Краткосрочная программа дополнительного образования "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Разработка программы "Занимательная математика" - это стремление педагога использовать возможности знимательной математики в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Занимательная математика является хорошим средством воспитания интереса детей к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidoranova_programma_dop.ob_.docx | 93.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 115»
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115» Протокол № 2 от 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115» _______________ Т.Т. Землянухина Приказ № от2022 г. |
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115»
(на 2024-2025 учебный год)
«Занимательная математика»
Воспитатель ВКК Сидоранова Н.С.
город Воронеж
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | стр. |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. | Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников | 6 |
1.2. | Планируемые результаты реализации Программы | 6 |
1.2.3. | Планируемые результаты реализации Программы с воспитанниками среднего,старшего, подготовительного к школевозраста | 7 |
1.3. | Оценка качества образовательной деятельности по Программе | 7 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Описание образовательной деятельности: задачи и содержание работы | 8 |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 9 |
2.3. | Комплексно-тематическое планирование | 10 |
2.4. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 12 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Обеспеченность Программы средствами обучения и воспитания | 13 |
3.2. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 16 |
3.3. | Учебный план | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||
Конспекты занятий |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14.11.2013 г., № 30384);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28;
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115», утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 04.02.2015 года № 75, зарегистрирован 16.02.2015 г., с учетом изменений от 04.12.2019 г. № 1158.
Программа выводит на первый план активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений и фокусируется на создании социальных и материальных условий реализации образовательных процессов, поддерживающих его инициативу, обеспечивающих индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
1.1.1. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи программы:
- – отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- - развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
- – воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
1.1.2. Принципыи подходы к формированиюПрограммы
Основная часть
Программа построена на следующих принципах:
– принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
МБДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики,социокультурной ситуации развития каждогоребенка,его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения, предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Основные подходы к формированию Программы:
:
- Личностно-ориентированныйподход, который предусматривает организацию образовательногопроцессасучетомтого,чторазвитиеличностиребенкаявляется главнымкритериемегоэффективности;
- Деятельностный подход. Выражается в том, что психика ребёнка развивается в разнообразных специфических детских видах деятельности, таких как: игровая, изобразительная, конструирование, исследовательская, проектная, общение и т.д.
- Периодизация развития. Для каждого возрастного периода оптимальной является такая организация образовательного процесса, которая осуществляется с опорой на ведущий вид деятельности.
- Пространство детской реализации.Обеспечивает развитие личности, поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска.
Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Психолого-педагогическая работа с воспитанниками учреждения строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного процесса.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от дошкольника достижения конкретных образовательных результатов и ООП в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования[1].
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения ООП МБДОУ. Каждое качество, представляет собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 2 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет целевой ориентир на этапе завершения воспитанником дошкольного образования.
Всоответствиисп.4.7ФГОСДО,целевыеориентирыПрограммы выступаютоснованиямипреемственностидошкольногоиначальногообщего образования.ПрисоблюдениитребованийкусловиямреализацииПрограммы настоящиецелевыеориентирыпредполагаютформированиеудетей дошкольноговозрастапредпосылоккучебнойдеятельностинаэтапе завершения ими дошкольногообразования.
Целевыеориентирынеподлежатнепосредственнойоценке,втомчислев видепедагогическойдиагностики(мониторинга),инеявляютсяоснованием дляихформальногосравнениясреальнымидостижениямидетей.
1.2.3.Планируемые результаты реализации Программы с воспитанниками старшего возраста
В обязательной части ООП ожидаемые образовательные результаты освоения Программы, базируемые нацелях и задачах, обозначенных в пояснительной записке:
Образовательная область | Планируемые результаты для детей старшего возраста, (5-6лет) |
к концу года дети могут: | |
Познавательное развитие |
|
| |
| |
| |
|
1.3. Оценка качества образовательной деятельности по Программе
2.Содержательный раздел
Содержательныйраздел Программы разработан и сформирован МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115»всоответствии сФГОС ДОи с учетом инновационной программой дошкольногообразования«От рождениядошколы»подредакциейН.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.(2021 г.)ирядапарциальныхпрограммсучетомвозрастных особенностей,образовательныхпотребностейизапросоввоспитанников, семьи.
Согласноп.2.6ФГОСДО–содержаниеПрограммыобеспечивает развитие личности,мотивациииспособностейдетейвразличныхвидах деятельности иохватывает следующиеобразовательныеобласти:социально-коммуникативноеразвитие;познавательноеразвитие;речевоеразвитие;художественно-эстетическое развитие;физическоеразвитие.
Вовсехвозрастныхгруппахпредусмотреныкакрегламентированная,такинерегламентированнаяобразовательнаядеятельность:
Образовательная деятельность | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7(8) |
Регламентированная деятельность | |||||
Продолжительность, мин. | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Максимальная образовательная нагрузкавнеделю (количество занятий/количество минут) | 10/10 | 10/15 | 10/20 | 15/25 | 15/30 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половинедня,мин | 25 | ||||
Нерегламентированная деятельность | |||||
Совместная деятельность со взрослыми, часов | 7-7,5 | 7-7,5 | 7 | 6-6,5 | 5,5-6 |
Самостоятельная деятельность,часов | 3-4 | 3-4 | 3-3,5 | 2,5- 3,5 | 2,5-3 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы». В соответствии с п. 2.12 ФГОС ДО, данное содержание обязательной части Программы оформлено в виде ссылки на вышеупомянутую инновационную программу (стр. 164-323) (см. Таблицу3).
2.1.Описание образовательной деятельности: задачи и содержание работы
Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.
Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средств реализации Программы
Реализация Программы основывается на трех составляющих:
- Организованная образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий;
- Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников.
Программа реализует модель образовательного процесса (таблица 5), в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования (таблица 6), адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности (таблица 7)., учтены педагогические условия успешного и полноценного развития детей дошкольного возраста (таблица 8). Модель построена с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи:
- образовательные области,
- основные воспитательные задачи,
- сквозные механизмы развития детей,
- виды детской деятельности,
- формы организации детских видов деятельности.
2.3.Комплексно-тематическое планирование
Сроки проведения | Тема занятий | Целевые ориентиры |
Сентябрь | 1. Головоломки | 1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур 2. Развивать восприятие и пространственные представления. |
2. Мастерская форм | 1. Учить составлять прямолинейные формы из палочек (четырехугольник: квадрат и прямоугольник; цифры: счет в пределах 5). 2. Развивать зрительную память. | |
Октябрь | 1.Разрезные картинки | 1. Учить складывать картинку из элементов. 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. |
2. Работа с палочками | 1. Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине. 2. Развивать внимание. | |
Ноябрь | 1.Построим дом | 1. Учить строить дома из деталей разного размера. 2. Анализировать детали по форме и величине. |
2.Трудные виражи | 1. Учить проводить непрерывную линию. 2. Развивать точность движений, мелкую оторику рук. | |
Декабрь | 1.Архитектор | 1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту. 2. Развивать внимание, мышление. |
2.Пары картинок | 1. Учить устанавливать смысловые связи между предметами. 2. Развивать внимание, воображение. | |
Январь | 1.Собери картинку | 1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой. 2. Развивать образное представление, внимание. |
2.Покажи одинаковые предметы | 1.Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание, мышление. | |
Февраль | 1.Измерение объема | 1.Формировать представления об объеме. Учить определять объем жидкости. 2. Развивать внимание, мышление. |
2.Измерение массы тела | 1. Формировать представления о понятии «тяжелее/легче». Познакомить с меркой. 2. Развивать умение фантазировать, добавляя отдельные элементы. | |
Март | 1.Поможем художнику | 1. Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать творческие способности, воображение. |
2.Бывает – не бывает | 1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять. 2. Развивать воображение, творческие способности. | |
Апрель | 1.Решение логических задач | 1. Учить анализировать, искать ключ к решению задачи. 2. Развивать внимание и мышление. |
2.Перевертыши | 1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы. 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. | |
Май | 1.Разноцветные цепочки | 1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша». 2. Развивать внимание, логическое мышление |
2.Повторение | Закрепить полученные знания |
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Ведущаяцельвзаимодействиясродителями—созданиенеобходимых условийдляформированияответственныхвзаимоотношенийссемьями воспитанниковиразвитиякомпетентностиродителей,обеспечениеправа родителейна уважениеипонимание,научастие вжизнидетскогосада.
Основные задачивзаимодействиядетскогосада ссемьей:
- изучениеотношенияпедагоговиродителейкразличнымвопросам воспитания,обучения,развитиядетей,условийорганизацииразнообразной деятельности вдетском садуи семье;
- знакомствопедагоговиродителейслучшимопытомвоспитаниявдетском садуисемье,атакжеструдностями,возникающимивсемейноми общественном воспитаниидошкольников;
- информированиедругдругаобактуальныхзадачахвоспитанияиобучения детей иовозможностяхдетскогосада исемьи врешенииданныхзадач;
- созданиевдетскомсадуусловийдляразнообразногопосодержаниюи формамсотрудничества,способствующегоразвитиюконструктивного взаимодействия педагоговиродителейс детьми;
- привлечениесемейвоспитанниковкучастиювсовместныхспедагогами мероприятиях,организуемыхврайоне (городе,области);
- поощрениеродителейзавнимательноеотношениекразнообразным стремлениямипотребностямребенка,созданиенеобходимыхусловийдляих удовлетворения всемье.
Ведущие принципы взаимодействия с семьей:
1. Принцип личностной ориентации. Взаимодействие с семьей на основе принятия и уважения её индивидуальной семейной истории, традиций, образа жизни. Ориентация на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи.
2. Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость, прозрачность в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в соуправлении, на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.
3.Организационный раздел
3.1.Обеспеченность Программы средствами обучения и воспитания
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение, средства обучения и воспитания |
Групповые комнаты: Утренняя гимнастика Самообслуживание. Сенсорное развитие. Трудовая деятельность. Самостоятельная творческая деятельность. Ознакомление с природой, труд в природе. Опытничество и экспериментирование В группах среднего и старшего дошкольного возраста: Дневной сон. Оздоровительная гимнастика после сна. | Детская мебель для практической деятельности; спальная мебель. Ноутбук, магнитная доска. Модуль «Наследие культуры и социокультурные ценности»: символика РФ, виды достопримечательностей мест родного города, природы родного края (фотоматериалы, буклеты, открытки); предметы народных промыслов. Центр «Книжный уголок»: книги в соответствии с возрастом детей. Модуль «Развития речи и освоения родного языка»: различные дидактические игры на развитие фонематического слуха, лексико- грамматических категорий и связной речи, представлены дидактические карточки и развивающие игры. В библиотеке представлены научно - популярные издания, художественная литература, детские журналы с кроссвордами и играми , ребусами, лепбук «Скоро в школу». Модуль «Математическое развитие»: материалы для счёта измерения, изучения формы, объёма, дидактически игры на развитие логического мышления, памяти и внимания, наборы геометрических фигур, палочки Кюизинера и картотека игр к ним, блоки Дьенеша. Модуль «Констркирование»: деревянные, магнитные конструкторы с разнообразными типами крепления деталей; конструкторы «Лего», конструктор «Поликарпова». Модуль двигательной активности: обручи, мячи, скакалки, кегли и т.д. Модуль продуктивной детской деятельности (карандаши, краски, раскраски, пластилин, глина, цветная бумага, картон и т.д.) Игровой модуль: игровая мебель; игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Школа»; игры для развития мелкой моторики рук, для развития логического мышления, памяти, внимания; Конструкторы различных видов. Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото. Развивающие игры по математике, речевому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, логике. Модуль «Мир музыки и звуков»: детские музыкальные инструменты (гармошки, дудочки, барабаны, бубен, трещетки и т.д.). Модуль «Театр»: различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой), ширма кукольного театра, украшения, шляпки, накидки, банты, ленты, сумочки, детали военной формы, предметы обмундирования и т.п. Экоцентр «Живая и неживая природа»: различные виды растений, цветов, «огород на окне», календарь природы, дневник наблюдений за погодой (подг. гр.), материалы для опытничества и экспериментирования (емкости, воронки, пробирки, лупы, разные виды круп, ракушек, семена и т.д.). Модуль «Безопасность»: макет дороги, машинки различного назначения, дорожные знаки, светофор, фигурки пешеходов, настольные игры по ПДД. Модуль «Сенсорное развитие»:разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками; игры на различение цвета, формы, величины; игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов) «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино фигур»; игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки); народные игрушки – пирамидки, матрешки, массажные дорожки, Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений; бизиборды. Центр уединения:альбом со страничками у каждого ребенка из группы, игрушечный телефон, мягкие, красивые подушки, игрушки-обнимашки, массажные мячики, эспандеры, мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры, калейдоскопы, коробочка «Спрячь все плохое», коврик «Островок примирения», «Коврик злости», «Стаканчик для гнева». |
Спальное помещение: (в группах раннего, младшего школьного возраста) Дневной сон. Оздоровительная гимнастика после сна. | Спальная мебель. Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: массажные коврики и мячи. |
Приёмная: Информационно-просветительская работа с родителями | Шкафчики для одежды детей, воспитателей. Информационный уголок. Выставки детского творчества. Наглядно-информационный материал для родителей. |
Информационно-методический кабинет: Осуществление методической помощи педагогам. Организация консультативной работы. Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Выставка изделий народно-прикладного искусства. | Библиотека педагогической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Пособия для занятий. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов. Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. Иллюстративный материал. Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрёшки, игрушки, муляжи, гербарии. Ноутбук, компьютер, принтер, проектор, магнитная доска, информационный стенд. Электронные цифровые ресурсы |
Кабинет учителя-логопеда: Занятия по коррекции речи. Консультативная работа с воспитателями и родителями по коррекции речи детей | Большое настенное зеркало. Дополнительное освещение у зеркала. Стол и стулья для логопеда и детей. Шкаф для методической литературы, пособий. Фланелеграф. Ноутбук. Учебно-методические пособия: а) для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонематическому восприятию (наборы картинок); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал; пирамидки; разрезные картинки разной конфигурации; наборы картинок. в) картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках; пальчиковые игры; дыхательные упражнения и игры; г) пособия и материалы: — на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри. — на развитие мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты — по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза. |
Музыкальный зал: Занятия по музыкальному развитию. тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники. Занятия по хореографии. Занятия по ритмике. Родительские собрания, педагогические советы и прочие мероприятия для родителей и сотрудников. | Библиотека методической литературы, сборники нот. Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала. Музыкальный центр. Электронное пианино. Аккардион. Разнообразные музыкальные инструменты для детей. Подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями. Различные виды театров. Ширма для кукольного театра. Детские и взрослые костюмы. Детские стулья и столы. |
Физкультурный зал: Физкультурные занятия. Спортивные досуги, развлечения. Утренняя гимнастика | Спортивное игровое оборудование для прыжков, метания, лазанья (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка - стойки и планки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений: мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.). Детские тренажеры. Магнитофон. |
Медицинский блок Осмотр детей, оказание первой медицинской помощи, осуществление профилактических прививок, консультация родителей. | Процедурный кабинет, медицинский кабинет, сильвинитовыйсолефильтр, кварцевые лампы в каждой группе); рециркуляторы (музыкальный зал, спортивный зал, пищебдок) |
Спортивная площадка Физкультурные занятия. Спортивные досуги. Утренняя гимнастика | Спортивное оборудование для всестороннего физического развития детей: Стенка для метания (2 шт.) Стенка для перелезания Бревно Спортивно-игровой комплекс |
Прогулочные участки Утренняя гимнастика Ознакомление с природой, труд в природе. Игровая деятельность. Наблюдение | Игровое и спортивное оборудование. Беседка. Столы, скамейки. Песочница |
3.2.Особенности организацииразвивающейпредметно-пространственнойсреды
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников и принципа интеграции образовательных областей и отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. РППС представлена группами, территориями, прилегающими к МБДОУ, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда организована по принципу: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Педагоги МБДОУ при организации РППС используют рекомендации авторов программы «От рождения до школы» по проектированию РППС современных детских садов, рекомендации департамента общего образования Минобрнауки России «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях других типов и видов» (https://clck.ru/A4wvn);
Пространствокаждойгруппыорганизовановусловномформатетрехсекторов:Рабочийсектор,Активныйсектор,СпокойныйсекториСредадлядиалогасродителямивраздевальномпомещениикаждойгрупповойячейки.Каждыйизсекторовимеетсвоицентрыимодули,которыерегулярнопополняютсяматериаламииигрушкамивсоответствииспсихолого-педагогическимизадачамикомплекснотематического плана организации процесса образования детей, ихиндивидуальнымиинтересамии потребностямиимогутварьироватьсявгруппахразноговозраста:
РабочийсекторпомогаетреализоватьглавныеобразовательныеивоспитательныезадачиПрограммы:
- Центрпознавательно-исследовательскойдеятельностисостоитизследующихмодулей:
- Экоцентр«Живая и Неживаяприрода»
- Модуль«Исследованийиэкспериментирования»
- Центр развития речи:
- Модуль «Развития речи и освоения родного языка»;
- Патриотический центр:
- Модуль«Наследие культуры и социокультурные ценности»;
- Центрматематическогоразвития
- Модульматематическогоразвития
- ЦентрСенсорикаиКонструирование
- ЦентрБезопасность
- Методическаялитературапедагога
- ИКТдляпедагогаидетей
Активныйсекторобеспечиваетдвигательнуюактивностькрупнойимелкоймоторики,поддержкуролевойигрыимузыкально-театрализованнойдеятельности
- Центр двигательной активности, трансформируемый по видамдетскойдеятельности;
- Центригровойдеятельности:
- Активный сектор - игры для девочек(модули всоответствиисвозрастом);
- Активныйсектор-игрыдлямальчиков(модуливсоответствиисвозрастом);
- Активный сектор - игрыдлямальчикови девочек(модули всоответствиисвозрастом).
- Центрмузыкально-театрализованнойдеятельностивключаетследующиемодули:
- Модультеатрализованнаядеятельность
- Модульмузыкальнаядеятельность
Спокойныйцентрпомогаетребенкув самостоятельнойдеятельностиреализоватьприобретенныенавыки,знания,умения.Это:
- Центрпродуктивнойдеятельности
- Центрлитературы
- Центруединения
Организациясредыдлядиалогасродителямивключаетв себя:
- Центр–информационный:информацияоДОО,режимедня,графикработыспециалистовиадминистрации
- Центр–практический.
- Центрконсультационный.
3.3.Учебный план
Приложение
Конспекты занятий
[1]п.4.1.приказаМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17октября2013г.№1155«Об утверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольногообразования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "занимательная математика"
рабочая программа...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Веселая резиночка"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Веселая резиночка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яйский дет...
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа "Веселая резиночка"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Веселая резиночка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яйский дет...
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования художественной направленности Тема: «Радужные фантазии»
Краткосрочная программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 5 до 7 лет.Для поддержания интереса детей к творчеству используем разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные ...
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «Юные исследователи природы»
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа«Юные исследователи природы»...