Перспективный план дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
календарно-тематическое планирование на тему
Планирование дидактических игр и упражнений с использованием блоков Дьенеша для детей средней и старшей групп детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша.
(Средняя группа)
Тема: ознакомление детей с цветом, формой, размером с помощью логических блоков Дьенеша.
Цель: использует блоки Дьенеша с учетом их свойств.
Задачи: - называет геометрические фигуры, цвет, размер, толщину;
- выявляет и абстрагирует свойства предмета по одному признаку;
- сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по одному признаку;
- выявляет и абстрагирует свойства предмета по 2 – 3 признакам;
- сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по нескольким признакам;
- осваивает логические действия и операции.
Дата | Название дидактической игры | Цель игры |
Сентябрь | Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найди» | Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку. |
Д/и «Чудесный мешочек» | Находит геометрические фигуры. Узнает форму. | |
Д/и « Что изменилось» | Замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения. | |
Октябрь | Д/и « Найди не такую» | Выделяет существенные признаки, называет их. |
Д/и « Рассели жильцов» | Классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам. | |
Д/и «Продолжи ряд» Д/и «Собери бусы» | Находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием. | |
Д/и «Цепочка» | Анализирует, выделяет свойства фигур, находит их по заданному признаку. | |
Д/и «Алгоритм» (для индивидуальной работы с детьми) | Называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы. | |
Ноябрь | Д/и «Найди пару» | Называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. |
Д/и «Второй ряд» | Выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы. | |
Д/и «Поможем Золушке» | Классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам. | |
Декабрь | Д/и «Украсим елку бусами» | Выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему». |
Д/и «Клад» | Классифицирует по признаку (цвет – цвет), выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком. | |
Д/и «Один обруч» | Умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». | |
Январь | Д/и «Угощение для медвежат» | Обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает свой выбор. |
Д/и «Улитка» | Классифицирует блоки по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета. | |
Январь | Д/и «Домино» | Сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств. |
Д/и «Два обруча» | Использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах. | |
Февраль | Д/и «Художники» | Анализирует и сравнивает свойства предметов, использует их в творческой деятельности. |
Д/и «Лабиринт» | «Читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких. | |
Д/и «На свою веточку» | Определяет свойства блоков по карточкам, называет их. Анализирует, выделяет свойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признакам. | |
Март | Д/и «у кого в гостях Вини – Пух и Пятачок» | Анализирует, обобщает свойства предмета, использует их для решения игровой задачи. |
Д/и «Помоги муравьишкам» | Называет свойства предмета. | |
Д/и «Гусеница» | Выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину. | |
Апрель | Д/и «Волшебное дерево» | Классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки. |
Д/и «Паровозик» | Классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру. | |
Д/и «Этажи» | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. | |
Май | Д/и «Магазин» | Выделяет и абстрагирует свойства предмета, сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
Д/и «Найди цветок» | Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам. |
Используемая литература:
- « Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лялявина, Б.Б. Финкельштейн.
- « Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова
- « Математика до школы» А.А. Смолянинова, З.А. Михайлова.
- « Математика от трех до семи» З.А. Михайлова.
- « Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7 лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт – Петербург.
- « Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. ( Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО « Конвет» 2001 год)
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша.
(старшая группа)
Тема: ознакомление детей с цветом, формой, толщиной, размером с помощью логических блоков Дьенеша.
Цель: используем блоки Дьенеша с учетом их свойств.
Задачи: - называет 3 – 4 свойства предмета;
- способен называть отрицание свойств;
- может логически действовать и оперировать;
- различает, сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по нескольким признакам.
Дата | Название дидактической игры | Цель игры |
Сентябрь | Д/и « Давайте познакомимся» | Называет весь объем свойств у предметов |
Д/и « Дружат» - « не дружат» | Находит сходство и различие между предметами | |
Д/и « Найди свой домик» | Группирует предметы по наличию и отсутствию одного свойства | |
Октябрь | Д/и « Собери бусы для куклы» | Умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств |
Д/и « Помоги мишке собрать фигуры» | Определяет символику свойств | |
Д/и « Два обруча» | Разделяет фигуры на 2 группы по двум свойствам | |
Д/и « Хоровод» | Классифицирует блоки по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме, размеру. | |
Ноябрь | Д/и « Отрицание цвета» | Подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания |
Д/и « Покажем фигуру» | ||
Д/и « Отрицание формы» | Использует детали в соответствии с символикой отрицания формы. | |
Д/и « Покажи фигуру» | ||
Д/и « Отрицание размера» | Называет размер предмета, показывает предмет. | |
Д/и « Покажи фигуру» | ||
Д/и « Отрицание толщины» | Способен выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины. | |
Д/и « Покажи фигуры» | ||
Декабрь | Д/и « Загадки без слов» | Расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим изображениям |
Д/и « Найди клад» | Выявляет в предметах цвет, форму, размер, толщину | |
Д/и « Волшебные камни» | Называет расположение предмета «внутри» и « вне круга» | |
Январь | Д/и « Найди пару» | Проявляет внимание. Способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам |
Д/и « Где чей гараж» | Способен классифицировать по общим свойствам | |
Д/и « Цветок» | Может классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме, размеру | |
Февраль | Д/и « Угадай – ка» | Может выявлять, абстрагировать и называть свойства. Учить детей абстрагировать и удерживать в памяти 2 – 3 свойства |
Д/и « Засели в домики» | Правильно классифицировать свойства | |
Д/и « Где спрятался Джерри?» | Может логически мыслить, умеет кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и кодировать ее | |
Март | Д/и « Дорожки» | Может выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам |
Д/и « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?» | Использует приемы анализирования, сравнения и обобщения | |
Д/и « Два обруча» | Умеет разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или». | |
Апрель | Д/и « Кошки – мышки» | Правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре |
Д/и « Какую фигуру я загадал» | Умеет загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих блоков | |
Май | Д/и «Построим дома» | Умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции. |
Д/и « Угадай фигуру» | Способен логически мыслить, умеет кодировать и декодировать информацию о свойствах | |
Д/и « Помоги фигурам выбраться из леса» | Способен логически мыслить, умеет рассуждать |
Используемая литература:
- « Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лялявина, Б.Б. Финкельштейн.
- « Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова
- « Математика до школы» А.А. Смолянинова, З.А. Михайлова.
- « Математика от трех до семи» З.А. Михайлова.
- « Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7 лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт – Петербург.
- « Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. ( Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО « Конвет» 2001 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Картотека дидактических игр для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Дидактическое упражнение с использованием Блоков Дьенеша.
Работа в парах с использоваинем Блоков Дьенеша...
План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...
Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...
Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша...
Перспективный план развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе.
Перспективный план развивающих игрс использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе....