Опыт работы "Формирование элементарных математических представлений при помощи палочек Кьюизенера"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мирзебекова Успахи Мирзекулиевна

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ Д. КЮИЗЕНЕРА»

Подготовила: воспитатель
Мирзебекова Успахи Мирзекулиевна
первая квалификационная категория
МДОАУ д/с «Юкталинка»

Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений в этой области является формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений актуально применение игровой технологии «Цветные палочки Кюизенера».
    Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.  
Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога и математик Джорджа Кюизенера  (1891-1976), придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме.

Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти , внимания, воображения, логического мышления

Исходя из целей, сформулированы основные 
задачи исследования:

  • осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Цветные палочки Кюизенера»;
  • реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Цветные палочки Кюизенера»;
  • проводить педагогическую диагностику по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и осуществлять коррекционную деятельность посредством применения игровой технологии «Цветные палочки Кюизенера».

Основная часть.
В поисках новых методов я обратилась к разным авторам: В. П. Новикова, Л. И. Тихонова  «Развивающие  игры с палочками Кюизенера»,

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»;
альбомы для работы с палочками Кюизенера: Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки» и разработала систему в работе с детьми по формированию у них элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера, как наиболее интересную и эффективную.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования с помощью палочек Кюизенера;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты;
  • воссоздание и преобразование;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

Игровая технология "Цветные палочки Кюизенера" – эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.

 «Цветные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать множество задач.

Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с переходом как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, вычитанию  чисел.
     В группе, при тесном взаимодействии с родителями, создала игротеку по математике, которая обеспечивает развитие разных видов математических способностей дошкольников и лежит в основе их самостоятельной деятельности. Создала условия для использования палочек Кюизенера: приобрела наборы палочек Кюизенера, подобрала необходимую методическую литературу, разработала картотеку игр. Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Свою работу начала с того, что просто смотрели с детьми палочки, попробовали вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать! Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.      

Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "иметь одинаковую длину" «больше-меньше», делят целое на части, измеряют объекты и др.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к сложению, вычитанию чисел.

      Упражнялись с палочками дети индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Провожу фронтальную работу со всеми детьми. Предлагаю детям все упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками провожу систематически, индивидуальные упражнения чередую с коллективными.
В ходе занятий дети проявляют творческую инициативу, учатся выкладывать геометрические фигуры по признакам, например на занятии по ФЭМП дети модулируют аквариум на плоскости, в ходе занятия я им предлагаю составить модель рыбки и дети начинают фантазировать, каждый видит рыбку по- своему.
Также с помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое, такая игра на первый взгляд кажется, подходит для речевого развития, но мы и здесь нашли решение задач. Ребенок смотрит на полученную картинку, я ему задаю вопрос, из каких чисел состоит рубашка волка, ребенок называет соответствующие цифры. Сказка «Улица разноцветных палочек» познакомила детей с принципом «цветных семеек» и научила выкладывать эту улицу. Мы освоили с детьми правило, что чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы. Математическое содержание работы я направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого я вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.

В работе с родителями я использую различные формы работы:

  • информационные стенды для родителей;
  • консультации;
  • выставка литературы по формированию элементарных математических представлений;

Таким образом, данная система работы оказывает системное и

комплексное воздействие на формирование элементарных математических

представлений у детей  дошкольного возраста.

Заключение.

При помощи палочек Кюизенера создаю эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка, которая соответствует требованиям ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде

Палочки Кюизенера имеют высокий образовательный и развивающий потенциал.

В ходе проведения занятий я убедилась, что палочки Кюизенера помогают детям воплощать все свои задумки, фантазировать, они с интересом работают, радуются конечному результату не только в свободной игре, но и на организованных педагогом занятиях.

Применение палочек Кюизенера на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.



Литература:

  • Кадырова А. Ф. Психолого-педагогическое обоснование развития математических способностей дошкольников.;
  • Федаева Н. К. «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы»;
  • Петрова В. Ф. «Методика математического образования детей дошкольного возраста»;
  • Бим-Бад, Б.М. Моделирование Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия;
  • Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В оргкомитет педагогических
чтений Тындинского
муниципального округа

Заявка
на участие


п/п

ФИО
участника (полностью)

Место работы,
должность

Стаж педагогической работы

Категория

Тема выступления

1

Мирзебекова Успахи Мирзекулиевна

МДОАУ д/с Юкталинка,
воспитатель

8 лет

Первая квалификационная категория

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Кюизенера»

Руководитель ОО                                                                                         подпись
Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе с ЗПР

особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование в работе блоков Дьенеша ...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во 2 младшей группе...

Открытое занятие по формированию элементарного математического представления с использованием палочек Кюизенера «Приключение в Простоквашино».

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление, память, учить моделировать предмет,  развивать пространственные представления, используя вспомогательную наборную карточку.Воспи...

Деловая игра " Формирование элементарных математических представлений, c помощью дидактических игр на основе Палочек Кюизенера.

Повысить профиссиональный уровень педагогов,активизировать применение новых игр в работе с детьми....

Опыт работы. Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.

МАДОУ № 101   воспитатель: Юзеева Евгения ВладимировнаОпыт работыФормирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр Миасс 2021г. Содержание ВведениеГ...