Образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Смирнова Светлана Алексеевна

Образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста

«Цветик-семицветик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Смольковский детский сад»

Образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста

«Цветик-семицветик»

Подготовила и провела:

                                                                              воспитатель высшей

                                                                          квалификационной категории  

Смирнова С. А.

2024 год

Цель: Способствовать формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению навыков количественного и порядкового счета, умения обозначать количество предметов цифрой.
  2.  Упражнять детей в понимании отношений рядом стоящих чисел в   пределах 10;  
  3. Продолжать формировать у детей  знания об основных компонентах арифметических задач;  упражнять в их решении  путем сложения и вычитания в пределах 10. Записывать решение  задач с помощью цифр и знаков.
  4. Способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах; умение ориентироваться на плоскости листа; определять время по часам с точностью до 1 часа;
  5. Поощрять желание детей оказать помощь; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магниты, конверт, письмо, лепестки для цветика- семицветика (желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой); 7 картинок с изображением игрушек, 6 картинок-матрешек, 5 картинок- зайчиков, образцы выполненных заданий.

Раздаточный материал:  математические пеналы, числовые веера, буквенно-числовые карточки, листы бумаги формата ½ альбомного листа, наборы карандашей для рисования

Предварительная работа:  чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 В круг широкий, вижу я,

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И занятие начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

В.: А занятие у нас сегодня будет необычное, а почему вы сейчас узнаете. Для этого вам нужно будет отгадать загадку.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала

В его лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила.

Ребята, про какую сказку эта загадка?

Д.:  Цветик-семицветик.

В.:  Верно. А кто главный герой в этой сказке? (Ответы детей).

В.: А какие волшебные слова говорила Женя, чтобы исполнялись ее желания?

Ребенок:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели!

В: Правильно. Ребята, Женя потратила все лепестки. А скажите, пожалуйста, лепесток какого цвета она потратила на хорошее дело? (Голубой).

В: Скажите, а остальные лепестки с пользой она потратила или нет? (Нет).

 Ребята, а вы знаете, нам сегодня от Жени пришло письмо. Прочитаем, что она написала? (Да).

Воспитатель читает письмо:

  Ребята, старушка дала мне очень красивый цветок. У него было 7 лепестков разного цвета. Я назвала его Цветик-Семицветик. Лепестки эти непростые, а волшебные. Я вас очень прошу собрать мне 6 лепестков, которые я потратила впустую. Ведь только один лепесток помог мальчику Вите. Если вы выполните все задания правильно, цветок снова будет иметь прежнюю силу. И я смогу помочь тем, кто в этом нуждается.

В: Вот с такой просьбой к нам обратилась девочка Женя.

-Поможем ей?  Соберем лепестки?  (Да). Ведь в жизни есть очень много важных и нужных дел...

В: Но, чтобы ей помочь нам нужно быть какими? (Отважными, добрыми, хорошими, смелыми, находчивыми, внимательными).

2 часть- Основная

Итак, 1 задание – математическая разминка.

 В.: Сейчас мы быстро будем передавать мяч и считать в прямом порядке, от одного и дальше.

(Дети передают мяч друг другу и считают от одного и дальше по порядку)

А теперь я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете мне отвечать. (Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос).

- Назови соседей весны?

- Назови весенние месяцы по порядку?

-  Какое время года самое жаркое?

- Какое время года самое холодное?

- Сколько дней в неделе?

- Назови  предыдущее число, числа 5?

- Назови последующее число числа 7?

-  Какое число пропущено между числами  7 и  9?

-  Назови соседей числа 8?

- Какое число находится между числами 4 и 6

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько углов у овала?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько месяцев в году?

- Справа - слева

- День- ночь

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько солнышек на небе ночью?

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера?

- Какой сейчас месяц?

- Спим мы ночью, а делаем зарядку. (утром)

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у четырех котов?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько лап у двух собак?

- Сколько в неделе выходных?

- Сколько ушек у двух кошек?

- Сколько глаз у совы?

- Что длиннее 12 месяцев или год?

- Сколько пальцев на двух руках?

В.: Молодцы, ребята, вы ответили правильно на все вопросы и зарабатываете первый лепесток. Прошу пройти к рабочим столам. А я прикреплю первый лепесток желтого цвета.

 (Дети садятся за столы).

В: Давайте вспомним правила поведения во время занятий:

- За столом  сиди  ты стройно и веди себя (спокойно)

-Ответить хочешь – не кричи, а только руку (подними).

Я попрошу вас на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

2.Теперь внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, что на нем вы видите? (Картинки игрушек).

В: Сосчитайте, сколько всего игрушек перед вами (7).

В:

 -Какая игрушка  стоит первой?

-Какая стоит последней?

У вас на столах лежат числовые веера. Покажите мне пожалуйста все, каким по счету находится зайчик?

- Какая по счету находится пирамидка?

Все ребята показывают, а кто- то один отвечает.

- На каком по счету месте мяч -игрушка?

Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились. Заработали второй лепесток. (Воспитатель прикрепляет 2 лепесток красного цвета).

Положите веера на место и встаньте рядом со своими столами.

Физкультминутка

В.: Немножко отдохнем

Мы все с вами дружно встали и на месте зашагали

А потом мы улыбнулись, выше, выше потянулись

Сели- встали, сели- встали, за минутку сил набрались

Плечи свои распрямите! Поднимите, опустите.

Вправо, влево наклонитесь, и на место все садитесь!

3.В: Итак, мы получили 2 лепестка, а, чтобы получить третий, нам нужно решить задачи. Но сначала давайте вспомним из каких частей состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ).

В: Молодцы, ребята, а теперь приступаем к работе. Слушайте внимательно задачу. Ответ покажите с помощью числового веера. Каждый работает сам.

Три матрешки встали в ряд

Показали свой наряд

Три еще к ним подбежали

Сколько их в красивом зале?

( дети показывают цифру 6)

В: Давайте  разберем задачу. Какое условие в этой задаче? Какой вопрос?

 (Потом воспитатель показывает решение). Молодцы!

Давайте решим еще одну задачку.

       Раз, два, три, четыре, пять…

       Вышли зайцы погулять.

       Двое зайцев потерялись,

      Сколько до дому добрались?

 (дети показывают цифру 3)

В: Какое условие в этой задаче? Какой вопрос?

Ребята, решение этой задачи выложите с помощью цифр.

(Дети выкладывают 5-2=3).

(После этого педагог показывает решение)

В: И с этим заданием вы справились. Молодцы! Убирайте, пожалуйста, цифры в сторону. А я прикрепляю третий, зеленый лепесток.

4. В:  Ребята, у некоторых из вас на столах лежат буквенно-числовые карточки, возьмите их, пожалуйста, и выйдите на коврик. С помощью цифр, которые есть на карточках, постройтесь в числовой ряд от 10 до 1. (Дети выстраиваются). Проверяем, правильно ли построились ребята от 10 до 1.  Начинай считать. (Ребенок считает). Правильно? (Да).

Молодцы, а теперь поменяемся. Выходите на коврик другие, оставшиеся ребята. Нам с вами нужно тоже построиться, но уже от 1 до 10. Плюс задание наше будет еще сложнее, нам надо будет узнать слово, которое зашифровано на этих карточках.

1,2,3,4,5 новый ряд построй опять (дети строятся)

 В.: а теперь я предлагаю перевернуть ваши карточки обратной стороной. И мы узнаем, какое слово зашифровано. А прочитает его нам ...  

 Ребенок читает слово МАТЕМАТИКА. Молодец, Денис.

- У нас получилось слово «Математика»

В.: Нужная это наука? Важная? (да)

Ребята, вы справились с этим заданием. Заработали  еще один синий лепесток. (Денис прикрепи его пожалуйста). (Дети садятся).

В: Сколько у нас уже лепестков? Посчитай, Денис

5. В: У вас на столах лежит чистый лист бумаги и цветные карандаши. Перед тем как приступить к следующему заданию, за которое мы получим 5 лепесток, я предлагаю вспомнить геометрические фигуры.

-Какие геометрические фигуры вы знаете? Не забываем поднимать руку. (Ответы детей).

-Кто дополнит? Итак, мы с вами вспомнили геометрические фигуры.

Сейчас я предлагаю вам нарисовать на лежащих перед вами листочках разноцветные шары. Но шары эти будут необычные, они будут разной геометрической формы. Я буду говорить, какого цвета фигура и где она будет располагаться на листе, а вы внимательно слушайте.

В.: Чем будет геометрическая фигура отличаться от шарика? (ответы детей) У каждого шарика есть веревочка. Вы должный не просто нарисовать геометрическую фигуру, но и нарисовать веревочку, чтобы было видно, что это шарик.

 Итак, готовы меня слушать? Все сели прямо, потому что вы будете рисовать и вам должно быть удобно. Спинки выпрямили, локоточки не висят.

Начинаем рисовать.

-нарисуйте зеленым карандашом круглый шар в центре листа. (Зеленый круглый шар в центре листа)

В: Если вы закончили, кладем карандаш и поднимаем глазки, чтобы я видела, что вы закончили

правом верхнем углу нарисуйте треугольный желтый шар

левом верхнем углу нарисуйте красный квадратный шар

правом нижнем углу нарисуйте синий овальный шар

левом нижнем углу нарисуйте оранжевый прямоугольный шар (После этого педагог показывает свой выполненный образец). Ребята. А теперь проверьте себя, сравните с образцом. Правильно? (Да). Молодцы. А я пройду у вас посмотрю

И с эти заданием вы тоже справились. Получаем пятый лепесток для девочки Жени. Сколько лепестков нам осталось собрать? (Один).

  1. В: правильно. Т.е. нам осталось выполнить последнее шестое задание. Для этого я предлагаю вам  выйти на коврик  к напольным часам.  Мы с вами поиграем в игру « Часы» (На полу по кругу лежат цифры от 1 до 12). Я буду произносить слова, а вы в это время двигайтесь по часовой стрелке. Готовы? (Да).

Мы часы, наш точен ход

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите

Вы нам время покажите.

Стоп!

Покажите мне, пожалуйста, время 4 часа. Молодцы.

Встали Даша и Лена. Потому что мы знаем, что минутная стрелка всегда показывает 12

 Давайте еще поиграем. (3 раза).

И с этим заданием вы тоже справились. И заработали лепесток. А теперь подойдем к нашему цветку, посмотрим, сколько у него ТЕПЕРЬ лепестков? (6).

В - Полным говорим ответом: «Мы собрали 6 лепестков». Встаньте так, чтобы всем было видно.

3 часть. Заключительная

(Воспитатель собирает лепестки)

Мы возьмем эти лепестки, положим в конверт и отправим их девочке Жене. Но, чтобы эти лепестки попали к девочке Жене нужно опять вспомнить волшебные слова, которые произносила сама Женя. Давайте их произнесем все вместе. Три-четыре:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

В: Вели, чтобы эти лепестки оказались у девочки Жени.

 Положим эти лепестки в конверт и отправим их девочке Жене.

На этом наше занятие с вами подошло к концу.

- Ребята, вам было сегодня интересно?

- Скажите, а что вам больше всего понравилось?

-Что Лене сегодня запомнилось?

- А что для вас было трудным?

-Ну как у вас настроение?

В: Ребята, я считаю, что вы сегодня хорошо постарались, помогли девочке Жене.   Спасибо вам за работу. Вы молодцы!  Идите все отдыхать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП ) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Играем с Машей и Медведем»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию    (ФЭМП ) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Играем с Машей и Медведем»Цель: Ра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (фэмп) для детей старшего дошкольного возраста «Сундук деда Мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (фэмп) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Кошка и котёнок»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование ценностей картины мира), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для воспитанников старшего дошкольного возраста на тему: «Математический лабиринт».

Цель: развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.Зад...