Обучение основам математики дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья

Интерес к проблеме раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Он играет важную роль на начальном этапе развития, и в течение последующих лет при усвоении математических знаний.

Зарубежные и отечественные исследователи данного вопроса заявляют, что обучение начальным математическим представлениям детей с ОВЗ имеет специфические особенности и не может осуществляться с помощью тех же методов, что работа с типично развивающимися дошкольниками. Детям с ОВЗ очень сложно добиться результатов в математике и сформировать понятие о числе. Поэтому им необходимо представлять числа как можно большим количеством способов, при знакомстве с числами должны быть задействованы разные каналы восприятия, то есть разные органы чувств, необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата надо подключить и осязание, и слух, и кинестетический подход. Как правило такие дети, усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними необходимо продвигаться более мелкими шагами, т.е разбивая одно задание на несколько частей. Так же создать поддерживающую среду и сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка, при этом отмечать даже малейшие его успехи и достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение основам математики дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Пронина И.Н.

МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка» г. Тамбов, irinapronina90@mail.ru


       
Интерес к проблеме раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни ребенка. Он играет важную роль на начальном этапе развития, и в течение последующих лет при усвоении математических знаний.

Зарубежные и отечественные исследователи данного вопроса заявляют, что обучение начальным математическим представлениям детей с ОВЗ имеет специфические особенности и не может осуществляться с помощью тех же методов, что работа с типично развивающимися дошкольниками. Детям с ОВЗ очень сложно добиться результатов в математике и сформировать понятие о числе. Поэтому им необходимо представлять числа как можно большим количеством способов, при знакомстве с числами должны быть задействованы разные каналы восприятия, то есть разные органы чувств, необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата надо подключить и осязание, и слух, и кинестетический подход. Как правило такие дети, усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними необходимо продвигаться более мелкими шагами, т.е разбивая одно задание на несколько частей. Так же создать поддерживающую среду и сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка, при этом отмечать даже малейшие его успехи и достижения.

Одним из основных принципов обучения математике на начальных этапах является наглядность. Когда ребенок ощущает, видит, щупает предмет, обучать математике его значительно легче.  Как раз система Нумикон обладает всеми базовыми позициями, необходимыми для качественного обучения основам математики, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики детей         с ОВЗ.

Нумикон - мультисенсорная математическая программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии более 20 лет назад, для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике и обучаться наблюдая. Основным направлением системы является его использование в работе с детьми, имеющими нарушения умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, гиперактивностью.

В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.

Рассмотрим возможные включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений. Когда с ребенком формируем представления и понятия о размерах используем задания, в которых показывают разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру. Так же при развитии временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами Нумикона. Когда обучаем прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, работая в игровой форме. Например, нужно восстановить ряд, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами. Так же при тренировке в пересчете и подведении итога – дети пересчитывают отверстия в формах Нумикона, вставляют в них штырьки и пересчитывают их. При объяснении состава числа, складываются одни формы из других и таким образом наглядно показывается, как одно число составляется при помощи других чисел. Знакомясь с арифметическими действиями, Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Шаблоны, включенные в систему Нумикон, помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. При этом  система позволяет детям не только видеть цифры, но и воспринимать их тактильно, что играет ключевую роль для эффективного обучения абстрактным понятиям детям с ограниченными возможностями здоровья. На первых этапах с детьми в игровой форме учат сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, постепенно с помощью этих шаблонов начинают выполнять различные арифметические задания.

Детям с ОВЗ графические задания одни из самых сложных. С формами Нумикона графические задания могут выглядеть так:

- соединить и обвести по контуру одинаковые формы,

- соединить форму и ее контур,

- соединить формы, а с соответствующими им цифрами,

- сравнить две формы,

- обвести все формы, которые больше, чем образец.

Подобные задания помогают и  приближают детей к подлинному освоению математических умений.  

Таким образом можно отметить, что применение мультисенсорной системы Нумикон дает возможность развивать математические представления, но конечно не может являться единственным применяемым в работе по обучению математике способом, однако, может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, разнообразив традиционные методы и материалы.

Литература

  1. Сладкова Е.А., Терентьева К.Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой.  Сделай шаг, 2011.
  2. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон».  Синдром Дауна. ХХI  век, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Обучение в сотрудничестве подростков с ограниченными возможностями здоровья

В России с каждым годом растет процент рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения таких детей. На современном этапе в связи...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНВАТЕЛЬНОМУ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ( НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 Л

Целью данного занятия является формирование у детей представления о живой природе родного края.Закрепляются и активизируются знания о хвойных деревьях, ягодах произрастающих в Сибири, о диких животных...

«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И ...

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...