Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Гредякина Елена Викторовна

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

^ Здоровье и условия воспитания

Четко выполнять режим дня в ДОУ и дома.

Всем взрослым соблюдать единые требования к ребенку в выполнении самостоятельных движений, действий, навыков самообслуживания и правил поведения: проситься в туалет, мыть руки, убирать за собой игрушки, одежду, здороваться при встрече, смотреть в глаза, пользоваться салфеткой во время еды, правильно держать ложку, во время занятий и игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.

Проводить с ребенком предварительную беседу о смене ситуации: «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять».

^ Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки

Закреплять навык самостоятельной еды, используя ложку и вилку.

Учить пользоваться салфеткой во время еды.

Учить самостоятельно надевать и снимать одежду.

Учить ребенка действовать совместно со взрослым: расправлять одеяло после сна, складывать одежду на место, вешать ее в шкаф, обуваться, застегивать и расстегивать молнии, застежки и др.

Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой.

^ Социальное развитие

Формировать у ребенка представления о себе, называть свое имя и половую принадлежность.

Формировать представления о частях тела, их назначении.

Обращать внимание ребенка на просьбы других людей: «Никита хочет поиграть с тобой в мяч», «Наташа хочет пить, дай ей чашку с водой».

Формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться, прощаться, задавать вопросы «Как тебя зовут?», «Ты будешь играть в куклы?»

Формировать представления об отдельных эмоциональных состояниях: кукла радуется, мишке холодно, мне грустно – я не буду смеяться.

Учить ребенка, что у взрослых есть имя и отчество.

^ Физическое воспитание

Учить выполнять движения и речевые высказывания.

При выполнении физических упражнений формировать у ребенка правильное дыхание.

Развивать общие движения: перешагивать через препятствия, проползать под скамьей, воротами, играть в футбол, ударяя по мячу, прыгать на одной ноге, спрыгивать со скамейки, ходить по скамейке.

Учить бросать в цель и ловить мячи разной величины.

^ Развитие познавательной деятельности

Сенсорное воспитание

Учить складывать предметную картинку из 3-4-х частей, собирать сборно-разборные игрушки.

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: поставь машинку за шкаф, вытащи картинку из стола.

Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов: мяч резиновый; шарф длинный, мягкий; лимон желтый, кислый и др.

Формировать ориентировку на форму при складывании «почтового ящика», при выделении различных форм среди других: «соберем все кирпичики для дорожки», «вытащи из мешочка только шарики, кубики, крыши».

^ Формирование наглядно-действенного мышления

Знакомить ребенка с проблемными ситуациями, когда для решения задачи необходимо использовать вспомогательные средства (палочка, лопатка); учить пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий.

^ Ознакомление с окружающим

Учить группировать картинки по обобщающим признакам.

Учить выделять нужные картинки по обобщающему слову.

Уточнить представления о явлениях природы: зимой идет снег, скоро весна – солнышко светит ярко и др.

Формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы.

Закрепить представления о домашних и диких животных и их детенышах, птицах, животных теплых стран.

Учить различать предметы живой природы: деревья, кусты, цветы, грибы, ягоды – растения.

^ Формирование количественных представлений

Учить различать количество: больше-меньше. Выделять количество 1-5. Соотносить количества 1-5 с предметным количеством. Отвечать на вопрос «Сколько?». Находить заданное количество однородных предметов.

Учить выполнять счетные операции в пр. 5.

Учить составлять равные по количеству множества предметов, используя приемы приложения и составления пар. Понимать выражение «Сколько елочек, столько грибочков».

^ Развитие речи:

Учить понимать обращенную речь, двух-трехсоставную инструкцию.

Формирование фонетико-фонематического восприятия.

Формирование активной речи: уточнить предметный словарь, учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов, выражать свои потребности простой фразой из 1-3 слов, вводить в пассивную речь слова, обозначающие свойства и качества предметов, формировать у ребенка потребность высказывать свои желания в речи и самостоятельно задавать вопросы, учить рассказывать с опорой на иллюстрации знакомые сказки.

^ Формирование игровой деятельности

Формировать отдельные игровые действия (кормить куклу, катать в коляске), цепочку из игровых действий, учить играть в строительные игры, включать ребенка в сюжетно-ролевую игру, в которой роль ребенку знакома («Доктор», «Гости»).

^ Формирование продуктивных видов деятельности

Рисование. Вызывать интерес к рисованию, учить рисовать различными изобразительными средствами прямые и круговые линии, дорисовывать картинку, учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации (дождь идет, колобок катится по дорожке), рисовать знакомые предметы по образцу.

Конструирование. Учить строить конструкции по показу, образцу, речевой инструкции. При этом все постройки обыгрываются.

Лепка. Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, лепить предметы по подражанию.

Аппликация. Учить наклеивать простые предметы по показу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (составлена с учетом ФГОС ДО)

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО)...

Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)

Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская,  учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).

Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...

Обучение основам математики дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Интерес к проблеме раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Он играет важну...

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направит...