Перспективный план дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
календарно-тематическое планирование на тему

Чендева Наталья Сергеевна

Планирование дидактических игр и упражнений с использованием блоков Дьенеша для детей средней и старшей групп детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша.

(Средняя группа)

Тема: ознакомление детей с цветом, формой, размером с помощью логических блоков Дьенеша.

Цель: использует блоки Дьенеша с учетом их свойств.

Задачи: - называет геометрические фигуры, цвет, размер, толщину;

              -  выявляет и абстрагирует свойства предмета по одному признаку;

              -  сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по одному признаку;

              -  выявляет и абстрагирует свойства предмета  по 2 – 3 признакам;

               -  сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по нескольким признакам;

               - осваивает логические действия и операции.


Дата

Название дидактической игры

Цель игры

Сентябрь

Знакомство с блоками Дьенеша.

Д/и «Найди»

Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

Д/и «Чудесный мешочек»

Находит геометрические фигуры. Узнает форму.

Д/и  « Что изменилось»

Замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения.

Октябрь

Д/и « Найди не такую»

Выделяет существенные признаки, называет их.

Д/и « Рассели жильцов»

Классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.

Д/и «Продолжи ряд»

Д/и «Собери бусы»

Находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.

Д/и «Цепочка»

Анализирует, выделяет свойства фигур, находит их  по заданному признаку.

Д/и «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы.

Ноябрь

Д/и «Найди пару»

Называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину.

Д/и «Второй ряд»

Выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы.

Д/и «Поможем Золушке»

Классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.

Декабрь

Д/и «Украсим елку бусами»

Выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему».

Д/и «Клад»

Классифицирует по признаку (цвет – цвет), выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком.

Д/и «Один обруч»

Умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Январь

Д/и «Угощение для медвежат»

Обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает свой выбор.

Д/и «Улитка»

Классифицирует блоки по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета.

Январь

Д/и «Домино»

Сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств.

Д/и «Два обруча»

Использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах.

Февраль

Д/и «Художники»

Анализирует и сравнивает свойства предметов, использует их в творческой деятельности.

Д/и «Лабиринт»

«Читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких.

Д/и «На свою веточку»

Определяет свойства блоков по карточкам, называет их. Анализирует, выделяет свойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признакам.

Март

Д/и «у кого в гостях Вини – Пух и Пятачок»

Анализирует, обобщает свойства предмета, использует их для решения игровой задачи.

Д/и «Помоги муравьишкам»

Называет свойства предмета.

Д/и «Гусеница»

Выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину.

Апрель

Д/и «Волшебное дерево»

Классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки.

Д/и «Паровозик»

Классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру.

Д/и «Этажи»

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Май

Д/и «Магазин»

Выделяет и абстрагирует свойства предмета, сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Д/и «Найди цветок»

Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам.

Используемая литература:

  1. « Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лялявина, Б.Б. Финкельштейн.
  2. « Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова
  3. « Математика до школы» А.А. Смолянинова, З.А. Михайлова.
  4. « Математика от трех до семи» З.А. Михайлова.
  5. « Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7 лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт – Петербург.
  6. « Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. ( Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО « Конвет» 2001 год)

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша.

(старшая группа)

Тема: ознакомление детей с цветом, формой, толщиной, размером с помощью логических блоков Дьенеша.

Цель: используем блоки Дьенеша с учетом их свойств.

Задачи: - называет 3 – 4 свойства предмета;

             -  способен называть отрицание свойств;

             - может логически действовать и оперировать;

             - различает, сравнивает, классифицирует, обобщает свойства предмета по нескольким признакам.

Дата

Название дидактической игры

Цель игры

Сентябрь

Д/и  « Давайте познакомимся»

Называет весь объем свойств у предметов

Д/и « Дружат» - « не дружат»

Находит сходство и различие между предметами

Д/и « Найди свой домик»

Группирует предметы по наличию и отсутствию одного свойства

Октябрь

Д/и « Собери бусы для куклы»

Умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств

Д/и « Помоги мишке собрать фигуры»

Определяет символику свойств

Д/и « Два обруча»

Разделяет фигуры на 2 группы по двум свойствам

Д/и « Хоровод»

Классифицирует блоки по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме, размеру.

Ноябрь

Д/и « Отрицание цвета»

Подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания

Д/и « Покажем фигуру»

Д/и « Отрицание формы»

Использует детали в соответствии с символикой отрицания формы.

Д/и  « Покажи фигуру»

Д/и « Отрицание размера»

Называет размер предмета, показывает предмет.

Д/и « Покажи фигуру»

Д/и « Отрицание толщины»

Способен выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.

Д/и « Покажи фигуры»

Декабрь

Д/и « Загадки без слов»

Расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим изображениям

Д/и « Найди клад»

Выявляет в предметах цвет, форму, размер, толщину

Д/и « Волшебные камни»

Называет расположение предмета «внутри» и « вне круга»

Январь

Д/и « Найди пару»

Проявляет внимание. Способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно  выделенным свойствам

Д/и « Где чей гараж»

Способен классифицировать по общим свойствам

Д/и « Цветок»

Может классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме, размеру

Февраль

Д/и « Угадай – ка»

Может выявлять, абстрагировать и называть свойства. Учить детей абстрагировать и удерживать в памяти 2 – 3 свойства

Д/и « Засели в домики»

Правильно классифицировать свойства

Д/и « Где спрятался Джерри?»

Может логически мыслить, умеет кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и кодировать ее

Март

Д/и « Дорожки»

Может выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам

Д/и « У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?»

Использует приемы анализирования, сравнения и обобщения

Д/и « Два обруча»

Умеет разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Апрель

Д/и « Кошки – мышки»

Правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре

Д/и « Какую фигуру я загадал»

Умеет загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих блоков

Май

Д/и «Построим дома»

Умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции.

Д/и « Угадай фигуру»

Способен логически мыслить, умеет кодировать и декодировать информацию о свойствах

Д/и  « Помоги фигурам выбраться из леса»

Способен логически мыслить, умеет рассуждать

Используемая литература:

  1. « Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лялявина, Б.Б. Финкельштейн.
  2. « Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова
  3. « Математика до школы» А.А. Смолянинова, З.А. Михайлова.
  4. « Математика от трех до семи» З.А. Михайлова.
  5. « Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7 лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт – Петербург.
  6. « Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. ( Под редакцией Б.Б.Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО « Конвет» 2001 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Картотека дидактических игр для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Дидактическое упражнение с использованием Блоков Дьенеша.

Работа в парах с использоваинем Блоков Дьенеша...

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша...

Перспективный план развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе.

Перспективный план развивающих игрс использованием блоков Дьенеша и палочек Киюзинера во 2-ой младшей группе....