Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
статья

Кулешова Анастасия Александровна

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lushova_a.a._sotrudnichestvo_semi_i_detskogo_sada.docx615.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед детским садом задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОУ. В соответствии с этой задачей, работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Семья имеет значительные возможности в решении таких важных вопросов, как воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Родители являются первыми педагогами: «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании».

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Большинство семей не в состоянии самостоятельно справится с проблемами, связанными с появлением ребенка с ОВЗ в семье, им требуется помощь и в первую очередь помощь образовательного учреждения. Установление доверительных отношений с детьми, родителями является основной целью взаимодействия с семьей.

В педагогической практике выделяют следующие формы работы с родителями:

  • информационно-аналитические (проведение социальных опросов, беседы, анкетирование), т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
  • познавательные. С помощью проведения семинаров-практикумов, собраний, консультаций, педагогических гостиных, педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют у родителей практических навыков воспитания детей.
  • досуговые (мастер-классы, дни добрых дел, развлечения для детей и родителей). Предложенные формы работы направленны на установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами.
  • наглядно-информационные (буклеты, стенгазеты, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей) направлены на ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

В результате используемых форм работы у родителей формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Они убеждаются, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, что активное участие родителей в развитии ребенка с ОВЗ ведет к определенному успеху. У родителей формируется интерес к работе дошкольного учреждения с их детьми, повышается компетентность в психолого-педагогических правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ, растет удовлетворенность родителей работой педагогов в целом.

На протяжении учебного года родители группы посещают мастер-классы, занятия, где получают необходимую информацию, о том, как можно изготовить в домашних условиях различные дидактические пособия, и эффективно их использовать; в какие игры следует играть; на что обратить внимание в данный момент. Далее представлен отрывок из мастер-класса для родителей с обучающими играми, в которые можно поиграть дома.

Тема мастер-класса: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры».

-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику».

  1. Игра «Волшебная корзинка/мешочек»

Задание: перед нами возникла проблемная ситуация — узнать на ощупь, что находится в «Волшебной корзине/мешочке».

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек не может предположить, что там.

- Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей. Познакомиться с дидактическими играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы с вами отправляемся в страну «Сенсорику»!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.

В страну «Сенсорику» ребят он повёз.

- Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется, догадайтесь!

Станция «Цветная». Вы научитесь играть в «цветные игры».

  1. Игра «Разложи шарики в корзиночки»

Задание: разложить шарики по корзиночкам в соответствии с цветом.

<>

Станция «Фигурная»

  1. Игра «Волшебный мешочек».

Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

  1. Игра «Прятки»

Те фигуры, которые достали из «чудесного мешочка» (5 штук) педагог ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого должны определить, какая фигура «спряталась».

<>

Станция «Игрушечная»

  1. Игра «Гномики»

На столе лежат 4 домика разного цвета и прищепки, педагог перемешивает все прищепки со словами:

Жили веселые гномики,

Каждый в своем домике,

Пошли гулять гномики

И перепутали домики

Вы им скорее помогите,

В домике их проводите.

В конце мероприятия родителям были предложены буклеты с играми.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Объединение усилий дефектолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

Проект социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Моя мама лучше всех".

Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка....

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Понятие нормы, общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ

Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации....

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...