Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ "Играем и считаем".
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Применение математических знаний в направленной игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№25 Московского района Санкт-Петербурга»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ

                                                                                     Составила воспитатель

                                                                                      Ракитина И.В.

Санкт-Петербург

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ.

Тема: «Играем и считаем»

Цель занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности.

Оборудование: цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.

Задачи:

 Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения.

Образовательные: продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10; классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках.

Воспитывающие: адекватно оценивать себя и товарищей; воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Воспитатель. Ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а также цифры, геометрические фигуры, математические карточки.

Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:

Он большой, густой, зеленый,

Представляет целый дом

В нем найдут приют и птицы

Зайки, волки и куницы. (Лес)

Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!

– Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.

– Что нам делать?

– Надо отправиться в путешествие.

Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета – все получилось, синего – встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого – «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.

Блок 2. Содержательная часть

Воспитатель. Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?

Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.

Групповая работа:

1-я подгруппа – дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа – в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.

  • Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
  • Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
  • Счет прямой и обратный
  • Назовите все числа больше 5.
  • Назовите все числа меньше 6.
  • Какое число стоит между 3 и 5.
  • Какое число правее 3.
  • Какое число левее 7.
  • Кто соседи у 4.
  • Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
  • Что с ними происходит при движении влево?

Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

- Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали.

Физминутка:

Мы едем, едем, едем.

В далекие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья,

Нам весело живется,

Мы песенки поем, а в песенке поется

О том, как мы живем. 

Блок 4. Головоломка

Воспитатель. Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например, барабан – цилиндр, круг, дом – треугольник, прямоугольник, пирамида).

  • Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
  • 5.
  • Когда они вместе, как их назовем? (целое)
  • Можно ли это целое поделить на части?

Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.

  • Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей – 3 тела и 2 геометрические фигуры)
  • Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
  • Да, можно, по размеру.1 – большая и 4 – маленьких.
  • Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Воспитатель. Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них – рыба).

  • Кого мы встретили? (обитателей природы)
  • Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
  • Кто здесь лишний? Почему?
  • Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
  • Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
  • 8 (коза, медведь)
  • Сколько всего обитателей?
  • 6.
  • Сколько у них хвостов?
  • 6.
  • Сколько у них ушей?
  • 10, так как у рыбы ушей нет.
  • Сколько ног?
  • Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
  • Кто идет третьим?
  • Каким по счету лошадь?
  • Сколько животных прибудет в математику?
  • Спасибо.

Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)

  • Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)

Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».

Заполним математическую карточку:

  • Что известно? (часть, целое)
  • Чем являются животные, которые убежали? (частью)
  • Что нужно узнать? (часть)
  • Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
  • Сколько животных осталось? (4)

Блок 6. Содержательная часть занятия

  • Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?

Загадка:

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Да и та без сапога. (Гриб)

  • Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
  • Какие из них можно есть?
  • Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
  • Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
  • Сравните количество маслят и количество мухоморов?
  • Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
  • Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
  • Как их сделать поровну?
  • Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
  • Спасибо!

Блок 7. Резюме

  • Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
  • Чему учились во время путешествия? – Все ли у нас получилось?
  • Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
  • А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «В гости к царю - Считаю»

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных особенностей  дошкольников. В игровой форме дети закрепляют  знание последовательности чисел в пределах 10; знание состава числа 7...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Научим Незнайку считать»

Конспект занятия по ФЭМП с детьми 6-7 лет на закрепление пройденного материала...

Конспект открытого ООД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: “В гостях у царя Считая”

Конспект  открытого ООД по ФЭМП в  подготовительной группе....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Играем, считаем, решаем».

Цель: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Задачи:обучающая:учить детей самостоятельно составлять и решать арифметические задачи н...

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе с применением технологий «ЛЕГО - конструирования» «Построим ЛЕГО - город»

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе с применением технологий «ЛЕГО - конструирования»«Построим ЛЕГО - город»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid...