Конструкт НОД по познавательному развитию "Треугольные чудеса"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Багаевская Любовь Геннадьевна

Познавательно-исследовательская деятельность детей на занятие даёт возможность узнать много интересного о геометрической фигуре - треугольник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_treugolnye_chudesa.docx122 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт
организации непосредственной образовательной деятельности с детьми.

                 Составитель: Багаевская Любовь Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР «Детский сад «Улыбка»

Описание:познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Занятие соответствует ФГОС.
Тема: «Треугольные чудеса»
Форма НОД: интегрированная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, подгрупповая.

Методы, приёмы:игровые методы,метод программированных заданий, аппликация,рефлексия.

Учебно-методический комплект:Л.Н.Шеврина «Путешествие по стране Геометрии», А.Тимофеевский «Геометрия», Е.А.Пьянкова «Начинаю считать»-М.:Эксмо, 2008 (Ломоносовская школа), В.П.Новикова «Математика в детском саду.Подготовительная группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Интернет ресурс.  
Средства:

  • Наглядные:  интерактивная доска, слайды презентации, книги, модели треугольников, счётные палочки, треугольные заготовки для аппликации.
  • Литературные: стихи, загадки, сказки, физкультминутки, игры.

Цель:

  • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи  через совместную познавательно-исследовательскую, конструкторскую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

  • Расширять представления о геометрических фигурах (треугольнике).
  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия

Обучающие:

  • Формировать умение анализировать простое изображение, мысленно расчленяя его на составные части (геометрические фигуры); видоизменять фигуру путем собирания её из треугольников; свободно перемещать фигуры на плоскости с целью получения новой фигуры.
  • Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, конструкторской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств детей:

  • проявление интереса к конструкторской, познавательной, исследовательской деятельности;
  • самостоятельность в исследовании геометрических фигур;
  • активность, творчество в выполнении различных видов деятельности;
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
  • способность планировать и согласовывать свои действия;

В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной.

Последоватальность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I этап

Организационный

-ситуативный разговор

-приветствие

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Предлагает поприветствовать друг друга.

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне, гостям. Отлично! Присаживайтесь на стульчики.

Дети настроены на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности, приветствуют друг друга.

Садятся за столы.

Пробудить интерес детей к общению и совместной деятельности

II этап      Работа над темой

-проблемная ситуация---продуктивная деятельность

-игровая ситуация, пробуждающая интересдетей к новому знанию

-актуализация знаний детей

-побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Организует диалог.

Ребята, как называется страна в которой мы живём. Какие страны вы ещё знаете?

А вот одна из стран Математики называется…….прочитайте на доске.

Слайд: Геометрия.

 О, это очень необычная страна, там живут необычные жители, там живут геометрические … /фигуры/. Хотите со мной попутешествовать в страну Геометрию?

Задает вопрос

А какие геометрические фигуры вы знаете?

Слайд: C:\Users\user\Desktop\maxresdefault.jpg

Ставит цель

Но сегодня я вам предлагаю  исследовать только одну из них. А вот какую, попробуйте угадать сами, внимательно послушав стихотворение:

«Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды - трудные дела

Мы вместе совершим».

Слайд:C:\Users\user\Desktop\BO21BL7P8Q.jpg

Дети отвечают на вопросы педагога

Договаривают

Перечисляют  

Выделяют существенные признаки геометрической фигуры, отгадывают  загадку

Дети  вспомнили

название стран, геометрические фигуры

Умение выделить существенные признаки геометрической фигуры-треугольника.

Проблемный вопрос

Ставит проблемный вопрос

Интересно, а почему эту фигуру назвали треугольником?

/потому что у неё три угла/

А чего у треугольника еще три?

/три стороны/

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.

Включение детей в обследовательскую деятельность

Предлагает обследовать фигуру

А хотите познакомиться с ним поближе? Тогда посмотрите на треугольники, которые лежат на ваших столах

Что вы можете сказать про розовый треугольник? У него тоже три угла и три стороны и все стороны одинаковые, такие треугольники называются равносторонние.

Слайд. (равносторонний розовый треугольник)

Проявляют интерес, желание узнать новое о треугольнике

Дети  обследуют геометрическую фигуру.

Самостоятельность в обследовании геометрической фигуры

 Навык самостоятельного обследовательского действия.

Навык ориентации в пространстве (верх, низ)

-Новое знание, расширение активного словаря (непоседы)

Актуализирует знание детей о непоседах. Осуществляет «оживление фигур».

Ребята, я хочу вам открыть один секрет: эти треугольники - такие непоседы. А вы знаете, кто такие непоседы?

/это те, кто не может сидеть на месте/

Действительно. Это те кто все время крутится и вертится. Вот и наши треугольники тоже все время крутятся и вертятся.

Слайд с жёлтым треугольником. Найдите у себя такой-же

Сейчас он стоит так, а через секунду он может стоять вот так. (Педагог поворачивает треугольник на интерактивной  доске).

Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога.

Высказывания, рассуждения детей.

Находят в наборе нужный треугольник.

Дети действуют по образцу.

Поворачивают свои треугольники.

Двигательная активность детей

-Физкультминутка«Треугольные догонялки»

А ваши треугольники так могут? Положите свой треугольник так же, как мой. А вот так?

(Педагог на интерактивной доске показывает разные положения, осуществляет проверку, предлагает ребенку при необходимости сравнить с образцом, помогает, подбадривает, поощряет взаимопомощь)

Так как наши треугольники непоседы, они очень любят играть и я вам предлагаю поиграть в игру «Треугольные догонялки»

-Выходите из-за столов и вставайте в круг. Сейчас синий треугольник будет убегать по кругу от красного треугольника. Передавать треугольники мы будем друг другу, никого не пропуская, договорились? Но синий треугольник должен быть очень внимательным, потому что красный может в любой момент поменять свое направление.

-А ещё у меня есть треугольник, у которого одна сторона длинная, а две другие короткие. Как вы думаете, где находится длинная сторона сверху или снизу?

  /снизу/

Слайд:C:\Users\user\Desktop\img1.jpg

Возьмите счётные палочки и постройте треугольник, чтобы одна сторона у него была длиннее двух других.

А у вашего треугольника есть длинная сторона?

Покажите её. Проведите около неё пальчиком.

Дети предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи.

Дети наблюдают за действиями взрослого.

 Дети, ориентируясь на стороны, располагают свои треугольники по заданному образцу. Самостоятельно осуществляют проверку соответсвующего расположения фигуры с образцом воспитателя.

Двигательная активность детей

Играют в игру.

 Дети стоят из счётных палочек треугольники с разными сторонами.

Проговаривают, где у них получилась длинная сторона: вверху, внизу, справа, слева.

Соблюдение правила игры, распределение вниманиея во время игры, эмоциональная разрядка

Деятельность по образцу

Наши треугольники, хоть и непоседы, но очень дружные, наверное, как и вы? А когда они вместе, начинаются треугольные чудеса! Они тут же начинают превращаться в другие геометрические фигуры. Интересно, в какую фигуру могут превратиться два треугольника? Я предлагаю вам объединиться парами и соединить свои треугольники так, чтобы у них получилась геометрическая фигура.

Дети в парах договариваются, планируют и согласовывают свои действия, перемещают и соединяют фигуры на плоскости с целью получения новой фигуры.

Чаще всего дети получают квадрат.

Умение работать по образцу, работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах

Какими сторонами вы соединили треугольники, чтобы у вас получился квадрат?

/длинными/

А если их соединить коротким сторонами?
Педагог на доске оставляет все три модели построения геометрических фигур.

Так в какие же фигуры могут превратиться два треугольника?

/квадрат, треугольник и четырехугольник/

Дети, соединяя треугольники короткими сторонами, показывают разные варианты выполнения задания, правильно называя каждую новую фигуру.

Умение решать поставленную задачу в парах

Рассказывание сказки с задачами на умственные действия

Творческое задание (самостоятельное выполнение)

-III этап

Итог творческой деятельности.

Рефлексивно-корригирующий.

Мы играли в треугольные догонялки, а слышали ли вы когда-нибудь треугольную сказку? А вы хотите её послушать? /да/

«Жили-были в стране Геометрии фигуры-треугольники. В принципе ничего интересного сами по себе они и не представляли, поэтому и жили очень скучно. Однажды вечером, сидя у своих треугольных домиков, они как и каждый вечер от скуки загадывали друг другу загадки и задачки, в которых обязательно присутствовало число 3.

  • Папа-лев и мама львица

Есть чему здесь удивиться.

Ведь у них три малыша-

Шерстка очень хороша.

Какова семейка?

Сколько их? Сосчитать сумей-ка? (5)

Три матрешки играли на гармошке,

Четырем матрешкам не досталось гармошки

Сколько всего матрёшек?

И сколько всего гармошек? (7, 3)

Плывут утята, ныряют, играют,

А утка-мать следит за ними, считает:

Три пестрых, три серых,

Три желтых утят-

Ей очень трудно всех сосчитать.

А вы ,ребята, помогите,

Сколько утят? Скажите! (9)

Ежик по лесу гулял и грибочки собирал:

Белых три и два опенка,

Две лисички, три масленка,

Большую волнушку нашел он под елкой.

Сколько грибов у ежа на иголках? (11)

Хоть и крошка осьминог ,

Но имеет восемь ног.

Сколько нужно пар сапог,

Чтоб обулся осьминог? (4)

  • У нашей Катюшки

На самой макушке

Не жуки, не птички

Держат косички.

                                  (Бантики)

  • Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

                                    (Бабочка)

  • Я в любую непогоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный, серый…

                                     (Гусь)

И вдруг им пришла в голову интересная мысль…..

Дети, как вы думаете, какя же интересная идея пришла в голову треугольникам?

Из треугольников можно творить настоящие чудеса. Можно дорисовывать треугольники, превращая их в разные фигуры. С треугольниками можно поиграть. И,

конечно, можно объединиться и создавать разные фигуры.

Слайды:C:\Users\user\Desktop\картинки для итогового\b4b7a47569.jpgC:\Users\user\Desktop\картинки для итогового\1.jpg

Тогда давайте научим треугольники, как это надо делать.

Вы наверно устали сидеть, давайте ещё поиграем. За то, что вы так хорошо отгадывали задачи, треугольники дарят вам приз. Но он всего один, поэтому мы его разыграем.

Игра «Приз немедленно бери…»

Сложив треугольники между собой можно создать большое количество разных фигур. Так ка у нас канун праздника, мы сделаем с вами цветок-гвоздику. Символ праздника.

Ребята, вам понравилось играть с треугольниками?

-Педагог побуждает детей к речевой активности

Какие чудеса вы совершили с ними? Какие фигуры вы строили? А кроме фигур? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

Дети слушают сказку, следят за развитием событий, происходящими со сказочными героями, высказывают свои предположения.

Отгадыват загадки, задачи объясняют.

 Вместе со взрослым рассуждают, что можно построить из треугольников.

Работают по карточкам.

Играют в игру, победитель получает приз-линейку-треугольник.

Обсуждают, какой праздник отмечает наша страна, какой цветок является символом праздника.

Делают аппликацию.        

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Отгадывание загадок, решение задач. Конструктивный подход к поставленной проблеме.

Умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, переносить приобретенные умения в новые условия.

Умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО

Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической напра...

Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".

В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: по...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности  с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Такие разные птицы» Шестой год жизни...

Конструкт НОД по познавательному развитию.

Тема: "Волшебная вода".Группа: вторая младшаяОбразовательная область: познавательное развитие.Форма организации: Групповая, индивидуальная.Цель: Познакомить детей со свой...

Конструкт ООД по познавательному развитию

Конструкт ООД  в старшей группе. Тема  «Неживая природа»...