Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Миргородская Светлана Юрьевна

Материалы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mirgorodskaya_ind.podhod.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Миргородская Светлана Юрьевна

учитель-дефектолог

ГБДОУ №70

Санккт-Петербург


          Лучший способ сделать

детей хорошими – это

сделать их счастливыми.

О. Уайльд

В условиях современной жизни резко снижаются показатели здоровья и социальной защищённости детей, возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, многие обучающиеся испытывают значительные трудности в освоении учебного материала и адаптации к новым условиям. Педагоги, наблюдая, как быстро меняются дети, интуитивно ищут новые пути работы с ними. Создают новые программы и много творческих разработок для занятий.

У большинства детей наблюдаются нарушения в мотивационной сфере, у некоторых обучающихся вообще отсутствует интерес не только к учебной деятельности, но и даже к игровой. Поэтому для эффективного развития совершенно необходимо пробуждать у детей интерес и желание выполнять задания, принимать участие в играх, конкурсах.

Сложность в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что нельзя выработать единую схему обучения и воспитательной работы, так как учащиеся в классах очень отличаются друг от друга по своим способностям. Поэтому мы разрабатываем индивидуальные маршруты развития, которые позволяют эффективнее добиваться результатов, не причиняя стресс.

Значительное место в нашей деятельности занимает работа с родителями. Зачастую ситуация складывается так, что родителям не хватает времени и слов для простого общения со своими детьми, на объяснения им всей сложности человеческих и предметных связей в окружающем нас мире. Ребёнок дома не всегда может полностью удовлетворить свою потребность в общении. Бесконечные детские «почему?» часто раздражают взрослых и остаются без ответа. Дети очень любознательны, а их поисковая активность подавляется из–за того, что, заинтересовавшись чем-то, ребенок может залезть на окно, потянуть за штору, повытаскивать всё содержимое шкафа, влезть в грязь. Все это в общепринятом смысле является нарушением дисциплины, которое взрослые стараются пресечь любыми способами. Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда могут понять смысл речи взрослого, но они чутко реагируют на изменения эмоциональной окраски, громкости, тембра голоса и ритма речи, улавливая в них запрет и угрозу, ведь угроза понимается ребенком однозначно – как лишение любви и поддержки. Я провожу глубокую работу с родителями, помогая им «принять» своего ребёнка таким, какой он есть, вместе с ними мы стараемся проработать оптимальную модель воспитания для их ребёнка.

Самое важное, что необходимо нашим детям - это в первую очередь любовь и внимание, и мы стараемся удовлетворить их потребность в этом. Я стараюсь прикладывать всё усилия для того, чтобы ребёнок с удовольствием шёл в школу. Для занятий я подбираю множество увлекательных заданий, сопровождающихся ярким, запоминающимся наглядным материалом, готовлю разнообразные интересные программы, использую средства мультимедиа, чтобы заинтересовать, увлечь детей. Занятия и внеклассную деятельность я стараюсь организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в процесс и активно участвовал в общем деле.

Моя задача заключается в том, чтобы расширять сферу активности и любознательности ребенка, я стараюсь стимулировать адаптивные ориентировочно - исследовательские реакции ребенка и деликатно подстраиваться под них, индивидуально корректируя воспитательные и образовательные программы в зависимости с актуальными потребностями ученика.

В первую очередь с детьми я постаралась установить эмоциональный контакт, облегчить период адаптации к новым требованиям. Поэтому занятия носят комбинированный характер.  Исходя из особенности психики детей, я стараюсь включать в занятия больше игровых моментов, чаще переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой.

В ходе учебного процесса я стараюсь создать атмосферу активного взаимодействия между детьми. Во время занятий, направленных на формирование навыков социальной адаптации, мы совместно прорабатываем и выполняем различные ситуации – приветствие при встрече, прощание, культура поведения во время занятий, общение со сверстниками и с взрослыми, а так же другие. Полученные детьми навыки общения и социально – трудовой адаптации неоднократно закрепляются на практике.

Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми осуществляется по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в развитии их творческих способностей, в побуждении интереса к получению  различной информации о людях, окружающих их вещах. Я помогаю детям создать для себя целостный образа этого огромного внешнего мира. Ежедневно целенаправленно я работаю над формированием у детей позитивного восприятия мира.

Для снятия стресса и агрессии, которая часто бывает присуща детям с ограниченными возможностями здоровья, я использую игротерапию. Сюжетно – ролевые игры способствуют не только развитию талантов и способностей, но и учат активному дружескому взаимодействию с другими детьми, умению находить компромисс, решать внутренние конфликты, добиваться поставленной цели. Погружение в мир сказки, фантазии даёт возможность ребёнку расслабиться, отключиться от волнующих его проблем и тревог, проявить себя, может быть, с неожиданной стороны. В кабинете я оборудовала игровую зону, где дети могут самостоятельно организовать понравившуюся им игру или даже просто пообщаться друг с другом без вмешательства взрослых. В непринуждённой игровой обстановке дети не замечают, как проходит коррекция, и развивается личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья...

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...