План занятия. Тема «Транспорт»
план-конспект занятия по математике

Тарасенкова Светлана Викторовна

STEM –образование детей дошкольного возраста.

Образовательный модуль/ технология: Математика/Нумикон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План занятия. Тема «Транспорт»29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «STEM –образование детей дошкольного возраста»

План занятия

Проект «Мой город»

Тема «Транспорт»

Образовательный модуль/ технология: Математика/Нумикон

Тема занятия «Поездка на автобусе (электробусе)»

Цель: развитие у детей интереса к занятиям по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет на материале игрового пособия нумикон по теме «Транспорт».

Задачи: коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь, общую и мелкую моторику, тактильное, слуховое, зрительное, сенсорное восприятие, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, графические навыки, умение работать с картой, развивать пространственные представления, умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, доска для занятий из пособия «Нумикон»), конструктивные навыки, творческие способности;

образовательные: развивать понятие о числе, задействовав разные каналы восприятия - кинестетический, зрительный, слуховой, учить образовывать число 10 разными способами, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 10, отвечать на вопрос: «Сколько?», «Который по счёту?», соотносить цифру с количеством предметов, развивать прямой и обратный счет в пределах 10, счет от заданного числа, нахождение «соседей» числа, формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе);

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, учить выражать свои чувства, умение договариваться, работать в команде, воспитывать чувство ответственности за свою работу; понимание того, что от личных усилий каждого зависит общий результат, желание оказывать посильную помощь нуждающимся в ней, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость.

Оборудование: пособие «Нумикон», карта со схемой и маршрутом, магнит (фигурка автобуса), емкости с разными сыпучими материалами (крупами, каштанами, желудями, фасолью, песком, можно с водой (нужен сачок), мешочек с фишками, на которых наклейки с картинками материалов в емкостях (вариант, картинки), лотки для сбора форм, тарелочки или подносики для цифр, собранные детьми модели на занятии по лего-конструированию, листы бумаги, цветные карандаши, ширма (ткань).

Ход занятия

Части

занятия

Краткое содержание

Время

Организационно-методические условия

Вводная часть

Педагог загадывает загадку: «Есть и водный, и воздушный, тот, что движется по суше, грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей!» (Транспорт).

Педагог сообщает, что у него есть пригласительные билеты на выставку «Виды транспорта». Туда нужно добираться на…

Загадки про автобус:

«Я ночую в гараже… Хватит, выспался уже! Я бензином подкреплюсь, ведь уже в начале дня пассажиры ждут меня. Всем в салоне хватит мест, заплатите за проезд». «Дом по улице идет, на работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках». «Посмотрите-ка, как ловко он подъехал к остановке. В детский сад и на работу Вас доставит без заботы». Весь день — домой и на работу возить людей его забота!» «Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, – пассажиры вы теперь. Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора! Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!» Прочихается мотор — выбегает на простор и по звонкой улице он бежит, волнуется. Рынок, почта и вокзал, чтоб никто не опоздал». «По маршруту едет дом, много пассажиров в нем». «Длинный, дынный огурец из конца бежит в конец. В нем полно скамеечек для пассажиров — семечек». «Пассажиров мы катаем по маршрутам тут и там, а туристов доставляем к историческим местам. Едем к цели дружно все по проспектам и шоссе». «Выезжаем на природу! Будем изучать погоду! Собираем карты, глобус и садимся на... (автобус)». «Отвезу, куда хотите, только вы билет купите! За рулём сидит шофёр, и гудит во мне мотор, фары круглые, как глобус – называюсь я… (автобус)!»

«Весёлый автобус спешит по дорожке. Сияют на солнце бока и окошки. В тёплом моторе – доброе сердце. Всем пассажирам откроет он дверцы».

(И. Гурина)

«Не нужны ему ни рельсы, ни усы, ни провода. Ведь автобус едет быстро по маршрутам в городах, в деревнях, далеких селах. Открывает людям дверцы. Быстро крутятся колеса, и мотор стучит, как сердце».

5 мин

Дети могут сидеть на ковре, за столами, за круглым столом, на мягких подушках (на усмотрение педагога и возможностей). Педагог выбирает загадки на свое усмотрение

Основная часть

Педагог сообщает, что автобус движется по маршруту, (соблюдая расписание – при необходимости можно ввести часы), останавливается на остановках. Нужно добраться до ближайшей остановки. Дети получают карту, в которой отмечена схема, маршрут автобуса со всеми остановками (на которых задания). В конце маршрута отмечено место выставки. Карта прикрепляется на доске. По мере прохождения остановки отмечаются магнитом. (Вариант, карта располагается на отдельном столе и вместо магнита можно использовать фигурку автобуса). Педагог обращает внимание детей на схему, на которой площадка перед остановкой. Предлагается парное задание построить площадку перед остановкой. Пары выбираются жеребьевкой: каждый ребенок достает из мешочка один паттерн, затем дети выбирают себе пару (1 паттерн с паттерном 2). После распределения на пары дети проходят за столы. Задание «Заполнить белую доску двумя наборами форм от 1 до 10». Проверяется, у какой пары какие формы остались? Почему? Разбираются варианты как еще можно заполнить доску? Ответ: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10= 55, 55* 2 = 110. Доска 10*10 = 100. Остается лишнее 10 единиц, представленные любыми формами «Нумикона». Магнит на карте передвигается на остановку. Прибывает автобус. Детям предлагается из форм нумикона на белых досках выложить автобус. Можно предложить детям на первый слой из форм поставить штырки и выложить второй слой, чтобы автобус был объемный. Педагог сообщает, что все оказались в автобусе, но в нем уже пассажиры. Автобус отправляется до следующей остановки. Детям дается задание отгадать количество пассажиров в автобусе. Каждый ребенок выбирает из мешочка фишку с изображением материала в емкости. Находит нужную емкость и достает 10 форм нумикона от 1 до 10, складывая в лоток. Затем несет лоток на свое место за столом и раскладывает эти формы по порядку от 1 до 10. («Один за другим»). Педагог просит «подписать» формы цифрами, которые каждый ребенок раскладывает под формами. (Напиши цифры в правильном порядке). Задание «Сосчитай». Дети считают, сколько всего пассажиров (форм), повторяют количественный счет, называют цифры. Автобус прибывает на остановку, магнит передвигается. Педагог сообщает, что до следующей остановки нужно успеть вспомнить и сосчитать разные виды транспорта. Пальчиковая гимнастика «Транспорт». «Раз, два, три, четыре, пять (сжимать и разжимать пальцы) - буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед (поочередно сжимать пальчики обеих рук в кулачки, начиная с большого пальца левой руки, педагог начинает с правой), мотоцикл, велосипед, автомобиль и самолет, корабль, поезд, вертолет». Магнит передвигается на следующую остановку. Педагог сообщает, что вошли несколько контролеров. Нужно помочь определить, у кого из пассажиров уже проверили билет. Педагог называет цвет одежды пассажира (паттерна) и спрашивает (билет проверили у пассажира в желтой одежде, какой пассажир по счету), порядковый прямой и обратный счет в пределах 10, счет от заданного числа (у каких пассажиров, начиная с 3 и до 6 проверили билеты, посчитай), нахождение «соседей» числа, используя цвет и нумерацию паттернов (все задания обыгрываются с пассажирами). Магнит передвигается на следующую остановку. Педагог сообщает, что на этой остановке нужно выходить. Магнит на карте передвигается на выставку.

25 мин

Мешочек с двумя видами паттернов (1 и 2) по количеству детей. Если количество детей нечетное, то один ребенок выполняет задание с педагогом.

На столах лежат белые доски и по 2 набора форм от 1 до 10.

Лотки с формами нумикона, цветные штырьки, белые доски.

Емкости с разными сыпучими материалами (крупами, каштанами, желудями, фасолью, песком, можно с водой (нужен сачок). Возле каждой емкости стоит лоток, чтобы складывать формы.

На столах для каждого ребенка на тарелочках (подносиках) цифры.

Динамическая пауза

Игра "Летаем, плаваем, ездим». (Имитация движений). Самолеты загудели. (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками). Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо). На полянку тихо если (присесть, руки к коленям) да и снова полетели.

5 мин

Заключительная часть

Прежде чем попасть на выставку, нужно приложить пригласительные билеты к пропускной системе на входе. Эта система работает так, что нужно собрать свой пригласительный билет из двух частей. Задание составлять из двух меньших чисел большее в один ряд, с помощью штырьков подстраивать сверху разные варианты, раскладывать число на два меньших. Педагог сообщает, что все оказались на территории выставки, ведет детей к столу (месту), отодвигает ширму (снимает ткань), которая закрывала модели, собранные детьми на занятии по лего-конструированию, сообщает, что ребята так постарались, что получилась целая выставка. После рассмотрения моделей, повторения видов транспорта педагог предлагает дополнить выставку. Дети из паттернов выкладывают разные виды транспорта на свое усмотрение. Затем «делают фотографии»: обводят паттерны на листах так, чтобы получился транспорт. Например, грузовик. Педагог сообщает, что пора возвращаться на автобусе обратно. Магнит передвигается на остановку возле выставки (двигаться от выставки в обратную сторону). Игра «Автобус». Едет - едет наш автобус, крутит, крутит колесом ((вращаем сжатые кулачки). Едет - едет наш автобус, крутит, крутит руль, руль (изображаем, как крутим руль). Едет - едет наш автобус, дворниками: бжик – бжик, бжик – бжик (параллельно двумя руками влево - вправо). Едет - едет наш автобус, крутит, крутит колесом. Двери открываются - двери закрываются (ладошки сводим и разводим). Едет - едет наш автобус, крутит, крутит колесом. Едет - едет наш автобус. Всем сигналит: биииииип (нажимаем себе на нос). Магнит передвигается на следующую остановку. Пальчиковая гимнастика «Транспорт». Автобус, троллейбус, машина, трамвай – о них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, они очень редко заходят сюда (соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного). Магнит передвигается на следующую остановку. Повторение количественного счета в пределах 10. «Будем пальчики сгибать – будем транспорт называть (сжимать и разжимать пальчики): машина, поезд, вертолет, трамвай, автобус (пять пальцев мы в кулак зажали, пять видов транспорта назвали (сжимать пальцы в кулачок, начиная с большого левой руки, педагог начинает с правой). Будем пальчики сгибать – будем транспорт называть (сжимать и разжимать пальчики, левая рука остается в кулаке, а правая разжата, у педагога наоборот): ракета, метро, троллейбус, корабль, самолет (сжимать пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого, педагог выполняет левой). Все пальцы мы в кулак зажали, еще пять видов транспорта назвали. Пять и пять получим десять (показать пальцы на правой и левой руках, встряхнуть кисти).

20 мин

Лотки с формами нумикона, цветные штырьки, белые доски.

Собранные детьми модели на занятии по лего-конструированию.

Модели, собранные детьми на занятии по лего-конструированию.

Белые доски и паттерны.

Цветные карандаши, паттерны, листы бумаги.

Подведение итогов

Магнит на карте передвигается. Педагог обращает внимание, что автобус вернулся на ту же остановку, с которой забрал всех. Магнит на карте передвигается на площадку. Автобус уезжает. Обсуждение. Сколько было остановок? Какие задания выполняли? Что понравилось больше?

5 мин

Результат занятия: у детей появится интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений с материалом игрового пособия нумикон по теме «Транспорт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие. Тема: «Транспорт». Младшая группа

Комплексное занятие в младшей группе. «Транспорт». Цели: Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а так же основные части: кабину, руль,...

Интегрированное музыкально - логопедическое занятие. Тема "Транспорт"

Интегрированное музыкально –логопедическое занятиеТема «Транспорт».Дети под музыку входят в зал и становятся в круг.Ø  Музыкальное приветствие «Доброе утро солнце»Муз. рук Ребята, я предлагаю отг...

Календарно- тематический план на тему: «Транспорт (ПДД+ОБЖ на улице)» Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Тема недели: транспортЦель: познакомить детей с различными ви...

методическая разработка перспективно-календарного плана на тему «ТРАНСПОРТ»

методическая разработка перспективно-календарного плана  на  тему   «ТРАНСПОРТ»...

Фрагмент перспективного и календарного плана по теме "Транспорт"

Перспективный план на неделю на тему "Транспорт" в средней группеКалендарный план на неделю на тему "Транспорт" в средней группе...

Комплексно - тематический план по теме "Транспорт" 2 младшая группа.

Комплексно - тематический план по теме "Транспорт" 2 мл.гр....