Перспективный план развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе.
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа)
Перспективный план развивающих игр
с использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18._perspektivnyy_plan_vo_2_mladshey_gruppe_s_blokami_i.docx | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план развивающих игр
с использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе.
месяц | Название, цель игры | примечание |
сентябрь | «Угадай цвет» (блоки Дьенеша) Цель: выявить знание детьми основных цветов: красный, синий, желтый; умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Закрепить понятие один – много. Активизировать в речи название цветов, слов: «один», «много» Материал: кукла, блоки. Ход игры: Кукла Катя решила с вами поиграть и принесла нам разноцветные фигуры. На ковре или столе выкладываются блоки. Воспитатель задаёт детям вопросы: «Какого цвета фигуры вы видите?». Воспитатель вместе с детьми перечисляет и показывает блоки названного цвета. А теперь давайте поиграем. Мы с куклой Катей будем показывать фигуры какого цвета нужно находить. Воспитатель по очереди показывает и называет: красный, желтый синий и предлагает детям найти фигуры такого же цвета. Затем спрашивает от имени куклы: «Какого цвета у тебя фигуры? Сколько у тебя фигур? (одна, много). Игра проводиться 2-3 раза. Можно дать детям ведёрки, корзиночки для сбора блоков. | См. кн. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовой «Математика до школы», стр. 44. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. |
«Найди фигуры» (блоки Дьенеша) Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические формы и их величину: большая – маленькая, умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Активизировать в речи название геометрических фигур и величинных понятий. Материал: кукла, блоки, 2 корзины: большая и маленькая. Ход игры: Кукла Катя приносит коробку с блоками. Здоровается с детьми. Предлагает рассмотреть блоки: «Какие по размеру фигуры?» (большие, маленькие). Воспитатель накладывает маленький круг на большой демонстрируя способ сравнения, затем квадрат и т.д, Кукла Катя принесла нам две корзиночки большую и маленькую и говорит вам: «Найдите все маленькие фигуры и сложите в маленькую корзину. Раз-два – три, ищи!». Затем спрашивает: «Какой величины фигуры мы собрали в корзину?». Аналогично предлагается задание с большими фигурами. Кукла катя благодарит детей за помощь. Затем все фигуры снова раскладываются на ковре. «Какие по форме фигуры вы видите?» Воспитатель, привлекая детей, показывает и называет: круг, квадрат, треугольник. А сейчас кукла Катя говорит: «Ищи круг!». Дети ищут круги и приносят кукле. Кукла их благодарит. Аналогично даются задания с квадратом и треугольником. | Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. | |
«Раздели игрушки» (блоки Дьенеша) Цель: Формировать умение детей выявлять одно свойство (цвет) и объединять фигуры (блоки) по нему. Воспитывать самостоятельность. Активизировать в речи название цветов и игрушек, ввести в пассивный словарь понятие «одинаковые» по цвету Материал: 3 обруча, игрушки: мишка, заяц, кукла, блоки. Ход игры: К нам в гости пришли мишка, кукла, зайчик (игрушки сидят на ковре в обручах, около них блоки определённого цвета). Они любят играть с игрушками. Игрушками сегодня у нас будут наши фигурки. Мишка любит играть с красными игрушками, кукла с жёлтыми, зайка с синими. Помогите разделить игрушки между нашими гостями. «Какого цвета игрушки принесём Мишке? Кукле? Зайке?». Воспитатель демонстрирует, | Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. |
как он будет выбирать игрушки для гостей и проговаривает свои действия: «Я взяла красную фигуру и отнесу её Мишке. Я возьму синюю фигуру и отнесу её зайке и т.д.». В конце игры дети с воспитателем по очереди подходят к обручам и уточняют цвет игрушек-фигур. «Какого цвета игрушки у Куклы? и т.д.» | ||
«Дорожки к детскому саду» (блоки Дьенеша) Цель: Формировать умение детей выявлять два свойства блока (цвет, величину) и объединять фигуры (блоки) по ним. Развивать способность к конструированию, умение запоминать и выполнять 2-х ступенчатую инструкцию. Активизировать в речи название основных цветов и величинные понятия большой – маленький, понятия «один», «много». Материал: матрёшки по количеству детей, блоки. Ход игры: К нам в гости пришли матрёшки. «Сколько матрёшек?». Они все любят ходить в детский сад, но дорожки, по которым они ходили, сломались. Давайте построим им новые дорожки. У каждой матрёшки своя дорожка. Воспитатель показывает, как он будет сроить дорожку из жёлтых маленьких фигур и проговаривает свои действия. Затем даёт индивидуальные задания: «Даша построит дорожку из больших красных фигур, Саша построит дорожку из маленьких синих фигур и показывает образец построения, начиная строить дорожку каждому ребёнку (1-2 фигуры). Тем детям кто построил дорожку, выдаётся матрёшка для обыгрывания. «Сколько у тебя матрёшек?». Задаются уточняющие вопросы: «Какого цвета дорожка получилась?» «Какой величины фигуры ты брал большие или маленькие?». В конце игры матрёшки благодарят детей. | Игра проводится в совместной деятельности с подгруппой детей, затем можно использовать в ИОД. | |
Октябрь | «Собираем урожай» (блоки Дьенеша) Цель: Познакомить детей с карточками символами цвета. Развивать умение детей выявлять два свойства блока (цвет, величину) и объединять фигуры (блоки) по ним. Активизировать в речи название основных цветов и величинных понятий. Материал: блоки, ведёрки красное и жёлтое, карточки символы цвета. Ход игры: Ребята мы сегодня с вами отправимся на огород к бабушке. На ковре рядами в произвольном порядке расположены блоки – изображение грядок. Там растут овощи: репа, лук, морковь, капуста. У бабушки выросли большие и маленькие овощи, разного цвета. Детям предлагается рассмотреть «огород». Бабушка попросила нас собрать урожай. Она нарисовала на карточках, какого цвета овощи нужно собирать. Воспитатель показывает карточки с цветовыми пятнами: «Какого цвета овощи будем собирать?» (красного), а теперь какого? (желтого). Воспитатель раздаёт детям карточки и уточняет, какого цвета овощи ребёнок будет собирать. «Раз, два, три овощи собери!». Кто нашел нужный овощ, несите в ведёрко такого же цвета. Предложить детям рассмотреть цвет овощей в ведёрках. Затем воспитатель обращает внимание на размер овощей: «Какой величины овощи?» (показывает, например, большой и маленький круг). Давайте поможем бабушке сложить все большие овощи на большую тарелку, а маленькие на маленькую. Воспитатель предлагает детям взять из ведёрка по одному овощу-фигурке и положить на нужную тарелку. Уточняет: «Какой величины тарелка?», «Какой величины овощ?», «Какого цвета?». Воспитатель благодарит детей от имени бабушки за помощь в сборе урожая. | Игра проводится в совместной деятельности с подгруппой детей, затем можно использовать в ИОД. |
«Мешок с фруктами» (блоки Дьенеша) Цель: Продолжать знакомить детей с карточками символами цвета. Развивать умение детей выявлять три свойства блока (форму, цвет, | В мешок складываются только знакомые |
величину), объединять фигуры (блоки) по одному свойству. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов и величинных понятий. Материал: блоки, «чудесный мешочек», карточки символы цвета, тарелки разного цвета, две куклы разного размера. Ход игры: Воспитатель показывает детям «чудесный» мешочек. Я была в гостях у бабушки Арины, она собрала урожай в своём саду: яблоки, груши, сливы – фрукты. Хотите угадать какой формы фрукты у бабушки Арины в мешке? Дети по очереди на ощупь находят фигуру и дают ей название или проговаривают вместе с воспитателем. Если ребёнок на ощупь не определяет можно разрешить достать и посмотреть на неё. К проговариванию можно привлекать всех детей. Все фигуры выкладываются на стол. Затем детям раздаются карточки символы цвета, и предлагается найти фрукт-фигуру нужного цвета и положить на тарелку такого же цвета. Уточняется форма фигуры и цвет. Далее предлагается найти все маленькие фигуры и гостить ими маленькую куклу, найти все большие фигуры и угостить ими большую куклу. Воспитатель благодарит детей за помощь. | детям геометрические формы блоков (квадрат, круг, треугольник по усмотрению педагога) | |
«Разноцветные листочки» (блоки Дьенеша) Цель: Развивать умение отбирать блоки, ориентируясь на карточку символ цвета. Формировать умение подбирать блоки заданной формы, величины цвета. Развивать способность к конструированию. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов и величинных понятий. Материал: игрушки: мишка, зайчик; 2 обруча, блоки; карточки с узорами из геометрических фигур в полосе. Ход игры: На ковре два обруча с игрушками и карточками символами цвета, блоки в произвольном порядке. Воспитатель рассказывает детям, что наступила осень, листья с деревьев опали. Мишка, Зайчик и Белочка решили поиграть с листочками. «Посмотрите, какого цвета листья будет собирать Мишка? Какого цвета лисья будут у Зайчика?». Давайте поможем им собрать листочки: «Раз, два три, листочки ищи!». Воспитатель проверяет правильность выполненного задания и уточняет цвет листьев. Объясняет, почему собирали листья такого цвета. Далее воспитатель предлагает детям сесть за столы и выложить из листочков узор, как нарисовано на карточке (наложением с учётом цвета, формы, размера). Проверяется правильность узора, уточняется форма фигуры, размер. Воспитатель благодарит детей от имени игрушек. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 10, игра «Запомни узор» Узоры могут быть одинаковыми или разными в зависимости от уровня развития детей. При составлении узора использовать только знакомые детям формы. | |
«Найди свой домик» » (блоки Дьенеша) Цель: Закреплять знание детьми геометрических форм, умение объединять фигуры по одному заданному свойству. Учить составлять узор, декодируя карточки символы цвета. Воспитывать настойчивость в достижении цели. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов. Материал: блоки, три обруча, карточки-символы цвета, образцы узора. Ход игры: На ковре три обруча с блоками разной формы. Воспитатель рассказывает детям, что наступила осень, часто идут дожди. А от дождика они будут прятаться в домиках-обручах. Дверь в домик открывается ключиком. У каждого домика свой ключик - фигура. Предлагает рассмотреть и назвать геометрическую форму блоков-ключиков в каждом обруче. Воспитатель объясняет правила игры: если я скажу : «Солнышко!»- все дети гуляют, ходят по ковру, если я скажу: «Дождик! – все дети ищут свои домики и прячутся. Показ способа действия воспитателем. Затем достаёт мешочек | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 10, игра «Найди свой домик» (вариант 1) |
и раздаёт детям блоки- ключики. Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания и уточняет форму ключиков. Затем предлагает украсить зонтики узором, выбирая цвет блока ориентируясь на карточки символы цвета. Возможен показ способа действия воспитателем. Проверяется правильность узора, уточняется цвет, форма блоков. | ||
ноябрь | «Магазин» » (блоки Дьенеша) Цель: Закреплять умение различать цвет, форму. Продолжать формировать представления о символическом изображении свойств предметов карточки символы: цвет, форма). Развивать умение выбирать блоки по 2 заданным признакам. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов. Материал: блоки, карточки символы цвета и формы. Ход игры: Блоки раскладываются на столе- витрине магазина. Воспитатель- продавец. У нас в группе открылся магазин, где продаётся мыло разного цвета и формы. «Хотите быть покупателями?». Я продам мыло, если вы правильно назовёте какое вам нужно мыло по цвету и форме. Воспитатель показывает детям карточку символ, где нарисовано желтое цветовое пятно и контур квадрата. Затем, говорит: «Я хочу купить желтое квадратное мыло» и берёт названный блок. Далее детям раздаются карточки символы, и предлагается пойти в магазин и купить мыло. Не говорящим детям можно предложить выбрать мыло без словесного ответа, воспитатель сам озвучивает какое мыло выбрал ребёнок. Если дети ошибаются можно привлечь всех детей к декодированию информации о свойствах блока на карточке. Игра может повторяться 1-2 раза. Затем можно предложить использовать блоки в самостоятельной игре как предмет-заместитель (помыть куклу, постирать одежду, вымыть руки и т.п.). | На карточках символах изображаются только знакомые детям геометрические формы блоков. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. |
«Пригласительный билет» (блоки Дьенеша) Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагировать их по цвету. Учить составлять узор, декодируя карточки символы цвета, формы. Воспитывать самостоятельность. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов. Материал: картинки с изображением мамы, бабушки, дедушки, 3 обруча, блоки, карточки символы, ½ альбомного листа на каждого ребёнка. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: « В нашем городе Сарове жили мама, бабушка, дедушка. Жили они дружно, ходили в гости друг к другу. Мама жила в синем треугольном домике, бабушка – в желтом круглом, дедушка - в красном квадратном. Воспитатель показывает детям каточки символы с названными свойствами и раскладывает их в обручи около изображений жильцов. Однажды решили они пригласить в гости детей из детского сада и послали им приглашения. Воспитатель показывает детям коробку с блоками-приглашениями и предлагает себе выбрать приглашение (в коробку складываются блоки, только отвечающие перечисленным свойствам, но без учёта размера). Затем детям предлагается найти домик, в который их пригласили, и встать около него. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания, задаёт уточняющие вопросы: «Какого цвета у тебя фигура? Какой она формы? У кого ты в гостях?». Воспитатель предлагает детям проститься с хозяевами домиков и приглашает за столы: «Вам понравилось ходить в гости? Давайте хозяевам домиков сделаем открытки и отправим их по почте». Воспитатель показывает образец с карточками символами блоков (3 карточки) и предлагает рассмотреть их и рассказать какую фигурку нужно | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 12, игра «Пригласительный билет» Задания в игре можно разделить на два раза, при дефиците времени. |
положить сначала, потом и последней. (например: синий круг, желтый | ||
квадрат, красный треугольник – соответственно это информация | ||
закодирована цветовыми пятнами и контурным изображением фигур). | ||
Воспитатель предлагает детям украсить открытку, уточняет цвет, форму | ||
блока.. | ||
«Найди своё место» (блоки Дьенеша) | См. кн. Е.Н. | |
Цель: Закреплять умение различать цвет, форму. Развивать | Панова | |
представление о символическом изображении предметов. Учить | «Дидактические - | |
систематизировать и классифицировать блоки по цвету и форме. | игры занятия в | |
Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов. | ДОУ», стр. 11, | |
Материал: ленты белого, желтого, синего и красного цвета, блоки, стулья | игра «Найди свой | |
по количеству детей, карточки символы цвета и формы. | домик» (вариант | |
Ход игры: | 2) | |
На полу раскладывается белая лента от неё в разных направлениях | ||
красная, желтая, синяя. На конце трёх лент располагаются стулья. На | ||
каждом стуле карточка символ: цвет, форма. Воспитатель рассказывает | ||
детям: «У меня есть ключики от домиков. Они разные по цвету и форме. | ||
Нужно найти свой домик.» Показывает и объясняет как это нужно | ||
сделать. Например, я выберу ключик (красный квадрат) посмотрю какого | ||
он цвета, формы. Сначала я пойду по белой дорожке, потом пойду по | ||
красной, потому что ключик у меня красного цвета, дойду до домиков и | ||
посмотрю где нарисовано красноё пятнышко и квадрат, на тот стульчик я | ||
и сяду. Детям предлагается выбрать ключики, под музыку или какое-либо | ||
стихотворение погулять по группе на сигнал «Раз, два, три, домик ищи!» | ||
пройти по дорожкам и занять стульчик. Воспитатель проверяет | ||
правильность выполненного задания, уточняет цвет и форму блока. Игра | ||
может повторяться 2-3 раза, блоки детям предлагаются другие или они | ||
ими обмениваются. | ||
«Найди пару» (блоки Дьенеша) | Игра проводится в | |
Цель: Закреплять умение различать цвет, форму, величину. Развивать | совместной | |
представление о символическом изображении свойств блоков. Учить | деятельности со | |
систематизировать блоки по цвету и форме, величине. Активизировать в | всей группой или | |
речи название геометрических форм, основных цветов, величинных | по подгруппам, | |
понятий. | затем можно | |
Материал: блоки, карточки символы цвета, формы; кукла, парные | использовать в | |
предметы посуды большие и маленькие. | ИОД. | |
Ход игры: | ||
К нам в гости пришла кукла Аня она решила на своей кухне навести | ||
порядок. Разложить всю посуду по парам: большая - маленькая. С | ||
привлечением детей воспитатель на столе составляет пары из предметов | ||
посуды и называет предметы посуды и их размер (например: большая | ||
тарелка и маленькая, большая чашка и маленькая и т.д.). | ||
Затем предлагает детям навести порядок в игрушках – блоках и составить | ||
из них пары. Показывает способ действия: выбрать карточку символ | ||
( они перевернуты рубашками вниз, на них изображён цвет и форма), | ||
затем найти блок и подобрать к нему пару, чтобы один блок был большой, | ||
другой маленький. Затем детям предлагается выполнить эту | ||
последовательность действий. Воспитатель от имени куклы задаёт детям | ||
вопросы о цвете, форме, величине блока, хвалит их за правильно | ||
выполненное задание. Игра повторяется 3-4 раза со сменой карточек | ||
символов. |
декабрь | «Угощение медвежат» (блоки Дьенеша) | Игра проводится в |
Цель: Развивать умение выбирать блоки по трём свойствам: цвет форма, | совместной | |
величина. Учить понимать слова: «разные», «одинаковые»; слышать и | деятельности со | |
понимать инструкцию взрослого. Активизировать в речи название | всей группой или | |
геометрических форм, основных цветов, величинных понятий, | по подгруппам, | |
отрабатывать простую фразу: «На, Миша!» | затем можно | |
Материал: блоки, игрушки медвежат, карточки символы на каждого | использовать в | |
ребёнка. | ИОД. | |
Ход игры: | ||
В гости к нам пришли медвежата. Чем же мы будем их угощать? Наши | ||
медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, разного цвета, разной | ||
формы, величины. Где можно купить печенье? Мишка в красной кепке | ||
любит круглое большое желтое печенье. Воспитатель показывает | ||
карточку с символами перечисленных свойств и предлагает 2-3 детям | ||
найти такое печенье и угостить медвежонка. Мишка в зелёной кепке | ||
любит круглое красное маленькое печенье. Также предлагается 2-3 детям | ||
найти такое печенье. Затем воспитатель предлагает сравнить печенье | ||
медвежат одинаковые или разные они. Воспитатель озвучивает чем | ||
различаются печенье: разного цвета, разного размера, но одинаковой | ||
формы. Игра повторяется ещё 1 раз, но изменяются свойства блоков. В | ||
конце игры медвежата благодарят детей и приглашают поиграть в | ||
подвижную игру, например: «Мишка, Мишка, что ты долго спишь? » | ||
«Комната для куклы Кати» (блоки Дьенеша) | Игра может | |
Цель: Развивать умение классифицировать блоки по трём свойствам: | использоваться | |
цвету, форме величине. Продолжать учить с помощью воспитателя | при проведении | |
декодировать информацию на карточках символах. Развивать | коррекционной | |
пространственные представления. Учить понимать и выполнять | работы, а так же в | |
инструкцию взрослого. Активизировать в речи название геометрических | совместной | |
форм, основных цветов, величинных понятий. | деятельности. | |
Материал: кукла, блоки, предметные картинки мебели, карточки | ||
символы, лист картона. | ||
Ход игры: | ||
У куклы Кати новоселье. Она переезжает в новую квартиру, ей нужна | ||
мебель. «Какую мебель кукла Катя поставит в свою комнату?». | ||
Воспитатель показывает предметные картинки предметов мебели, дети | ||
называют (Кровать, стол, стул, диван, шкаф). Названные картинки | ||
раздаются детям. Затем раздаются карточки символы с тремя свойствами | ||
блока: цвет форма, величина. Детям предлагается выбрать карточку с | ||
символами с 3-мя закодированными свойствами и в соответствии с ней | ||
найти «мебель» для куклы. У воспитателя на столе лист картона - комната | ||
и кукла. Дети приносят блоки воспитатель уточняет название мебели, | ||
форму, цвет величину. Выставляет блок на картон и озвучивает | ||
расположение, например: «Круглый большой желтый стол я поставлю в | ||
середине комнаты. Квадратный красный маленький диван я поставлю | ||
около стенки и т.п.». В конце воспитатель благодарит детей от имени | ||
куклы Кати. | ||
«Разноцветные шары» (блоки Дьенеша) | См. кн. Е.Н. | |
Цель: Продолжать учить декодировать информацию о свойствах блоков. | Панова | |
Развивать умение понимать и выполнять игровую задачу. Воспитывать | «Дидактические - | |
самостоятельность. Активизировать в речи название геометрических | игры занятия в | |
форм, основных цветов, величинных понятий. | ДОУ», стр. 16, | |
Материал: блоки, кодовые карточки, обозначающие цвет, форму, | игра | |
величины, узкие полоски бумаги или шнурочки (ленточки) для шаров. | «Разноцветные | |
Ход игры: | шары» | |
На столах разложены ниточки для шаров, на конце каждой разложены | Игра проводится в | |
кодовые карточки. Блоки разложены на ковре. Воспитатель предлагает | совместной |
детям поиграть, строит детей в круг. Двигаясь по кругу произносит слова: Ходит сказка у ворот, С нами водит хоровод. Подарила для игры Разноцветные шары. Раз, два, три – Шары собери! Дети выбирают на ковре любой понравившийся блок. Воспитатель: А теперь ищи столы, Где такие же шары. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какого цвета блок, какой формы, величины найти на столе карточку символ одинаковую с блоком и приложить свой шарик к ниточке. Затем задание проверятся и исправляются ошибки. Если дети самостоятельно не справляются с заданием, то воспитатель по очереди декодирует информацию с карточек символов (например: «На этой ниточке должен быть большой красный круглы шарик») и спрашивает «У кого такой шарик?». Игра может повторяться 2-3 раза. | деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. На ковре раскладываются блоки только закодированные на карточках по числу детей. | |
«Бусы на ёлку» (блоки Дьенеша) Цель: Закреплять умение выделять нужный блок из множества. Учить детей выкладывать алгоритм по цепочке. Развивать внимание, умение понимать и выполнять игровую задачу. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов, величинных понятий. Материал: блоки, карточки с алгоритмом узора, изображение ёлки, кукла Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит праздник Новый год. У куклы Кати ёлка не украшена, нет игрушек. Предлагает детям помочь кукле Кате и украсить ёлку бусами. Затем объясняет и показывает как нужно выкладывать бусы и выбирать блоки в соответствии с нарисованными значками на карточке. Например: «У меня на карточки нарисована какого цвета фигуры я должна выбирать. Я внимательно посмотрю и прослежу пальчиком – красный, желтый, красный, желтый. Я буду выбирать любые фигуры красного и жёлтого цвета. Построю бусы красный круг, желтый треугольник, красный квадрат, желтый круг» Затем предлагает детям рассмотреть кодовые карточки и проследить пальчиком. Индивидуально спрашивает о закодированном свойстве. Далее предлагает выложить бусы. В конце игры благодарит детей от имени куклы. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 21, игра «Подарим кукле бусы» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД. |
январь | «Домик для зайчонка» (блоки Дьенеша) Цель: Закреплять умение выделять нужный блок из множества. Учить детей выкладывать изображение по заданному алгоритму. Развивать конструкторские умения. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов, величинных понятий. Материал: блоки, кодовые карточки, игрушка зайчонка. Ход игры: В гости к детям приходит Зайчонок, жалуется, что у него нет домика. Воспитатель предлагает построить Зайчонку домик. Предлагает детям вспомнить, какие части есть у домика (крыша, стены) Выставляет на доске три кодовые карточки со свойствами «стены» (например: квадратная, большая, желтая). Проговаривает привлекая детей к декодированию свойства и предлагает найти нужный блок и построить стену. Аналогично проводится работа по постройке крыши. Далее в зависимости от уровня развития детей игра может повторяться в том же варианте или детям раздаются кодовые карточки, и они самостоятельно строят домик. В конце игры воспитатель благодарит детей от имени зайчика. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 24, игра «Домик» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам или использоваться в НОД по ФЭМП |
«Птичка» (блоки Дьенеша) Цель: Совершенствовать умение выделять нужный блок из множества. Продолжать учить детей выкладывать изображение по заданному алгоритму. Развивать конструкторские умения. Активизировать в речи название геометрических форм, основных цветов, величинных понятий, название птиц и частей их тела. Материал: блоки, кодовые карточки, иллюстрации с птицами. Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадку: Чик-чирик! За зёрнышком прыг! Клюй, не робей! Кто это? …. Затем предлагает рассмотреть иллюстрации и назвать знакомых птиц. Далее совместно с детьми выделяет и называет основные части тела птицы. Воспитатель предлагает сложить птичку из блоков. Выставляет на доске три кодовые карточки со свойствами «туловища» (например: круглое, большое, жёлтое). Проговаривает привлекая детей к декодированию свойства и предлагает найти нужный блок и построить туловище птицы. Аналогично проводится работа по постройке головы, хвоста. Игра проводиться 1-2 раза. В конце воспитатель предлагает превратиться в птичек и проводит подвижную игру, например «Воробушки и автомобиль». | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», стр. 23, игра «Цыплёнок» Игра может использоваться при проведении коррекционной работы, а так же в совместной деятельности. |
февраль | «Чудесный мешочек» (палочки Кюизенера) Цель: Познакомить детей с палочками, как игровым материалом. Закрепить название основных цветов. Познакомить с оттенками цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать учить понимать слова: «разные», «одинаковые»; слышать и понимать инструкцию взрослого. Активизировать в речи название цветов. Материал: палочки Кюизенера, мешочек, Игрушка – гномик Ход игры: Воспитатель вносит игрушку Гномика и коробку с палочками Кюизенера. Рассказывает детям, что Гномик принёс им в подарок разноцветные палочки и предлагает их рассмотреть. При рассматривании предлагает детям найти палочки знакомых цветов: «Найдите красную (жёлтую, зелёную) палочку». Далее показываются и называются палочки других цветов (фиолетовая, оранжевая, розовая, голубая). Обращает внимание детей, что все палочки разной длины, прикладывая палочки друг к другу, делает вывод: «Палочки разного цвета, разной длины». Затем от имени Гномика предлагает детям поиграть. Часть палочек складываются в мешочек, а часть остаётся на столе. Дети из мешочка на ощупь достают палочку и называют её цвет, а затем им предлагается найти на столе такую же по цвету. Задаётся вопрос: «Какие по цвету палочки?» (одинаковые). Гномик предлагает сравнить палочки по длине (наложением, приложением). Уточняется, что у каждого ребёнка палочки одинаковой длины. Воспитатель от имени Гномика благодарит детей за игру. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 8, 11, игра «Знакомство с палочками Кюизенера», «Чудесный мешочек» |
«Строим дорожки для животных» (палочки Кюизенера) Цель: Закреплять название цветов. Развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т.п, название домашних животных. Материал: палочки Кюизенера, домики разных цветов, игрушки домашних животных. Ход игры: У воспитателя на столе разложены фигурки домашних животных. Детям предлагается назвать их. Затем воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого животного есть домик. Животные гуляли на лугу, пошёл сильный дождь, дорожки к домикам размыло. Воспитатель предлагает помочь животным и построить новые дорожки, но дорожка должна быть такого же цвета как домик. Дети выбирают себе домик, называют его цвет и строят дорожку. После того как ребёнок построил дорожку воспитатель даёт фигурку животного для обыгрывания. В процессе работы детей воспитатель задаёт вопросы: «Какого цвета домик? Какого цвета дорожку ты строишь?». При этом воспитатель проговаривает с детьми разные варианты ответов: «одинаковые», «такая же», «тоже красная». Игра может повторяться 1-2 раза. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 10, игра «Строим дорожки» Игра может использоваться при проведении коррекционной работы, а так же в совместной деятельности | |
«Построим заборчик для птиц» (палочки Кюизенера) Цель: Развивать представление о высоте палочек, умение сравнивать их, используя приёмы наложения и приложения. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении и назывании цветов. Материал: палочки Кюизенера, фигурки домашних птиц, картина с изображением деревенского дворика, игрушка лисы, детали строителя для домика. Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть фигурки птиц и назвать их. Рассказывает историю: «Жила-была бабушка Арина. Были у неё домашние птицы курочку с петушком, уточка, гусь. Её дом находился недалеко от леса. Вокруг дома не было забора. Хитрая лиса часто | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 12, игра «Построим заборчик» Игра может использоваться при проведении |
приходила во двор к бабушке Арине и воровала её птичек. Бабушка просит нас помочь ей поострить заборы для птичек». Воспитатель предлагает детям посмотреть, как она будет строить забор вокруг домика из разноцветных палочек. Воспитатель проговаривает и показывает свои действия, демонстрирует приёмы наложения и приложения при сравнении палочек по высоте, активизирует речь детей. Далее детям предлагает выбрать фигурку птицы и построить заборчик. Каждому ребёнку называется цвет заборчика. В процессе работы задаются вопросы: «Для кого ты строишь заборчик? Какого цвета палочки? Какие они по высоте? и т.п.» В конце игры бабушка благодарит детей за помощь. | коррекционной работы, а так же в совместной деятельности | |
«Переправа для солдат» (палочки Кюизенера) Цель: Продолжать знакомить с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», одинаковые по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, мышление. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, набор солдатиков, синие полоски разной ширины. Ход игры: Воспитатель располагает на столе или на ковре синие полоски разной ширины, изображая реку. Солдатики располагаются на одной стороне реки. Воспитатель рассказывает детям, что солдаты получили приказ переправиться быстро на другой берег реки, но мостов через реку нет. Рассматривает с детьми «реку», уточняет, что она разной ширины. Предлагает показать, где узкая река, где широкая. Уточняет, какие мосты нужны по ширине? Затем намечает каждому ребёнку, где он будет строить мост и предлагает построить мостики. Воспитатель демонстрирует и комментирует, как нужно подбирать палочку для мостика, так чтобы её длина была больше ширины реки. Затем дети подбираю палочки нужной длины на своём участке. Далее воспитатель предлагает сделать мостик шире (при необходимости показывает способ). В ходе работы воспитатель уточняет: «Какая по ширине река? Какого цвета палочка? Какой по ширине мостик?». После того как мосты построены, предлагает детям переправит солдатиков на другой берег. Дети обыгрывают постройку. Воспитатель активизирует речь детей в процессе обыгрывания. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 14, игра «Построим мостик» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам или использоваться в НОД по ФЭМП |
март | «Подарок для мамы» (палочки Кюизенера) Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение сравнивать предметы по величине. Продолжать знакомить с понятиями «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая». Развивать воображение, мышление, активизировать речь. Материал: палочки Кюизенера, набор матрёшек, квадраты белого цвета, разного размера (длина стороны квадрата равна длине палочки какого- либо цвета), иллюстрация «8 Марта» Ход игры: Воспитатель показывает детям иллюстрацию, и предлагает вспомнить, какой праздник скоро будут отмечать. Рассказывает, что сегодня к ним в гости пришли матрёшки сестрёнки. «Какие они по величине? (разные)». Предлагает детям показать самую большую, самую маленькую. Матрёшки решили сделать своей маме подарок, украсить платочки, но не знают, как это сделать. Воспитатель показывает детям белые квадраты разной величины. Уточняет у детей, какого размера квадраты. Затем предлагает помочь матрёшкам и украсить платочки. Воспитатель показывает и объясняет, что нужно подобрать палочки одинаковые по размеру с квадратом - «платочком» и разложить их на нём их красиво. Демонстрирует разные способы: вплотную, на расстоянии – «дорожками». Дети выбирают квадрат- платочек и украшают его. Воспитатель задаёт уточняющие вопросы: «Какого размера платочек? Какого цвета у тебя палочки?». Матрёшки благодарят детей за помощь. Игра может повторяться 1-2 раза со сменой квадратов. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 15, игра «Дорожки для матрёшки» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам. |
«Поезд» (палочки Кюизенера) Цель: Закреплять название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память, умение понимать и выполнять игровую задачу. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, картинка с изображением поезда, плоскостные изображения игрушек или животных. Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть изображение поезда. Уточняет основные части. Затем предлагает детям построить поезд из цветных палочек. Воспитатель показывает и объясняет способ построения поезда, что можно выстроить вагончики (палочки) в любой последовательности. Во время работы задаёт детям уточняющие вопросы: «Какого цвета вагончик? Что ты построил? Сколько вагончиков? (один - много, если дети владеют счётом предложить сосчитать)». После того как поезда будут построены, воспитатель предлагает отправиться в путешествие – проводиться подвижная игра «Поезд» Вот поезд наш едет, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу-чу! Далее воспитатель предлагает разместить пассажиров-игрушки по вагончикам, внимательно выслушав, кто в каком вагончике поедет. Например: «Котёнок поедет не в синем вагончике. Зайка не в красном и т. п.» Даётся 2-3 задания последовательно. После каждого задания ребёнку предлагается назвать, в каком вагончике едет его игрушка. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 10, 11 игра «Поезд», «Найди и покажи» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам. | |
«Лесенка для пожарной машины» (палочки Кюизенера) Цель: Развивать умение устанавливать эквивалентность длины и цвета, умение выделять определённый признак, сравнивать предметы по длине. Развивать воображение, мышление. Активизировать в речи понятия «длинная», «короткая», «одинаковые по длине». Материал: палочки Кюизенера, картинка с изображением пожарной машины или игрушка. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 16 игра «Угадай-ка» |
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми картинку с пожарной машиной, уточняет её части и их назначение. Затем рассказывает детям, что у одной машины сломалась лестница и предлагает построить новую. Далее воспитатель предлагает взять в правую руку палочку одного цвета, а в левую другого. Уточняет, какого цвета палочки у детей? Затем предлагает сравнить палочки по длине знакомыми способами (наложением или приложением), при необходимости демонстрирует эти способы. Задаёт детям вопросы: «Какого цвета палочка длиннее? Какого цвета палочка короткая?» Далее предлагает найти еще палочки такой же длины, снова уточняет их цвет. Воспитатель делает вывод, что палочки одинакового цвета – одинаковы и по длине. Далее из выбранных палочек предлагает построить лестницу. Воспитатель показывает и объясняет, как это сделать: из длинных палочек строит стойки, а из коротких перекладины. Предлагает детям построить лесенки. Задаёт уточняющие вопросы о цвете палочек, их длине. В конце благодарит детей за помощь. | Игра может использоваться при проведении коррекционной работы, а так же в совместной деятельности | |
«Один, много, ни одного» (палочки Кюизенера) Цель: Закреплять количественные представления один – много - ни одного. Упражнять в различении цвета, длины. Развивать мышление, внимание. Активизировать самостоятельную речь. Материал: палочки Кюизенера, мешочек, игрушка Незнайки, маленькая коробочка (можно из-под спичек) Ход игры: Воспитатель вносит игрушку Незнайки с мешочком. Предлагает детям поздороваться с Незнайкой и поиграть с ним. Высыпает из мешочка красные палочки, задаёт вопросы от имени Незнайки: «Какого цвета палочки? Какие они по длине? Сколько их? (много)». Далее воспитатель предлагает взять по одной палочке, спрашивает: «Сколько у тебя палочек? (одна), а сколько на столе палочек? (ни одной). Затем предлагает снова положить палочки на стол и задает вопросы о количестве палочек на столе, у детей. Незнайка показывает детям коробочку и предлагает спрятать в неё одну палочку. Дети пытаются, но она не умещается. Воспитатель предлагает подумать, почему палочка не умещается в коробку. Затем помогает детям сделать вывод: «Палочка больше (длиннее) коробочки, предлагает найти палочки, которые бы поместились в коробку. Дети выбирают, пробуют спрятать их, воспитатель уточняет их цвет. Далее предлагает поблагодарить Незнайку за интересную игру. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 18 , игра «Один, много, ни одного» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам. | |
апрель | «Теремок» (палочки Кюизенера) Цель: Продолжать учить детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Упражнять в моделировании. Развивать умение действовать последовательно, внимание мышление. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, иллюстрации к сказке «Теремок», квадрат со стороной 6 см. по количеству детей. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Теремок», рассказывает начало сказки, затем уточняет с детьми её героев. Затем спрашивает: «Что случилось с теремком, когда пришёл медведь? Звери решили построить новый теремок, и построили….. Показывает стену от теремка (квадрат), а крышу построить не могут. Предлагает детям построить крышу из разноцветных палочек. Строить крышу нужно начиная от самой длинной палочки до самой короткой. (В зависимости от уровня развития детей количество палочек можно сократить от 3 до 5). Воспитатель учит детей действовать последовательно: выбирать самую длинную палочку из всех, затем самую длинную из оставшихся и т.д. Обращает внимание детей. на что похожа крыша (на пирамидку). В конце игры воспитатель благодарит детей от имени сказочных героев за помощь. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 18, 58 , игра «Лесенка», конспект «Теремок» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам |
«Кораблик» (палочки Кюизенера) Цель: Продолжать учить детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, творческое воображение и комбинаторное мышление. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, иллюстрация с изображением детей пускающих кораблик, ½ листа картона синего цвета Ход игры: Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года, во что любят играть дети весной, Показывает иллюстрацию и рассматривает кораблик, называя его части. Затем предлагает построить кораблик из разноцветных палочек. У каждого ребёнка на столе по 5 палочек одного цвета, ½ листа картона синего цвета. Далее предлагает взять одну палочку и положить её снизу дорожкой, взять две палочки и положить их сверху дорожкой, одну палочку положить справа и одну палочку слева. Воспитатель выкладывает кораблик из полосок на доске (образец). После того как дети выложили кораблики уточняет цвет. Читает отрывок из стихотворения: Плывёт, плывёт кораблик, Кораблик золотой. Везёт, везёт подарки, Подарки нам с тобой. Затем обращает внимание детей, что кораблики получились разного размера, «Почему?». Подводит к выводу: «Величина кораблика зависит от величины палочек. Из длинных палочек получились большие кораблики, из маленьких палочек – маленькие кораблики» | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 79 , конспект «Кораблик» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам | |
«Домики Мишки и Ёжика» (палочки Кюизенера) Цель: Упражнять детей в различении цвета. Закреплять понятия «Большой – маленький», «длиннее – короче». Закреплять название геометрических фигур: квадрат, треугольник». Развивать мышление, активизировать речь. Материал: палочки Кюизенера, игрушки: мишка, ёжик. Ход игры: Воспитатель предлагает послушать историю про Мишку и Ёжика. Жил в лесу Мишка-медведь. Он был большой и сильный. Жил он в домике. Как вы думаете, какого размера у него был домик? (большой). Давайте возьмём палочки синего цвета и построим стены домика. Какую фигуру вы построили? (квадрат). А теперь возьмите палочки оранжевого цвета и постройте крышу. На какую фигуру похожа крыша? (на треугольник). Вот какой красивый домик был у Мишки. Был у медведя друг – Ёжик. (показывает игрушку). Какой он по размеру? (маленький) Какой домик был у него по размеру? Давайте построим домик для Ёжика. Стены постройте из голубых палочек, а крышу из красных. Воспитатель делает вывод: «Из длинных палочек получился большой дом, а из коротких маленький». К домикам были проложены дорожки. К домику Мишки вела чёрная дорожка. Положите её. К домику Ёжика оранжевая. Положите. Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Пришел как-то Ёжик в гости к Мишке и решили они поиграть. Как вы думаете, в какую игру они играли? Затем проводиться подвижная игра по выбору детей и воспитателя. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 52, конспект «Как Мишка и Ёжик ходили друг к другу в гости» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам | |
«Улица города» (палочки Кюизенера) Цель: Продолжать учить детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Упражнять в счёте до 3. Развивать умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, творческое воображение и комбинаторное мышление. Развивать представления о пространственных отношениях: слева, справа. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, иллюстрация с изображением светофора, | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 64, конспект «Весёлые |
кружки: красный, жёлтый, зелёный по количеству детей; домики разных цветов, соответствующие цвету палочек по количеству детей. Ход игры: Воспитатель уточняет у детей название города, в котором они живут, объекты которые можно встретить на улицах города. Затем предлагает отправиться в путешествие. На столе перед каждым ребёнком лежит домик. Воспитатель уточняет цвет домика и предлагает построить дорожку их 3-х палочек, соответствующего цвета. Задаёт детям вопросы: «Какого цвета дорожка? Из скольки палочек построили дорожку? Одинаковой ли длины получились дорожку у детей? Почему разной длины?» Помогает детям сделать вывод: «Длина дорожки зависит от длины палочек. Из длинных палочек получается длинная дорожка, из коротких палочек – короткая». Предлагает детям найти самую длинную дорожку и самую короткую. Далее предлагает построить лесенку к домику по инструкции: «Крылечко будем строить справа от домика. Снизу положите голубую палочку, на неё розовую, а сверху белую». Сколько ступенек построили? Покажите самую длинную ступеньку, самую короткую? Одинакового ли цвета палочки? Делает вывод: «Палочки разного цвета, имеют разную длину». Затем предлагает отгадать загадку: Разных три имеет глаза. Но откроет их не сразу. Если глаз откроет красный – Стоп! Идти нельзя! Опасно! Желтый глаз – погоди, А зелёный проходи! Рассматривается иллюстрация светофора, уточняется строение. Далее воспитатель предлагает построить светофор на дорожке по образцу (черная палочка – столбик, 2 палочки фиолетовые и 2 палочки голубые – корпус светофора). Затем воспитатель предлагает «зажечь» огоньки светофора. Предлагает сосчитать количество огоньков. Подводиться итог игры, отмечается, что дети были внимательными, активными. | треугольники» | |
Игра может использоваться при проведении коррекционной работы, а так же в совместной деятельности | ||
май | «Цветок» (палочки Кюизенера) | Игра проводится в |
Цель: Развивать умение детей различать палочки по цвету, длине. | совместной | |
Развивать конструкторские способности, умение совместно с | деятельности со | |
воспитателем анализировать образец поделки. Упражнять в умении | всей группой или | |
ориентироваться от себя. Активизировать речь детей. | по подгруппам | |
Материал: палочки Кюизенера, кукла. | ||
Ход игры: | ||
Воспитатель рассказывает детям, что у куклы Маши в гостях были | ||
подружки и им очень понравился Машин цветок, который у неё рос в | ||
горшке на подоконнике. Кукла Маша решила всем подружкам подарить | ||
по такому же цветку и просит нас ей помочь. Предлагает детям | ||
рассмотреть образец. Обращает внимание на строение горшка, его цвет, | ||
строение цветка: стебель, лист, цветок и их цвет. Просит детей назвать и | ||
показать самую длинную палочку, и что из неё построено, самые короткие | ||
и что из них построено. Далее демонстрирует детям способ построение и | ||
сравнения с образцом. Затем детям предлагается построить такие же | ||
цветы. В процессе работы воспитатель задаёт уточняющие вопросы: «Из | ||
палочек какого цвета ты будешь строить горшок (стебелёк и т.п.)? Какая | ||
палочка длиннее (короче)? Чего ещё не хватает у твоего цветка? и т.д.» | ||
Воспитатель в руках с куклой рассматривает цветы, благодарит детей за | ||
помощь. | ||
«Тили - бом» (палочки Кюизенера) | См. кн. Е.Н. | |
Цель: Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, | Панова | |
обозначать результаты сравнения словами «длинный» - «короткий». | «Дидактические - |
Упражнять в различении пространственного направления от себя: вверху, внизу. Развивать умение слышать и выполнять инструкцию взрослого. Активизировать речь детей. Материал: палочки Кюизенера, иллюстрации к песенке «Тили-бом», игрушка – кошка. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрацию и читает песенку: Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом. А собака с помелом, А лошадка с фонарём. Серый заинька с листом – Раз, раз, и огонь погас! В огне сгорел любимый коврик кошки, осталось одна ниточка. Давайте поможем кошке сплести новый коврик. Воспитатель раздаёт желтые палочки и сообщает детям, что это верхняя ниточка. Далее предлагает: «Снизу положите белую ниточку. Какая ниточка длиннее? Сделайте так, чтобы ниточки стали одинаковой длины». Затем таким же образом предлагает снизу положить одну розовую и одну голубую ниточку, ниже одну красную и оду белую. Во время работы уточняет длину ниточек: «Какого цвета ниточка длиннее жёлтая или голобая (розовая, красная)?». Воспитатель благодарит детей от имени кошки за новые коврики. | игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 47, конспект «Тили-бом» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам | |
«Лесенка для котёнка» (палочки Кюизенера) Цель: Выявить умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами «длинный» - «короткий», различать и называть цвета палочек. Материал: палочки Кюизенера, образец домика, игрушка – котёнок, домики из картона по количеству детей. Ход игры: Воспитатель показывает детям домик, построенный из палочек, и объясняет, что строители построили домик, но забыли построить лесенку - ступеньки. Маленький котёнок не может забраться в домик. Давайте ему поможем, построим к домику ступеньки – лесенку. У вас на тарелочке лежат домики и палочки, положите домик перед собой и постройте из палочек ступеньки, начиная с самой длинной палочки. Воспитатель во время работы задаёт детям вопросы: «Какого цвета самая длинная палочка (самая короткая)? Какая по длине красная палочка (розовая, голубая)? Чем отличаются палочки одна от другой?». Воспитатель от имени котёнка благодарит детей за помощь. Игра может повторяться 1-2 раза. | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 19 , игра «Лесенка для котёнка», | |
«Заборчик» (палочки Кюизенера) Цель: Выявить умение детей сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения словами «высокий» - «низкий», различать и называть цвета палочек, умение ориентироваться в пространстве от себя. Материал: палочки Кюизенера, игрушки: заяц, ёжик, белка или плоскостные изображения, домики из картона по количеству детей. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к ним из леса пришли гости, но сначала детям предлагается отгадать загадки про них. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, | См. кн. Е.Н. Панова «Дидактические - игры занятия в ДОУ», выпуск 2, стр. 62 , конспект «Чьи детки?», |
А в шубке серой - летом. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток – ни одной. Быстрый маленький зверёк По деревьям скок- поскок. Появляется игрушки. Здороваются с детьми. Далее воспитатель рассказывает, что животные построили себе домик, где живут все вместе, а заборчика около домика нет. Предлагает детям построить заборчики. Постройте заборчик справа от домика, начиная с самой высокой палочки. Воспитатель во время работы задаёт детям вопросы: «Какого цвета самая высока палочка (самая низкая)? Какая по высоте красная палочка (розовая, голубая)? Чем отличаются палочки одна от другой?». Воспитатель от имени игрушек благодарит детей за помощь. Игра может повторяться 1-2 раза. | ||
В летний период игры могут повторяться в произвольной последовательности, могут вноситься усложнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...
Перспективный план дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Планирование дидактических игр и упражнений с использованием блоков Дьенеша для детей средней и старшей групп детского сада....
Конспект по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера _Полет в космос_ Подготовительная группа
Цель - Развитие логического мышления и психических функций,формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Цель:Расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности.Задачи:закрепление умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры;развитие у...
Коллективный просмотр развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (старший дошкольный возраста)
Игры на развиие словесно - логического мышления....
Открытое занятие по ФЭМП с использованием развивающих технологий блоков Дьенеша,цветных палочек Кюизенера, кубиков Никитина В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 4 НА ТЕМУ: «СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»
Цель: Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр....