Конспект занятия по формированию элементарно - математических представлений (ФЭМП) - "В гостях у белочки"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Анисимова Людмила Владимировна

Формирование элементарно математических представлений посредством внедрения технологии «Интеллектуальная карта». На занятии дети закрепляют умение  отличать понятия «много» и «один», использовать их в речи; называть основные цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный; различают предметы по размерам и обозначать их словами высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий; различают и правильно называют геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал и подбирать по заданному признаку, закрепляют понятие величины посредством использования технологии «Интеллект-карта».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_zanyatie_femp_v_gostyah_u_belochki.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 9" НМР РТ

                                                                                                                                                       

Конспект итогового занятия по ФЭМП

в младшей группе № 6

«В гостях у Белочки!»

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 9

Анисимова Л.В.

2023 г.

Форма организации педагогического мероприятия: организованная образовательная деятельность.

Возраст воспитанников: младший возраст (вторая группа раннего возраста с 3 до 4 лет).

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, поисково-исследовательская, изобразительная.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование элементарно математических представлений посредством внедрения технологии «Интеллектуальная карта».

Задачи

Образовательные: 

- закрепить умение воспитанников отличать понятия «много» и «один», использовать их в речи;

- продолжать учить воспитанников называть основные цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный;

- продолжать учить различать предметы по размерам и обозначать их словами высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;

- закреплять умение воспитанников различать и правильно называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал и подбирать по заданному признаку.

- закреплять понятия частей суток; знания о диких животных.

- закреплять понятие величины посредством использования технологии «Интеллект-карта».

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, активный словарный запас;

- развивать моторику пальцев рук.

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание помогать, развивать любознательность.

Воспитательные:

- формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Организация предметно – пространственной среды: проектор, экран, игрушка – Белочка, орешек, письмо,  мольберт с прикрепленной бумагой большого формата в горизонтальном положении, название карты «Величина», от карты отходят 3 стрелки; набор картинок для Интеллект карты (большие цветы, маленькие бабочки; высокая береза и маленькая ель; широкий и узкий ручейки), набор фломастеров, аудиозаписи "Полет бабочки», «Звуки леса», «Журчание ручья», 5 цветов (красного, желтого, зеленого, синего цвета), 14 бабочек соответствующих цветов, корзинка, большой макет высокой березы, маленькой елочки; клубок шерстяных ниток; широкий и узкий ручей (из ткани, материала синего цвета), сундучок с угощениями с прикрепленным на нем замочком, 4 ключика на конце которых нарисованы круг, квадрат, треугольник.

Предварительная работа: ДИ «Сколько -столько - поровну», ДИ «Узкий – широкий», д/и «Длинный – короткий», д/и «Большой – маленький», рассматривание картин с временами суток, с дикими и домашними животными, отгадывание загадок про животных, чтение стихов про поезд и паровоз с выполнением соответствующих движений, внедрение в образовательную деятельность технологии «Интеллектуальной карты», беседы с детьми о том, как можно ее использовать на занятии и в свободной деятельности.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят полукругом.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости.  Давайте скажем дружно «Здравствуйте, гости дорогие!» (хором) и подарим им свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.

Дети с воспитателем приветствуют гостей и друг - друга.

Воспитатель замечает в группе орешек и письмо, да это приглашение в гости в лес к белочке, (воспитатель открывает письмо, зачитывает детям) послушайте: «Дорогие ребята! Наступила весна, природа просыпается и у меня в закромах осталось угощение для Вас, приходите ко мне в гости».

Воспитатель: поедем ребята в гости к Белке?

Дети: Да, поедем.

Воспитатель: «Скажите, а где живет белка?»

Дети: «В лесу».

Воспитатель: «Правильно, значит путь не близкий. На чем же мы поедем в гости к белке?

Ответы детей: «Поедем на паровозике»

Воспитатель с детьми, цепляясь друг за друга выстраиваются в паровозик, произносят слова:

«Мы играем в паровоз,

Очень много в нем колес.

Есть труба и гудок.

Мы прибудем точно в срок».

        Первая остановка «Весенняя полянка»

Воспитатель: «Вот так и доехали до весенней полянки. Посмотрите, какие большие цветы выросли (на ковре расположены большие цветы красного, желтого, зеленого и синего цвета. Рядом картинки маленьких бабочек соответствующих цветов).

Воспитатель: «Ребята какие красивые цветы! Сколько их?  Какого они цвета?»  

Дети: «Красного, желтого, синего, зеленого цвета».

Воспитатель: «А по размеру какие цветы?»

Дети: «Большие»

Воспитатель: «А кто любит садиться на цветы?»

Дети: «Бабочки».

Воспитатель: «Посмотрите сколько их? (указывает на бабочек, лежащие рядом на ковре). Много их или мало?  А по размеру какие бабочки?»

Дети: «Маленькие».

Воспитатель: «Ребята давайте рассадим бабочек на цветы. Но каждая бабочка любит цветок своего цвета. Какого цвета цветок, такого же цвета бабочку нужно на него посадить. На красный цветок посадим красные бабочки, на синий цветок синие бабочки, а на желтый цветок посадим желтые бабочки».

- «А давайте покажем, как летают бабочки, позьмите каждый бабочку и под музыку полетаем и посадим бабочек на цветок».

(Включается мелодия «Полет бабочек», под музыку каждый ребенок берет по бабочке, дети начинают имитировать полет бабочек, затем садят бабочек на определенный цветок).

Воспитатель: «Поровну ли бабочек и цветов?»

Дети: «Нет».

Воспитатель: «Чего больше?»

Дети: «Бабочек».

Воспитатель: «Чего меньше?»

Дети: «Цветов»

Воспитатель: «Молодцы ребята!»

- Ребята, посмотрите у меня есть вот такая большая карта (воспитатель демонстрирует мольберт с картой, рядом расположены на столе  фломастеры, картинки больших цветов и маленьких бабочек), а название у нее «ВЕЛИЧИНА», от названия идут три стрелочки.  Давайте, чтобы запомнить что предметы бывают большого и маленького размера, прикрепим наши большие цветочки и маленькие бабочки «карту» около первой стрелочки (дети прикрепляют картинки на карту, могут зарисовать большие цветочки и маленькие бабочки).

- А теперь давайте соберем все наши большие цветы и подарим нашей Белочке, ведь в гости без подарков не ходят?»

Дети соглашаются собирают цветы на ковре в корзину.

Воспитатель: «Нам пора дальше отправляться в путь, садимся в наш паровоз?»

Дети с воспитателем цепляются друг за друга, имитируя паровоз передвигаются по кругу, произнося слова:

«Мы играем в паровоз,

Очень много в нем колес.

Есть труба и гудок.

Мы прибудем точно в срок».

Вторая остановка «В лесу».

Вот и вторая остановка. Мы оказались с вами в лесу (включается мелодия «Звуки леса». Заставка на экране «Весенний лес»), здесь растут два дерева (на полу расположены большая береза и маленькая елочка). Как называются эти деревья?

Дети: «Береза и елка».

Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, эти деревья одинаковые или нет?

Дети: «Нет, они разные».

Воспитатель: «Береза ниже или выше елки?»

Дети: «Выше».

Воспитатель: «Верно! Да, береза выше елки. Илья, береза по высоте ниже или выше елки?

Илья: «Выше».

Воспитатель: «Молодец, выше! Ребята, как вы думаете, а елка по высоте ниже или выше?»

Дети: «Ниже».

Воспитатель: «Умницы, ель ниже березы. Миляуша, какая елка по высоте ниже или выше?»

Миляуша: «Ниже».

Воспитатель: «Правильно, елка ниже березы».  

- «Ребята вы такие молодцы, так много знаете, (указывает на карту, прикрепленную на мольберт) а давайте теперь около второй стрелочки, мы прикрепим картинки, говорящие о высоте предметов - высокую березу и низкую елочку! А можно и нарисовать высокую березу и маленькую елочку.

Дети подходят к Карте крепят нужные картинки около второй стрелочки, рисуют.

Воспитатель находит клубочек на полу, поднимает его:

- Посмотрите, кто- то потерял в лесу клубочек. Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.  (Дети с воспитателем стоят в кругу, воспитатель кидает клубочек детям и задает вопросы):

- Кто больше: слон или мышка? (Слон)

- Сколько у тебя волос на голове? Много или мало? (Много)

- Сколько звезд на небе? (Много)

- Спим мы ночью, а зарядку делаем (Утром)

- Солнышко светит днем, а луна (Ночью)

- Сколько хвостиков у кошки? (Один)

- Сколько у тебя хвостиков? (Ни одного)

- Сколько у тебя носиков? (Один)

- Сколько у тебя лапок? (Ни одной)

- Пол внизу, а потолок… (Вверху)

- Солнце наверху, а трава… (Внизу)

Воспитатель: «Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть. Ребята отправляемся дальше».

Дети с воспитателем образуют паровозик, проговаривают слова, имитируют движениями.

«Мы играем в паровоз,

Очень много в нем колес.

Есть труба и гудок.

Мы прибудем точно в срок».

Третья остановка «Два ручья.

Перед детьми на полу расположен широкий и узкий ручей.

Воспитатель: «Ребята посмотрите нам преградили дорогу два ручья – какие они?»

Дети: «голубые, длинные…»

Воспитатель: «А еще какие?»

Дети: «Широкий и узкий».

Воспитатель: «Умницы! Как нам перейти через ручейки?»

Ответы детей: «Перепрыгнем».

Воспитатель: «Я согласна с Вами, через узкий ручеек перепрыгнем, а через широкий?

Ответы детей: «Можно переплыть»

Воспитатель: «Верно, через широкий ручеек надо переплыть. А что нам нужно, чтобы переплыть?

Дети: «Лодочка».

Воспитатель: «Конечно, и давайте прямо сейчас соединим наши ладошки (показывает) и поплывем через ручей?

Игра-физ.минутка «Лодочка»

(Воспитатель и дети  соединяют ладони друг - друга и «переплывают» широкий ручей, выполняя движения согласно тексту).

Две ладошки мы прижмем

(Две ладошки соединить лодочкой и выполняют

волнообразные движения)

По реке мы поплывем.

А по речке, по волнам            

(Имитировать движение волн и рыбок)

Плывут рыбки тут и там.

- Ребята интересно было? А давайте прикрепим на нашу карту картинки «широкого» и «узкого» ручейков, чтобы потом о них вспомнить какие предметы бывают широкими, а какие узкими.  (Дети прикрепляют на карте картинки широкого и узкого ручейков).         

Воспитатель: «Вот мы и пришли в гости к нашей Белочке»

Белочка с сундучком приветствует детей.

Воспитатель: «Ребята Белочка так рада Вас всех видеть у себя в гостях, но вот случилось так, что на сундучке с угощениями есть замочек, (на сундучке Белочки закреплен замок, в центре которого нарисован треугольник), а он не открывается, давайте поможем Белочке его открыть? Как нам это сделать?

Дети соглашаются помочь открыть сундучок, предполагают варианты решения задачи.

Воспитатель: «Действительно, если есть замок – значит должен быть и ключ, посмотрите здесь как раз лежат разные ключики (воспитатель проходит с детьми к столам), чтобы ребята открыть замочек – нам нужно подобрать ключик, давайте посмотрим какой же ключик подойдет.

Дети проходят к столам, рассматривают ключики, на конце которых изображены фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал. Подбирают необходимый ключик и открывают сундучок.

 Воспитатель: «Ребята какие же вы умницы, еще и знаете геометрические фигуры и точно подобрали ключик к замочку. А давайте нарисуем внизу нашей карты геометрические фигуры, предметы могут быть не только разные по величине, они могут быть разной формы.

Дети подходят к мольберту и рисуют внизу карты квадраты, круги, треугольники.

Воспитатель: «Посмотрите, мы сегодня не только Белочке помогли, но и создали настоящую карту, которая рассказывает нам, что же такое величина»

Дети с воспитателем рассматривают созданную карту по теме «Величина», как же Белочка радуется вашим успехам и знаниям, вы настоящие Молодцы, столько преград преодолели, теперь нас Белочка будет угощать. А что же там за угощение Белочка?»

Белочка открывает сундучок, показывает детям угощения.

Воспитатель: «Ребята мы сейчас сядем за стол вместе с Белочкой и будем пить чай с угощением, но прежде скажите мне Вам понравилось сегодня путешествовать?

Дети: «Да!»

Воспитатель: «А что было интересного для Вас? Какое задание понравилось больше всего?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Мне тоже сегодня очень понравилось с Вами путешествовать, наше занятие закончилось, давайте попрощаемся с гостями и сядем пить сок с угощением вместе с Белочкой»

Дети прощаются с гостями, садятся за стол пить чай с угощением вместе с Белочкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: "Белочка в гостях у ребят" (счет в пределах 3)

Тема: « Белочка в гостях у ребят (счет в пределах трех)».Программное содержание: продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое ч...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе раскрывает работу по закреплению знаний и умений детей в решении математических и логических задач посредством игры "Путешествие в страну Математики....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) образовательной области «Познание» по теме: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10 в старшей группе ».

Цель: Закрепить количественный счет  в  пределах  десяти, знание цифр.Задачи:·         Учить сравнивать два предмета по длине с помощ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной к школе группе

Интенсивное формирование умственных способностей, познавательного интереса к математическим занятиям, происходит именно в период дошкольного детства. Математика обладает уникальным развивающим эффекто...

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание" (подготовительная группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия в подготовительной группе детского сада (для детей 6-7 лет) по теме "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание"....

конспект занятия по Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Дети любят играть и любят сказки! Очень хочется, чтобы дети занимались на занятиях увлечённо и с радостью!...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....