"Формирование предпосылок математичесой грамотности у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Ильина Ирина Владимировна

Математика является одной из важнейших областей знаний, которую дети начинают осваивать уже в раннем возрасте. Для формирования предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста используются различные методы и подходы, включая дидактические игры.

Дидактические игры представляют собой специально организованную деятельность, направленную на обучение и воспитание детей. Они помогают детям усваивать новые знания и навыки, развивать логическое мышление, внимание, память и другие когнитивные способности. Эти игры помогают развивать у детей интерес к математике, улучшают их математические навыки и способствуют формированию предпосылок математической грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Выполнили воспитатели:

Ильина И.В.

                                                                                                                                         Карло О.О.

Санкт-Петербург

2024


Содержание

Введение        3

1. Понятие дидактической игры для детей раннего возраста        5

1.1 Теоретические аспекты дидактических игр        5

1.2 Организации дидактических игр в раннем возрасте        7

2. Дидактические игры как средство формирования математической грамотности у детей раннего возраста        9

2.1 Виды дидактических игр        9

2.2 Структура дидактических игр        10

Заключение        14

Список литературы        15


Введение

На современном этапе важнейшим вопросом является продуктивное развитие интеллектуальных способностей детей раннего возраста. Важнейшую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Но знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично [4, с.86].

Исходя из этого возникает вопрос, возможно ли ли повысить мотивацию детей раннего возраста в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Актуальность данной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Формирование первичных математических знаний у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на количествах и связанных с ними  действиях, перестановке предметов, изменении способа расположения.

Цель: изучить эффективность использования дидактических игр на формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задач:

  1. Рассмотреть теоретическую базу формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  2. Исследовать эффективность использования дидактических игр на формирование математических представление у детей младшего дошкольного возраста.


1. Понятие дидактической игры для детей раннего возраста

1.1 Теоретические аспекты дидактических игр

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Это период сенситивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением [2, с.132].

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Важно обучить детей разнообразным действиям с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Образовательная область «Познание» и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь давно известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения [3, с.98].

Математика является одной из важнейших областей знаний, которую дети начинают осваивать уже в раннем возрасте. Для формирования предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста используются различные методы и подходы, включая дидактические игры.

Дидактические игры представляют собой специально организованную деятельность, направленную на обучение и воспитание детей. Они помогают детям усваивать новые знания и навыки, развивать логическое мышление, внимание, память и другие когнитивные способности. Эти игры помогают развивать у детей интерес к математике, улучшают их математические навыки и способствуют формированию предпосылок математической грамотности.

Дидактическая игра - это разновидность учебных занятий в форме игры, направленных на решение конкретных задач обучения и воспитания. Они играют большую роль в развитии мышления не только детей раннего возраста, но и дошкольников в целом. Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей.

Игра - естественный способ развития ребенка, в игре ребенок, раскрывает свои творческие способности, осваивает навыки и новые знания, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая опыт общения [1, с.43].

При поддержке взрослого ребенок использует простейшие способы обследования: сравнение предметов по свойству, определение сходства – различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному образцу (по цвету, форме, размеру).

Практика работы с детьми раннего возраста показывает, что на успешность развития влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

1.2 Организации дидактических игр в раннем возрасте

Требования предъявляемые к дидактическим играм, основанные на психологических особенностях детей раннего возраста, на подготовительном этапе:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.


2. Дидактические игры как средство формирования математической грамотности у детей раннего возраста

Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов [4, с.156].

Дидактические игры различаются: по обучающему содержанию, познавательности, деятельности детей, игровым действиям и правилам, организацией и взаимоотношением детей, по ролям воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм.

2.1 Виды дидактических игр

Подготовительный этап дидактических игр:

Игры с предметами - поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте - предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:

  • Организация места для игры. Если игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ним могли удобно расположиться все участники игры и педагог. Если игра проходит в форме путешествия, необходимо тщательно подготовить «маршрут» с остановками, одной или двумя, и убрать с пути следования детей все яркие, крупные, отвлекающие внимание предметы и игрушки, не имеющие отношения к игре.
  • Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки, блоки Дьеныша, палочки Кюинезера. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.

Игры с предметами вызывают наибольший интерес у детей 1 группы раннего возраста [8, с.184].

Настольно-печатные игры - более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Настольно-печатные игры требуют от малышей повышенного внимания и логического мышления.

2.2 Структура дидактических игр

Организационный этап в структуре дидактических игры с детьми раннего возраста, включает:

  • подготовку к проведению;
  • непосредственно игровую деятельность;
  • анализ.

При подготовке игры воспитатель должен:

  • отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
  • выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
  • определить количество участников;
  • подготовить материал, оборудование;
  • обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
  • провести предварительную работу с детьми.

Также организационный этап подразумевает временной план игр:

  1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
  2. Основная часть (6–7 мин).

Сообщение игровой задачи и правил игры - для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.

Показ игровых действий - должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.

Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками [6, с.70].

Наиболее целесообразные приёмы математических дидактических игр для детей раннего возраста.

Приём

Содержание

Какие бывают фигуры?

Развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Формирование представлений о свойствах предметов и ближайшего окружения: цвет, форма, размер, выделение признаков различия и сходства.

Предмет: блоки Дьеныша.

Подбери фигуру.

Развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Сколько кружков, а сколько квадратиков?

Формирование количественных представлений.

Сравнение групп предметов по количеству, знакомство с понятиями «один», «много», «ни одного», «столько же», «больше», «меньше».

Предмет: палочки Кюинезера.

Подбр цифр к каждой карточке с изображением количества предметов.

Формирование количественных представлений.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1–3, формирование умения соотносить цифру с количеством, порядок следования числительных в пределах 5.

Заключительный этап:

Подведение итогов (1–2 мин) - воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.

Дидактическая игра с детьми раннего возраста может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.

После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.

Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.


Заключение

В период раннего возраста ребенок восприимчив к освоению нового, важно не упустить этот период, но в тоже время его нельзя перегружать знаниями.

Математические знания и представления активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира. Интересный, красочный наглядный материал, дидактические пособия способствуют тому, что ребенок с удовольствием овладевает знаниями, даже не догадываясь о том, что он решает учебную задачу, думая, что он просто играет.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор детей раннего возраста, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование дидактических игр в процессе обучения математике позволит повысить уровень развития элементарных математических представлений детей раннего возраста, если разрабатывать данные игры в соответствии с их структурой и на основе требований успешности их проведения.

Роль педагога в этом процессе познания  – поддержание интереса детей и регулирование деятельности. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.


Список литературы

  1. Александр, Ильич Савенков Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО / Александр Ильич Савенков. - М.: Юрайт, 2021. - 875 c.
  2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2021. - 208 c.
  3. Бычкова, Н.И. Интерактивные развивающие игры для дошкольников. Как отправить снег в Африку. / Н.И. Бычкова. - М.: Интеллект-Центр, 2022. - 613 c.
  4. Веракса, Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2023. - 187 c.
  5. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2023. - 510 c.
  6. Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 158 c.
  7. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Габова. - М.: Юрайт, 2023. - 664 c.
  8. Дыбина, О. В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич. - М.: Сфера, 2017. - 64 c.
  9. Дыбина, О.В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2020. - 960 c.
  10. Знаю все профессии-2. Развивающая игра для дошкольников. - М.: ИП Бурдина С. В., 2022. - 10 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста: социально- коммуникативная и речевая компетентности"

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста»

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономич...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...