Конспект занятия по ФЭМП для средней группы с применением технологии ТИКО-моделирования и ТРИЗ-технологии «Новый дом для зайчика»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Для Доу ,возраст 4-5 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_.docx823.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы с применением технологии ТИКО-моделирования и ТРИЗ-технологии «Новый дом для зайчика»

Цель: Освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, технологии ТИКО-моделирования

Задачи

Образовательные:

  • Освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, технологии ТИКО-моделирования
  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике,) и геометрических телах (шаре, кубе, пирамиде)
  • Способствовать выработке навыка определения количества без пересчёта, узнавания цифр и отсчёта соответствующего количества предметов;
  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • Закреплять навыки объёмного моделирования из ТИКО-конструктора по алгоритму;

Развивающие:

  • Дать начальные и максимально разнообразные представления о профессии «строитель»
  • Развивать образное и логическое мышление; различные виды восприятия;
  • Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке,
  • Способствовать развитию внимания, наблюдательности;
  • Развивать координацию движений и межполушарное взаимодействие

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
  • Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески перерабатывать имеющиеся знания.

Оборудование:

Фланелеграф или интерактивная доска или экран, оборудованный уголок для элемента театрализации сказки «Заюшкина избушка», конструктор ТИКО, алгоритмы для строительства домика из конструктора ТИКО , индивидуальные подставки для технологических карт, карточки с заданиями для каждого ребенка, кружки, карточки с цифрами от 1 до 5, круги Луллия по количеству подгрупп.

Вводная часть занятия:

Дети сидят на стульчиках перед оборудованным для театрализации уголком (или перед экраном).

Один, два, три — мир красивый, посмотри,
Четыре, пять — солнце светит нам опять,
Шесть, семь, восемь — счастье в дом ребёнок вносит,
Девять, десять — повторим все цифры вместе.

(На экране или в театральном уголке появляется лисичка. Она «забегает» в домик и выглядывает из окошка).

-Дети, подумайте, у какого сказочного героя отобрала лисица его хороший домик, потому что ее избушка растаяла весной ?

-У зайчика!

Воспитатель показывает зайчика из кукольного театра.

- А вот и он!

Зайчик: Здравствуйте ребята. Приключилась со мной очень неприятная история. Была у меня избушка, красивая, большая. Пришла лиса ко мне в гости и выгнала меня.

Воспитатель: Может, поможем его беде?

Дети: поможем зайке.

Встанем вместе и пойдем на помощь зайке. Ребята, встаньте на ту дорожку, по которой быстрее можно дойти до наших рабочих мест. Назовите, это длинная или короткая дорожка? (Короткая)

Дети встают на нужную дорожку. Проходят по ней к своим рабочим местам.

Основная часть .

Установление причинно-следственных связей

Воспитатель: давайте-ка с вами сначала подумаем, что нам нужно сделать? Дети: нам надо помочь зайке

Воспитатель: какая у него проблема?

Дети: лиса отобрала его избушку.

Воспитатель: почему она это сделала?

Дети: лиса хитрая, нечестная.

Воспитатель: Что нужно сделать, я подскажу:

Я начну, вы – помогайте,
Мои мысли завершайте.

Воспитатель: лиса поступила несправедливо по отношению к зайчику, поэтому мы?

Дети: мы хотим помочь зайчику.

Воспитатель: несправедливость совершила лиса, потому что?

Дети: лиса выгнала из избушки зайчика.

Воспитатель: у зайчика нет домика поэтому?

Дети: ему грозит опасность.

Воспитатель: чтобы уберечь зайку мы можем?

Дети: можем помочь построить новый домик для зайки.

Воспитатель: Люди, которые проектируют и стоят дома называются … (строители) .

Воспитатель: таким образом, представим себя в роли строителей.

Первое задание «Построй дом»

Расскажу вам историю по то, как важно правильно построить дом.

Дидактическая сказка про геометрические фигуры — круг, квадрат и треугольник.

В процессе рассказа воспитатель и дети на своих местах используют геометрические фигуры и конструктор «ТИКО» для выполнения круга, квадрата и треугольника, а также домика..

Жили-были друзья — круг, квадрат, треугольник. - Покажите у себя на столах названные фигуры- (плоские фигуры лежат в синем конверте)

Как то раз задумались треугольник, круг, квадрат, что у всех есть дома: и у зверей, и у птиц, и у людей, и решили построить себе дома, в которых они будут жить.

Круг построил себе круглый дом, который называется «шар» – или называют дети (показывает выполненный из конструктора шар) и он у него всё время укатывался.

У квадрата дом был квадратный, который называется «куб» (показывает выполненный из конструктора куб) и без крыши, когда шёл дождь, квадрат был весь мокрый.

Треугольник ( должен быть прямоугольным) построил себе треугольный дом, который называется «пирамида» (показывает выполненную из конструктора пирамиду и демонстрируем, что войти не может), но никак не мог в него войти.

Дети, как помочь этим незадачливым героям, чтобы дом был удобным для каждого из них? (Построить один большой дом!)

Решили тогда построить один большой дом для них всех. Из квадрата сделали стены дома, дверь, трубу для дыма, из треугольника — крышу, а из круга — окошки в доме.

  1. Кинезиологическое упражнение «Домик»

Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (5 раз)

Конструирование дома с помощью технологической карты (по алгоритму) с помощью конструктора «ТИКО».

Дети могут работать в парах.

  1. вариант простой, 2- усложненный

(алгоритм сборки предлагает воспитатель по способностям детей).

Весело и дружно зажили друзья в новом и просторном доме.

C:\Users\user\Desktop\ C:\Users\user\Desktop\

А мы после строительных работ выполним производственную зарядку:

  1. Физминутка:

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

Молодцы, себя погладим,

А потом тихонько сядем.

2 Задание. Игра «Предмет, число, цифра»

Воспитатель: Мы построили дом, опираясь на технологическую карту (алгоритм действий). Сколько нам понадобилось различных элементов? Много.

Сейчас вам необходимо будет зафиксировать на картах количество использованных строительных материалов, потому что при строительстве нужен строгий учет материалов.

Задание на карточках:

Соедини цифру с количеством треугольников, использованных при строительстве крыши (4).

Соедини цифру с количеством квадратов, использованных при строительстве стен (5).

Соедини цифру с количеством квадратов с круглым окном, использованных при строительстве дома ( 2 или 1 – зависит от того, сколько ребенок использовал).

#1048;гра «Загадка и отгадка»

Воспитатель: В таком домике, как построили вы, может разместиться не один зайчик, а целая семья. Сколько в этой семье заек, вы узнаете, отгадав загадку. При этом вам нужно из конверта достать и выложить на столе столько кружков, сколько зайчиков вы посчитаете.

Один стоит, как часовой,

Другой лежит – трава под головой

А три на солнечной опушке

Играют в прятки – ушки на макушке.

Пересчитать сумейте

Всю заячью семейку.

Сколько кружков выложили и почему? (Пять, потому что в семейке пять зайчиков)

Воспитатель показывает картинку с изображением по загадке для проверки правильности выполнения задания и анализа..

(из рабочей тетради Е. Колесниковой «Я считаю до пяти»)

4 задание «Посмотри и сравни»

- В профессии строитель важно быть внимательным, заранее предусмотреть возможные неполадки, уметь вовремя заметить ошибки. На экране вы видите два домика. Что можете сказать о них? (Они похожи и отличаются). Наша задача: найти и обозначить отличия.

Предложите детям раскрасить столько кружков, сколько отличий они найдут между домиками на рисунке (рисунок на фланелеграфе)

(Если есть интерактивная доска, то нужно создать задание на сравнение, выполняя которое, ребенок цифрой будет отмечать каждое отличие. Их может быть пять или то количество, которое позволяет знание детьми счета).

5 задание «Круги Луллия».

Там, на стройке,
кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб – руководит… (И. Ильх)

Для строительства домиков, которые мы сравнивали в предыдущем задании, использовали вот такие разные плиты. С помощью кругов Луллия определите, сколько в данных фигурах треугольников.

C:\Users\user\Desktop\ (- это пример. Воспитатель может выполнить круги по своему усмотрению, подобрать только те геометрические фигуры, которые используются в предыдущем задании на сравнение).

Проводится работа в подгруппах. По количеству подгрупп соответственно изготавливается пособие.

Рефлексия

Воспитатель подводит итоги занятия:

  • Ребята, вы довольны тем, что мы сделали?

Благодаря вашим знаниям и умению конструировать каждый из вас сумел построить зайке надежный красивый домик. Недаром говорят в народе: «Построить здание - надо иметь знание».

  • Какой поступок мы совершили?
  • О какой профессии мы узнали?
  • Какими качествами должны обладать строители?
    Правильно! Они должны быть физически крепкими, трудолюбивыми, должны постоянно повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное людям дело.
  • Что вы узнали впервые?
  • Что вам было наиболее трудно? То, с чем не справились сегодня , обязательно справимся в дальнейшем. Потому что «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

На этом свою работу мы не закончим, потому что …

Занятие с открытым концом:

Говорим детям, что сконструированные ими домики теперь можно обустроить, из конструкторов и подручных материалов сделать огород для зайки, сад и т.д. по их усмотрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы, разработанный в технологии «Ситуация» Тема: «Юные фотографы»

Цель:1)     уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»), тренировать умение понимать и правильно упот...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием компьютерных технологий

Оборудование: компьютер, проектор, экран.Раздаточный материал: карточки с цифрами 1-5Таблица с геометрическими фигурами - слайд№5Круги, квадраты, треугольники разных цветов.Три бумажных куколки...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ "Играем и считаем".

Применение математических знаний в направленной игровой деятельности....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием дидактических игр. «Зайчик».

Цель:формировать пространственные представления: ниже, выше, уже, шире;Задачи:закрепить представления о геометрических фигурах;закрепить умение группировать их по признаку формы;закреплять порядковый ...