантик – давайте сложим все яблоки в корзинку и будем брать по яблоку по очереди!»

Они так и сделали. Сложили все яблоки обратно в корзинку и стали брать по одному яблоку по очереди. Когда в корзинке не осталось ни одного яблока, Фантик посмотрел на свои и сказал: «У меня яблок столько же, сколько и у Аси!» «А у меня столько же, сколько и у Пуси!» - ответила Ася. «И у меня! И у меня!» - послышалось отовсюду. «Значит у нас яблок поровну!» - сказал довольный Фантик, а все радостно запрыгали. Так закончилась эта история.

Сказка №5

Как-то утром, проснувшись раньше обычного, Фантик подумал: «Пора познакомить девчонок с цифрами!» Он сорвал листок и слез с дерева. На полянке Фантик положил листок, а сам лег рядом в виде цифры 1.

Девочки проснулись и очень удивились, что Фантика нет на любимой ветке. Оглянувшись по сторонам, они увидели странную картину. Посередине поляны лежит листок, а рядом с ним Фантик, похожий на сучок дерева! «Что это с ним?» - спросила Тома. «Не знаю, – ответила Феня – Давай спросим!» Леля подползла к Фантику и спросила: «Ты, кто сегодня?» «Цифра!»- ответил Фантик. «А какая?» - поинтересовалась Муся. «Подумайте, – ответил брат – сколько листьев вы видите рядом со мной?» «Я вижу всего один листок!» - ответила Ася. «Да, – задумалась Пуся – значит, это цифра один?» «Молодец!» - подтвердил Фантик. «Ура! - закричала Леся – Я тоже буду цифрой один!» «И, я! И, я!» - закричали другие.

«Ну, вот, только станешь учить их чему-нибудь, как они тут же превратят все в игры» - проворчал Фантик и полез на дерево. А по полянке прыгали разноцветные единицы. Потом они окружили дерево, на котором сидел Фантик и запели:

У нас есть братик,

А зовут его все Фантик!

Он упрямый и серьезный,

Умный просто невозможно!

Фантик посмотрел вниз, улыбнулся и сказал: «А вот сейчас вы похожи на разноцветный заборчик вокруг дерева!»

«Давайте будем называть предметы, которые соответствуют цифре 1» - предложила Сима. «Давайте! Давайте!» - обрадовались остальные.

- У меня один язык!

- А у меня один хвост!

- У меня одна голова и один рот!

- Я вижу одно солнце!

- На дереве сидит один Фантик!

-А вон там одна черная туча!

«Пора всем на дерево под листики! Будет дождь!» - скомандовал Фантик. Все гусепластики поспешили на деревья.

Пошел дождь! «День прошел с пользой, - подумал Фантик – цифру 1 эти хохотушки точно запомнили!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...