Конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Чечевичкина Лариса Алимовна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе.

Цель: • Продолжать знакомить с цифрой 7;

-Закрепить представления о составе числа 7 из двух меньших чисел;                                                                                                                                           - продолжать формировать представления о равенстве групп предметов;

- учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом;                                                                                                                                               -  закреплять знания детей о временных отношениях ( дни недели, времена года , время суток).                                                                                                                                                          - учить ориентироваться на листе бумаги.                                                                                  - Совершенствовать умения узнавать и называть геометрические фигуры;

- воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к математике.

Материал : 3 конверта с заданиями(загадки, задания)листы бумаги А4 на каждого ребенка, цветные карандаши, цифры  2 набора от 1 до 9, коврик зеленого цвета(болото), кукла в костюме Королева математики, замок построенный из конструктора « лего», чудесный мешочек ;набор фигур Дьенеша ,счетные палочки, картинки  белочки, грибочки, цифры 7, 6.

                                Ход занятия.                                                                                          1.Воспитатель: Дети заходят в группу становятся полукругом.

Ребята , сегодня к нам на занятие пришли гости, воспитатели нашего детского сада, поприветствуйте их.  Дети здороваются с гостями.                                                                    Игра - приветствие«Здравствуй, друг» (установление эмоционального контакта).

Подойди ко мне, дружок.        

Соберемся все в кружок.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!                                                                                                                 Воспитатель:–У нас сегодня необычное занятие , к нам пришел таинственный  гость, но он покажется нам лишь тогда когда мы выполним все его задания. А чтобы выполнить задания  , нам нужно отправиться в путь! Вы готовы ребята отправиться в путь?   Дети (Готовы !)                                                                                                                                                  2. Сначала разомнемся.                                                                                                   Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да) Тогда слушайте внимательно!

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний -

Повстречается передний   (Дни недели)

Воспитатель: Давайте повторим с вами названия дней недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), «Назови соседей»,какой день недели первый, последний?какой сегодня ? Какой был вчера день? Какой день недели будет завтра?

Воспитатель: молодцы ребята, вы все знаете!

3.Ой, что это ?  Письмо ! Прочтем ?   Загадки.    –Давайте попробуем их отгадать. С ответом не торопитесь, прослушайте внимательно до конца , потом отвечайте.                                                                                                                                       ****                                                                                                                                                                        Запорошила дорожки,                                                                                                                                                                  разукрасила окошки ,                                                                                                                                                                 радость детям подарила                                                                                                                                                   И на санках прокатила.(зима)                                                                                                                                 ******                                                                                                                                                                             Плащ золотистый                                                                                                                                                          она надевает теплое лето                                                                                                                                               она провожает! (осень)                                                                                                                                                                                                                      

****                                                                                                                                                                  Распустились почки                                                                                                                                   Травка вырастает                                                                                                                                                               в это время птички                                                                                                                                                с Юга прилетают  (весна)                                                                                                                  

****                                                                                                                                                                                     В щедром поле колосится                                                                                                                  золотистая пшеница                                                                                                                                                          Ягоды в лесу поспели                                                                                                                                               Пчелы прячут мед по кельям.                                                                                                                                  Много и тепла и света                                                                                                                                                Так бывает только … летом                                                                                                                           Правильно! Молодцы!                                                                                                                                                  А скажите пожалуйста ,ребята, сейчас какое у нас время года?    -Зима.                                                                                                                Дыхательная гимнастика.–Давайте представим , что у нас на ладошках снежинка,подуем на нее, пусть она летит!                                                                                                       -Замерзли ладони?  Давайте погреем ладони!                                                                                               4.Д.игра «Угадай фигуру!» чудесный мешочек.    Посмотрите , что нам приготовил таинственный гость! Здесь что то лежит ! Давайте угадаем что здесь лежит!   Дети на ощупь узнают фигуру и достают ( называют цвет ) из сапожка фигурки по очереди.                                                                                                                           5. Двигаемся дальше! Ребята , болото !  Задание , построить мост. Необычный мост из цифр!                                                                                                                                     Сначала мы расположим цифры по мере возрастания.от 1 до 9. Половина моста построена, а теперь расставляем цифры по по мере убывания. Проверим правильно ли расположили цифры.   Д.игра «Составь цифровой ряд чисел по мере возрастания и по мере убывания от 1 до 9.»,» Назови соседей « 3,5,6,2. Назовите самое большое число, самое маленькое число.                                                                                                       Все правильно !Молодцы!                                                                                                                    6. Послание от тайного гостя, конверт . Задание «Найди лишнее слово»  Понедельник , вторник, среда, утро.     Декабрь , январь, февраль, вторник.  Лето, осень, зима, июнь. Утро , вечер, ночь, январь.  Умнички!  И это задание выполнили верно ! Отдохнем.                                                                                                                            Физминутка.                                                                                                                                      Зайчикам не будет скучно ,                                                                                                                                       Сделаем зарядку дружно ?                                                                                                                    Вправо  ,влево , повернись,                                                                                                               Наклонись и поднимись                                                                                                                                    Лапки вверх, лапки вбок                                                                                                                                                 И на месте скок ,скок, скок.                                                                                                                                                                                                                                                                                  А теперь бежим вприпрыжку,                                                                                                                           Молодцы мои зайчишки !                                                                                                                       Замедляем детки шаг,                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Шаг на месте , стой! Вот так !                                                                                                                                           7. Дид. Игра а теперь «Накорми  белочек«    -Идем дальше , на мольберте картинки белочки, грибочки  .  Нужно покормить  животных . Сравнить две группы предметов 6 и 7,  большее количество и меньшее. Создать равенство.                                                                                                                         А теперь ребята проходите и усаживайтесь за столы , мы продолжим  выполнять задания.   Разомнем наши пальчики.                                                                                                                         Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик помассируем.                                                  -Этот пальчик самый большой, самый веселый и самый смешной.                                                        -Этот пальчик указательный- он солидный и внимательный.                                                            –Этот пальчик средний, он не первый и не последний.                                                                                               – Этот пальчик безымянный он не любит кашки манной.                                                                                                           – Этот пальчик маленький мизинчик , любит бегать в магазинчик.                                                                                                          8.Д игра»волшебные цифры».  Воспитатель: счетные палочки. Возьмите 5 палочек и составьте цифру 3, добавьте 2 палочки и составьте цифру 8, уберите 1 палочку , получилась цифра 9. Воспитатель: Все справились с заданиями, молодцы!

Гимнастика для глаз . - Ваши глазки  устали , сделаем гимнастику для глаз.                                                Голова у нас не двигается , двигаются только глазки. Готовы ?                                                                                                            Раз на лево                                                                                                                                                                   Два на право                                                                                                                                                                    Три на вверх                                                                                                                                                          Четыре вниз                                                                                                                                                                                      а теперь по кругу смотрим                                                                                                                                                    , тренируем мышцы глаз.                                                                                                                                         Взгляд направим ближе, дальше! направили ?                                                                                                        Скоро будем видеть лучше , убедитесь вы сейчас.                                                                                                    Без гимнастики друзья, нашим глазкам жить нельзя!                                                                                                                                        9. Вот и виден уже вдалеке волшебный замок! Но стены высоки , на дверях еще замок весит. А вот еще одно послание от «таинственного гостя».

Воспитатель: А теперь следующее задание, нужно  нарисовать « ковер самолет»,он нам нужен для того чтобы долететь до замка .  Перед детьми на столе прямоугольный лист бумаги , цветные карандаши. Готовы , ребята?

Воспитатель: Нарисуйте в нижнем левом углу желтый прямоугольник, в левом верхнем углу, квадрат зеленого цвета, в правом верхнем углу кружок красного цвета., в правом нижнем углу синий треугольник, посередине овал оранжевого цвета, слева от овала ,круг розового  цвета, справа от овала, трапеция коричневого цвета.                          Молодцы! Справились со всеми  заданиями! Ну а теперь берите свои ковры самолеты становитесь в круг и полетели к замку !

Звучит аудио запись, песенка «Облака -белогривые лошадки »

  И случилось чудо ,волшебный замок открыл свои двери и к нам идет наш таинственный гость , кто это ? Королева математики? Это она приготовила для вас все эти задания , с которыми вы отлично справились! Королева приготовила для вас сюрприз  , ваши любимые математические раскраски.

                                                                                                                                   Релаксация .

                                                                                                                Воспитатель:Ребята , вам понравилось наше путешествие? Что понравилось Мише, Варваре, Василисе ? Какое задание для вас было трудным ?

Всем ребятам спасибо , математические задания выполнены отлично !



Предварительный просмотр:

        Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»подготовила воспитатель Чечевичкина Л.А. г Нижневартовск Детский сад №62 «Журавушка»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Моя семья»

Программное содержание:

Уточнение представлений детей о семье, родственных отношениях в семье.

Образование уменьшительной формы существительных, подбор антонимов. Составление предложений с союзом «а».

Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.

        Предварительная работа:

*   Рисунки детей «Моя мама» ,»Моя Семья» , «Семья матрешек».                                                                                                                                                                                          *   Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа, гербы семей.              

*Д/игра (с мячом) «Кто ушел, кто пришел?», Д/игра (с древом и картинками) Д/игра «Составь портрет своей семьи».                      

                                                                                                                           

 *  «Раскроем  тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

*   Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

*   Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»

*   Чтение – русской народной сказки «Хаврошечка», А. Яковлев «Мама»,

*   Заучивание стихотворение Я.Акима «Мама»

 *Прослушивание песни «Моя семья», «Горница».

Материал для занятия: картины деревья , картинки члены семьи (в конвертах), мяч , сюжетные картинки , семейные древа, семейные гербы картинки .                                Ход занятия:        

1.Организационный момент.         Ребята, сегодня у нас в группе гости , давай те поприветствуем их. 

-Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Пальчиковая гимнастика «Семья» (обе руки) Как у нас семья

Большая  Да веселая      (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят,           (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят.         (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются.       (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.            (Загибают безымянные пальцы)

Две Юльки в люльке  качаются.           (Загибают мизинцы)

                                                                 

 2.На мольберте картинки о семье. Ребята , у нас тут картинки, что вы видите на картинках? (Папа ,мама, дедушка..). Как можно их назвать одним словом(Семья, родственники, родные люди). Правильно, сегодня мы будем с вами   говорить о Семье. Вслушайтесь в слово –семь-я.(дети хлопками делят слово на слоги). Семья – семь раз я,  семь человек под одной крышей живут.   Ставлю символическую крышу над всеми картинками.                   (Стук в дверь). - Кто то еще к нам пришел.- Это был почтальон, он принес  письмо от домовенка Кузи . Прочитаем? Здравствуйте ребята, у меня к вам просьба  , помогите мне посчитать .-«По соседству от меня живет дружная семья.                                                          В ней кот Мурзик, попугай еще щенок Мазай, дочка, сын, отец и мать, всех их нужно сосчитать». Домовенку это очень важно знать, поможем ему?

Сколько человек в семье? - (ответы детей) - в семье 4 человека

                                                                                   

Кто же есть в этой необычной семье? - (ответы детей- домашние животные и птица попугай). –Молодцы, ребята,  помогли Кузе сосчитать соседей . Еще , домовенок Кузя желает узнать что такое семья, и для чего она нужна?

3.А что вы знаете о своих семьях? -Сегодня я приглашаю вас поиграть в игру, которая так и называется «Расскажи о своей семье». Во время игры  мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет в нашей игре. Я приглашаю , занимайте свои места.

-Мы начинаем!

Скажите, что такое семья? (ответы детей) - Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети

Кто может быть членом семьи, чужие люди или родственники? (только родственники, чужие- нет)

.

А как живут члены одной семьи? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).

А какие бывают семьи ? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные .счастливые и веселые, трудолюбивые, спортивные ,музыкальные…) 

4.-Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей и горох молотят». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

                                                                                                                                                                                                  В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха

В семье и каша гуще.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут .

В гостях хорошо,   а дома лучше.

Мой дом -   моя крепость.

5.Физминутка . Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

 

Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?

А каким образом память о родных сохраняли в давние времена ,когда не было фотоаппаратов ,камер?

Как назывались такие записи? (родословные)

Как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом).

6.Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

                                                               

7. Д/ игра (с мячом) «Скажи противоположные слова» «Дедушка старый - внук …/молодой/;

Папа высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;

Белье чистое - …/грязное/;

Хлеб свежий - …/черствый/;

Мама спускается - дочь …/поднимается/;

Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

Брат старший –сестра младшая,

8.-Молодцы, занимайте свои места. А мы продолжаем. Настало время поиграть в игру придумай ( раздаю детям сюжетные картинки ) предложение  с маленьким словом «а». Кто первый?(Дети отвечают) 4 ответа.

9.   Следующее задание , расскажи о своей семье. (Дети рассказывают о своей семье по изготовленному вместе с родителями семейному древу)   Опорная схема:1 Адрес, где проживает семья (город,улица ,№ дома)

         2 Фамилия семьи

        3 Кто в семье (перечисление)

        4  И.О.членов семьи, где работают, чем занимаются.

        5 Увлечения семьи.

        6 Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)

-Где могут пригодиться знания о семье?(ответы детей)

-Ребята, вот и закончилась наша игра .Что вам понравилось на занятии?                          Все кто на занятии работал легко без ошибок, выберите кружок зеленого цвета , кто немного испытывал затруднения- кружок желтого цвета , и кто сильно затруднялся – красный круг. -Молодцы!  Все дети активно работали на занятии и все получают звездочки . Я считаю что вы сможете обьяснить домовенку Кузе, что такое семья. Для чего она нужна?

-Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирование мы...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирова...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

Конспект по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений в старшей группе "Порядковый счет до 10".

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС "Порядковый счет до 10"Воспитатель:Бабаева Лейла НурдиновнаВедущая образовательная область :познавательная...