Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием символических средств в старшей группе «В гостях у Королевы Математики. Путешествие в математический сад»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Интересное матемтическое мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika_otkrytoe.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Яблонька» г. Димитровграда Ульяновской области.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием символических средств

в старшей группе

«В гостях у Королевы Математики. Путешествие в математический сад»

Подготовила: Шайдуллина Г.Н.

Димитровград 2023г.

Цель: закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей с использованием символических средств.

Задачи

Обучающие:

Формировать элементарные математические понятия через характеристику геометрических объектов: цвет, форма, объем, размер (блоки Дьенеша)

Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке.

Упражнять в умении различать пространственные направления и в ориентировке на плоскости.

Уметь преобразовывать простые фигуры в сложные на примере палочек Кюизенера.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, оперировать мыслительными процессами

внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.

Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приёмы

Практические: использование сюрпризного момента.

Наглядные: (использование демонстрационного и раздаточного материала).

Словесные: (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, конверт с заданиями, коробка - «черный ящик», свиток, ватман (ковер – самолет) со схемами – заданий, поднос с блоками Дьенеша, полоски с цифрами, карта с заданием (математические символы), мяч, фломастеры, игровое поле с ячейками, схема (палочки Кюизенера), коробка с геометрическими телами, тарелочки с различным материалом для выкладывания цифр, палочки с наклеенными улыбками для гостей.

Воспитатель (В): Здравствуйте, слово какое чудесное,

Чуточку доброе, чуточку нежное,

Здравствуйте! – скажем мы этому дню,

Здравствуйте! – скажем мы всем и всему!

В: давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим им улыбку.

Звучит аудиозапись музыки из передачи «Что, где, когда?»

В: Ребята, а я знаю, откуда эта музыка, она из интеллектуальной игры про вопросы и ответы. А вот и сюрпризный момент.

Педагог и дети подходят к столу, на котором стоит «черный ящик», на нем лежит конверт с заданием.

В: Посмотрите – это черный ящик, в котором наверняка приготовлено для нас интересное задание. Но чтобы его открыть, мы должны ответить на вопросы, которые находятся вот в этом конверте.

Педагог открывает конверт, читает задание.

В: Ребята, ой, как интересно, здесь веселые математические загадки, и я, так понимаю, что отгадав их, мы сможем открыть наш ящик.

Задание 1.Отгадывание математических задач

  • У бабушки внучка Маша, кто Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (ответы детей)
  • На столе лежало 5 яблок, одно упало, одно съели. Сколько яблок осталось? (ответы детей)
  • У утки две лапы, сколько лапок у 2 утят? (ответы детей)
  • Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (ответы детей)

В: Молодцы, справились и теперь мы смело открываем наш «черный ящик».

Педагог открывает его и достает свиток, читает его:

« Ребята, приглашаю вас посетить мой математический сад. А для того, что бы вы, как можно быстрее, до него добрались вам от меня первое задание. Перед вами ковер – самолет, а так как им давно никто не пользовался, у него появились прорехи и их надо починить. Жду вас с нетерпением, ваша Королева Математики»

В: Ну что ж, пора отправляться в путь – дорогу. Перед вами лежат блоки Дьенеша, берите любой. На ковре – самолете для каждого блока приготовлены символы, которые соответствуют только данному блоку. Будьте внимательны, не ошибитесь, выполните задание правильно.

Задание 2. Дети приклеивают блоки в ячейки «ковра – самолета»

В: Молодцы, ребята, починили самолет, можно отправляться в путь. Взялись за руки, закрыли глаза и произносим слова: «Раз, два, ковер – самолет, лети!»

Звучит аудиозапись полета самолета, выходит Королева Математики (К.М) Дети открывают глаза.Входит К.М.

КМ: Здравствуйте, ребята, я рада, что вы приняли мое приглашение. Я живу в самой замечательной стране – цифр, знаков, символов и геометрических фигур. А чтобы попасть в мой сад, вам еще одно задание – построить цифровой «мост», соблюдая последовательность от одного до десяти.

Задание 3. Дети на полу собирают «мост» из полосок с цифрами, соблюдая заданную последовательность.

КМ: Молодцы, справились с заданием. Приглашаю вас в мои владения. Но и здесь вас ждет задание. Подойдите к столам, на них лежат карточки, на которых нарисована дорога. Вам нужно будет найти правильную схему к ней. Обведите номер той строки, которая, как вы считаете, соответствует нашему пути.

Задание 4. Дети работают за столами, находят правильный вариант. КМ дает оценку проделанной работе

В: ребята, посмотрите, в конце дороги нарисован мяч, а это значит, что пришло время вам поиграть в игру «Назови пословицы и поговорки, где присутствуют цифры.»

Дети встают в круг, передавая друг другу мяч, выполняют задание.

В: Молодцы, ребята! Уважаемая Королева, а сейчас мы предлагаем тебе послушать, какие дни недели мы знаем. Ребята разделитесь: девочки встанут по правую мою руку, мальчики – по левую и расскажите, чем вы занимались всю неделю.

Задание 5. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

В: Ребята, я приглашаю вас сесть за столы (дети сели).Для каждого из вас приготовлено игровое поле с девятью ячейками, в которых расположены цифры от одного до девяти. Слушайте мои задания внимательно и правильно ориентируйтесь на этом листе.

Задание 6. Работа детей с игровым математическим полем, разделенным на 9 ячеек, и фишками

- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество дней в неделе

- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество голов у Змея Горыныча.

- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество времен года.

- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в правом нижнем углу.

- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в середине всей таблицы.

- Положите фишку в ту ячейку, которая находится в левом верхнем углу.

- Положите фишку в ту ячейку, которая обозначает количество глаз, ушей, ноздрей, рук и ног у человека.

- Положите фишку в ту ячейку, где находится цифра, которую, если перевернуть, она превратится в цифру 9.

- Какая цифра осталась не закрытой? – 8. На что она похожа? (ответы детей)

КМ: Какие молодцы, хорошо ориентируетесь на плоскости. А у меня для вас еще интереснее задание. Я уверена, что вы знакомы с геометрическими фигурами. А вот знаете ли вы объемные геометрические тела? (ответы детей). Замечательно! У меня есть волшебная коробка, в которых они и находятся (КМ показывает корбку). Мы с вами обязательно поиграем в игру «Узнай геометрическое тело», но для этого вам, используя палочки Кюизинера, нужно собрать ключ. Вы можете ориентироваться на схему (показ схемы) или придумать свой вариант. Приступайте к работе.

Задание 7. Дети собирают ключ из палочек Кюизенера.

В: Замечательные ключи получились! Королева Математики! Мы очень хотим поиграть в обещанную Вами игру.

Задание 8. Дети просовывают одну руку в прорезь коробки, называют геометрическое тело, достают его из коробки, убеждаются в правильности предположения. Если ребенок на начальном этапе сомневается, можно предложить ему воспользоваться второй рукой.

В: Молодцы! Правильно назвали все геометрические объемные тела! А теперь предлагаю всем немного отдохнуть.

Динамическая пауза.

Руки поднялись у нас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире,

Развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

КМ: Уважаемая Королева! Ты ведь очень любишь цифры, ты же Королева точных наук. А мы знаем, что цифры бывают не только написанные и напечатанные, но и их можно выложить из различных материалов (Королева удивляется)

КМ: Очень хочется на это посмотреть.

В: Ребята, садитесь за столы, перед вами картон, на котором вы будете выполнять задание. Для вас приготовлены различные материалы, выбирайте, с чем вы будете работать и любое место для работы. Надо выложить ту цифру, которую вытяните.

Задание 9. Детям предлагается на выбор перевернутые карточки с цифрами. Дети поочередно вытягивают их, выполняют задание (камешки, пуговицы, тыквенные семечки и т.д.)

КМ: Как интересно! Я никогда не видела таких цифр! Вы меня сегодня порадовали и удивили своими знаниями и умениями! На этом хочу с вами попрощаться. Всего хорошего! Я желаю вам, чтобы вы всегда дружили математикой! (уходит)

В: Теперь нам пора возвращаться в наш сад. Взялись за руки, закрыли глаза, и произносим слова: «Раз, два, три, ковер – самолет, лети!» Наше путешествие подошло к концу, и мне хочется завершить его замечательным стихотворением, а вы мне поможете.

И с вами нам пришёл черёд,
Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «Высоко»,
Ответите мне - «Низко»,

Скажу я слово «Далеко»,
Ответите мне - «Близко».

А если «Трус» скажу я вам?
Ответите – «Храбрец»,

Теперь «Начало» я скажу,
Вы скажете – «Конец»!

В: Ребята, вам понравилось наше математическое путешествие? (ответы детей). А теперь я предлагаю вам узнать, понравилось ли оно нашим гостям. Уважаемые , оцените, пожалуйста, наши старания улыбками веселыми или не очень (педагог показывает гостям два вида улыбок.)

В: Спасибо за оценку и говорим всем: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»

Расширяет  знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает  детей бережно...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений у детей 2-ой младшей группы на тему " Дома птиц"

Дети закрепляют знания о птицах,уточняют названия некоторых из них, закрепляют представления о пользе птиц....

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы "В гости к королеве Математике".

открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе...

Конспект итогового занятия в старшей группе "В гости к Королеве Математики".

Конспект итогового занятия в старшей группе "В гости к Королеве Математики"....

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Мы — друзья природы» в средней группе

Цель: воспитывать у детей бережное и доброе отношение к лесу и его обитателям, закреплять знания о правилах поведения в лесу. Обогащать и расширять словарь детей: душистые, пахучие, лесничие.Предварит...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему «Весна» в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему:«Весна»в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием Дьенеша) В старшей группе на тему: «Хитрый леший»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений(с использованием Дьенеша)В старшей группе на тему: «Хитрый леший»...